Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Как провести урок «Автономное существо­вание человека в природе»

(6 класс урок ОБЖ)

Исаенкова Любава Юрьевна

Тип урока:Урок обобщения и систематизации (урок-игра)

Вид урока:игра

Цель:систематизировать и закрепить полученные ранее знания по теме.

Задачи урока:

Образовательная:

·         Обобщить знания учащихся по темам: «Экстремальные ситуации в природных условиях»,  «Основные правила поведе­ния в экстремальной ситуации.», «Определение направления выхода» , «Ориентирование.»,  "Оборудование временного укрытия", "Разведение костра в природных условиях", "Добывание воды и пищи в природных условиях", «Сигналы бедствия».

·         Межпредметные связи (с уроком литературы, внеклассное чтение).

Воспитательная: 

·         Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации.

·         Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей.

 

Развивающая: 

·         Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы.

·         Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ через игровую  деятельность.

Личностные результаты:

·         Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 

Метапредметные результаты:

·         Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

·         Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·         Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;

·         Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

·         Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные результаты:

·      Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

·      Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, характера и их последствия

 

 

 

·      Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях автономного существования.

 

·      Умение находить выход из сложной ситуации.

 

 

Оборудование:доска, компьютер, проектор, экран,

Ход урока:

Класс заранее поделён на 4 группы

 

Ход урока

Номер слайда

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие «По следам Робинзона Крузо».

Как вы думаете, почему именно так называется наш урок?

Вариант ответа учащихся:Робинзон Крузо, моряк из английского города Йорка. Корабль, на котором плыл Робинзон, разбился о скалы. Команда и пассажиры погибли. Одному Робинзону удалось добраться до берега. Это был необитаемый берег. Несчастный путник оказался здесь совершенно один. С первой же минуты своей жизни на острове Робинзон стал действовать, работать не покладая рук.

 

1 слайд

 

 

 

Учитель: правильно, Робинзон оказался, как бы мы сейчас с вами сказали?

Ученик: в условиях автономного существо­вания человека в природе.

Учитель: правильно.

 

 

Учитель: сейчас я хочу вам предложить посмотреть притчу

 2 слайд ( смотрят «Всё в твоих руках..»)

 

 

Учитель: А как вы считаете,о чём притча?

Ученик: всё в руках человека, какая бы ситуация не случилась человек стоит перед выбором.

Учитель: и сегодня у нас есть ещё один смысл, всё в наших РУКАХ, мы будем с вами отрабатывать на практике полученные раньше знания о поведении в условиях автономного существования.

 

М ы с вами сегодня попробуем представить себя в  условиях автономного существования. Но нам с вами будет намного легче, чем Робинзону. Мы с вами будем ни одни, а в группе, а это намного проще.

 

 

 

Звучит фрагмент песни

 «Если с другом вышел в путь.»

 

Учитель: давайте представим, что мы с вами на необитаемом острове. Что первое мы будем делать?

Ученики предлагают.

Учитель: давайте посмотрим, а что же сделал Робинзон?

 

 

 

 

Читают: «..выбрав на берегу удобное местечко для ночлега, я загородил его со всех сторон сундуками и ящиками, а внутри этой ограды соорудил из досок нечто вроде шалаша…. После я принялся строить себе палатку. Я сделал её из паруса и жердей, которые нарезал в лесу»

 

 

 

3 слайд

 

 

 

 

 

 

Первое задание командам

Заполните схему, допишите условия, от которых зависит конструкция временного укрытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

4 слайд

 

 

 

Проверяем задание

 

 

 

 

 

 

Второе задание командам:

При помощи стрелок установите соответствие между вопросом и ответом.

 

 

 

 

 

 

 

 

5 слайд

 

4 слайд

Проверяем как выполнено задание

Верный ответ, смотрим виды укрытий

Третье  задание: из предложенного изготовить временное укрытие. 3 карточки:

1.      Из 6 слег, верёвки и куска полиэтилена (вигвам)

2.      Из верёвки, двух опор и куска полиэтилена (шалаш)

3.      Из двух опор, куска полиэтилена и нескольких камней (навес)

4.      Из одной опоры, куска полиэтилена и камней

(заслон)

 

6 – 7 слайды

 

Проверка выполнения задания, проговариваем что можно использовать если нет полиэтилена (ветки), как их правильно укладывать (снизу вверх). Что ещё можно использовать при постройке убежища.

 

8 слайд

 

Давайте опять обратимся к персонажу книги Д.Дэфо

Читают: «..Беспокоил меня также вопрос, как я буду добывать себе пищу, когда у меня выйдут запасы: кроме птиц да двух каких-то зверьков, вроде нашего зайца, выскочивших из лесу при звуке моего выстрела, никаких живых существ я здесь не видел.»

