Статья
Как провести урок «Автономное существование человека в природе»
(6 класс урок ОБЖ)
Исаенкова Любава Юрьевна
Тип урока:Урок обобщения и систематизации (урок-игра)
Вид урока:игра
Цель:систематизировать и закрепить полученные ранее знания по теме.
Задачи урока:
Образовательная:
· Обобщить знания учащихся по темам: «Экстремальные ситуации в природных условиях», «Основные правила поведения в экстремальной ситуации.», «Определение направления выхода» , «Ориентирование.», "Оборудование временного укрытия", "Разведение костра в природных условиях", "Добывание воды и пищи в природных условиях", «Сигналы бедствия».
· Межпредметные связи (с уроком литературы, внеклассное чтение).
Воспитательная:
· Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации.
· Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей.
Развивающая:
· Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы.
· Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ через игровую деятельность.
Личностные результаты:
· Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты:
· Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
· Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
· Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
· Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные результаты:
· Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
· Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, характера и их последствия
· Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях автономного существования.
· Умение находить выход из сложной ситуации.
Оборудование:доска, компьютер, проектор, экран,
Ход урока:
Класс заранее поделён на 4 группы
Ход урока |
Номер слайда |
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие «По следам Робинзона Крузо». Как вы думаете, почему именно так называется наш урок? Вариант ответа учащихся:Робинзон Крузо, моряк из английского города Йорка. Корабль, на котором плыл Робинзон, разбился о скалы. Команда и пассажиры погибли. Одному Робинзону удалось добраться до берега. Это был необитаемый берег. Несчастный путник оказался здесь совершенно один. С первой же минуты своей жизни на острове Робинзон стал действовать, работать не покладая рук.
|
1 слайд
|
Учитель: правильно, Робинзон оказался, как бы мы сейчас с вами сказали? Ученик: в условиях автономного существования человека в природе. Учитель: правильно. |
|
Учитель: сейчас я хочу вам предложить посмотреть притчу |
2 слайд ( смотрят «Всё в твоих руках..»)
|
Учитель: А как вы считаете,о чём притча? Ученик: всё в руках человека, какая бы ситуация не случилась человек стоит перед выбором. Учитель: и сегодня у нас есть ещё один смысл, всё в наших РУКАХ, мы будем с вами отрабатывать на практике полученные раньше знания о поведении в условиях автономного существования. |
|
М ы с вами сегодня попробуем представить себя в условиях автономного существования. Но нам с вами будет намного легче, чем Робинзону. Мы с вами будем ни одни, а в группе, а это намного проще.
|
Звучит фрагмент песни «Если с другом вышел в путь.»
|
Учитель: давайте представим, что мы с вами на необитаемом острове. Что первое мы будем делать? Ученики предлагают. Учитель: давайте посмотрим, а что же сделал Робинзон?
Читают: «..выбрав на берегу удобное местечко для ночлега, я загородил его со всех сторон сундуками и ящиками, а внутри этой ограды соорудил из досок нечто вроде шалаша…. После я принялся строить себе палатку. Я сделал её из паруса и жердей, которые нарезал в лесу» |
3 слайд
|
Первое задание командам Заполните схему, допишите условия, от которых зависит конструкция временного укрытия.
|
4 слайд
|
Проверяем задание
|
|
Второе задание командам: При помощи стрелок установите соответствие между вопросом и ответом.
|
5 слайд
4 слайд |
Проверяем как выполнено задание Верный ответ, смотрим виды укрытий Третье задание: из предложенного изготовить временное укрытие. 3 карточки: 1. Из 6 слег, верёвки и куска полиэтилена (вигвам) 2. Из верёвки, двух опор и куска полиэтилена (шалаш) 3. Из двух опор, куска полиэтилена и нескольких камней (навес) 4. Из одной опоры, куска полиэтилена и камней (заслон)
|
6 – 7 слайды
|
Проверка выполнения задания, проговариваем что можно использовать если нет полиэтилена (ветки), как их правильно укладывать (снизу вверх). Что ещё можно использовать при постройке убежища.
|
8 слайд
|
Давайте опять обратимся к персонажу книги Д.Дэфо Читают: «..Беспокоил меня также вопрос, как я буду добывать себе пищу, когда у меня выйдут запасы: кроме птиц да двух каких-то зверьков, вроде нашего зайца, выскочивших из лесу при звуке моего выстрела, никаких живых существ я здесь не видел.»
|
9 слайд
|
Учитель: следующее задание, которое нам предстоит выполнить: команды получают карточки с растениями. Определите, пожалуйста, какие это растения и какую часть у какогорастения можно употреблять в пищу.