 

 

9 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 


Учитель: следующее задание, которое нам предстоит выполнить: команды получают карточки с растениями. Определите, пожалуйста, какие это растения и какую часть у какогорастения можно употреблять в пищу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 слайд

 

Ель – хвоя и молодые зародыши шишек

Одуванчик – корень и цветки

Ива-чай – листья, стебли, цветки

Клевер – соцветия

Пастушья сумка – плоды и побеги

Кедр – орехи

Крапива – листья

 

Представим, что у вас всё-таки осталась пара мешочков с какой-то крупой. Задача команды определит,ь что в каком мешочке находится.

Выдаются пакетики с манкой, гречкой, солью, сахаром, пшеничкой.

Проверка задания.

 

 

 

И снова пришло время обратиться  к произведению.

Читают:Меня мучила жажда. Я пошёл посмотреть, нет ли где поблизости пресной воды, и, отойдя на четверть мили от берега, к великой моей радости, отыскал ручеёк.

11 слайд

 

 

Каждая команда делится пополам

Одна группа: отвечает на вопросы.

Остановившись у лесного водоёма, группа с удивлением обнаружила, что запасы чистой воды у неё иссякли. Из предложенных вариантов выберите и подчеркните способы очистки и обеззараживания воды, которые Вы можете им порекомендовать?

§ ягодами бузины

§ 8-10 каплями йодной настойки на 1 л воды

§ ягодами ландыша

§ дать воде отстояться

§ перманганатом калия («марганцовкой»)

§ отфильтровать

§ кипячением в течение 10 минут

§ 20 каплями валидола на 1 л воды

 

Вторая группа из подручного материала делает фильтр для очистки воды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 слайд

 

Учитель: с продуктами разобрались, водой запаслись пришло время и костёр развести. Давайте вспомним какие бывают виды костров?

Ответы учащихся: пламенные, жаровые и дымовые.

 

 

 

 

 

 

 

13 слайд

 

 

А теперь около каждого временного укрытия давайте разложим костры из предложенных брёвен. И рассказать как можно развести огонь ( не повторяя предложенного предыдущей командой).Название костра у вас написано на карточках.

1 карточка – нодья

2 карточка- таёжный

3 карточка – шалаш

4 карточка – колодец

Возможные варианты способов разведения огня –

 

 

ü  с помощью лупы (очки, стекло битой бутылки, стекло от очков)

ü  ударами о камень (выбивание искры)

ü  с помощью лука и палочки (вращать до появления дымка)

ü  Потрите сторону батарейки с контактами о шерсть. Последняя начнет дымиться и, в конце концов, загорится.

ü  С помощью батарейки и куска фольги

ü  Верёвка вокруг палочки и крутить

ü   

 

 

14 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


15 слайд

 

Читают: Один раз мне показалась, что я вижу корабль…

Учитель: а что бы могли сделать мы с вами в этой ситуации?

 (разные варианты ответов учащихся – позвонить по сотовому телефону, использовать яркую одежду, палатку яркую, выложить вещами на земле, вытоптать ногами на снегу, подать сигнал фонариком, зеркалом ), выложить международные сигналы бедствия.

 

Учитель: сейчас каждая команда по очереди будет потерпевшей бедствие, а остальные спасатели. Задача пострадавших выложить сигнал, задача остальных опознать что показывает команда. Чем сложнее знаки, тем интереснее.

 

 

 

 

 

Читают: Как я установил впоследствии по корабельному журналу, мой отъезд состоялся 19 декабря 1686 года. Таким образом, я прожил на острове двадцать восемь лет два месяца и девятнадцать дней.

Учитель:

Находясь в экстремальной ситуации никогда нельзя терять надежду. Человека обязательно будут искать, но и он должен приложить к этому не мало сил.

Почему же один человек может приспособиться к сложным условиям автономного существования, а другой нет?

Ответы учащихся.

Учитель: главное – это уметь управлять собой и знать и уметь как надо себя вести в экстренной ситуации. Мы сегодня с вами повторили основные навыки поведения в случае автономного существования.

 

 

16 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте подведём итоги нашей игры.

В первые минуты чрезвычайной ситуации недопустимо действовать, подчиняясь эмоциям. Следует проанализировать ситуацию, собрать информацию об условиях сложившейся ситуации, оценить своё положение, продумать пути выхода, оценить свои возможности. И ты будешь себя тем увереннее чувствовать, чем больше ты будешь знать и уметь.

Капитаны команд  выставляют свои оценки каждому участнику, обсуждая это с ребятами. Учитель корректирует отметки.

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

Ø  Урок полезен, всё понятно!

 

 

 

Ø  Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

 

 

 

Ø  Ещё придётся потрудиться…

 

 

 

 

 

Да, трудно всё-таки учиться!!!

 

17 слайд

 

 

 

 

 

 


 

Домашнее задание: составить меню на обед на выбранном вами необитаемом острове и придумать вид укрытия на этом острове.

 

 

Спасибо за урок.

До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»