|
10 слайд
|
Ель – хвоя и молодые зародыши шишек Одуванчик – корень и цветки Ива-чай – листья, стебли, цветки Клевер – соцветия Пастушья сумка – плоды и побеги Кедр – орехи Крапива – листья |
|
Представим, что у вас всё-таки осталась пара мешочков с какой-то крупой. Задача команды определит,ь что в каком мешочке находится. Выдаются пакетики с манкой, гречкой, солью, сахаром, пшеничкой. Проверка задания.
|
|
И снова пришло время обратиться к произведению. Читают:Меня мучила жажда. Я пошёл посмотреть, нет ли где поблизости пресной воды, и, отойдя на четверть мили от берега, к великой моей радости, отыскал ручеёк. |
11 слайд
|
Каждая команда делится пополам Одна группа: отвечает на вопросы. Остановившись у лесного водоёма, группа с удивлением обнаружила, что запасы чистой воды у неё иссякли. Из предложенных вариантов выберите и подчеркните способы очистки и обеззараживания воды, которые Вы можете им порекомендовать? § ягодами бузины § 8-10 каплями йодной настойки на 1 л воды § ягодами ландыша § дать воде отстояться § перманганатом калия («марганцовкой») § отфильтровать § кипячением в течение 10 минут § 20 каплями валидола на 1 л воды
Вторая группа из подручного материала делает фильтр для очистки воды
|
12 слайд
|
Учитель: с продуктами разобрались, водой запаслись пришло время и костёр развести. Давайте вспомним какие бывают виды костров? Ответы учащихся: пламенные, жаровые и дымовые.
|
13 слайд
|
А теперь около каждого временного укрытия давайте разложим костры из предложенных брёвен. И рассказать как можно развести огонь ( не повторяя предложенного предыдущей командой).Название костра у вас написано на карточках. 1 карточка – нодья 2 карточка- таёжный 3 карточка – шалаш 4 карточка – колодец Возможные варианты способов разведения огня –
ü с помощью лупы (очки, стекло битой бутылки, стекло от очков) ü ударами о камень (выбивание искры) ü с помощью лука и палочки (вращать до появления дымка) ü Потрите сторону батарейки с контактами о шерсть. Последняя начнет дымиться и, в конце концов, загорится. ü С помощью батарейки и куска фольги ü Верёвка вокруг палочки и крутить ü
|
14 слайд
15 слайд
|
Читают: Один раз мне показалась, что я вижу корабль… Учитель: а что бы могли сделать мы с вами в этой ситуации? (разные варианты ответов учащихся – позвонить по сотовому телефону, использовать яркую одежду, палатку яркую, выложить вещами на земле, вытоптать ногами на снегу, подать сигнал фонариком, зеркалом ), выложить международные сигналы бедствия.
Учитель: сейчас каждая команда по очереди будет потерпевшей бедствие, а остальные спасатели. Задача пострадавших выложить сигнал, задача остальных опознать что показывает команда. Чем сложнее знаки, тем интереснее. |
|
Читают: Как я установил впоследствии по корабельному журналу, мой отъезд состоялся 19 декабря 1686 года. Таким образом, я прожил на острове двадцать восемь лет два месяца и девятнадцать дней. Учитель: Находясь в экстремальной ситуации никогда нельзя терять надежду. Человека обязательно будут искать, но и он должен приложить к этому не мало сил. Почему же один человек может приспособиться к сложным условиям автономного существования, а другой нет? Ответы учащихся. Учитель: главное – это уметь управлять собой и знать и уметь как надо себя вести в экстренной ситуации. Мы сегодня с вами повторили основные навыки поведения в случае автономного существования.
|
16 слайд
|
Давайте подведём итоги нашей игры. В первые минуты чрезвычайной ситуации недопустимо действовать, подчиняясь эмоциям. Следует проанализировать ситуацию, собрать информацию об условиях сложившейся ситуации, оценить своё положение, продумать пути выхода, оценить свои возможности. И ты будешь себя тем увереннее чувствовать, чем больше ты будешь знать и уметь. Капитаны команд выставляют свои оценки каждому участнику, обсуждая это с ребятами. Учитель корректирует отметки.
|
|
Рефлексия.
Ø Урок полезен, всё понятно!
Ø Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
Ø Ещё придётся потрудиться…
Да, трудно всё-таки учиться!!!
|
|
Домашнее задание: составить меню на обед на выбранном вами необитаемом острове и придумать вид укрытия на этом острове. |
|
Спасибо за урок. До свидания!
|
|