Совместная организованная деятельность для детей логопедической старшей группы на тему:
«Если возник пожар или опасные ситуации в жизни людей»
Цель:
Формировать у детей представление о предметах и ситуациях, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.
Задачи:
- Закреплять с детьми знания правил уличного движения; знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по пешеходному переходу, знать назначение и сигналы светофора.
- Закреплять правила поведения на улице: не играть на тротуаре, на мостовой, у дорог.
- Закреплять представление о несчастных случаях в быту, предостерегать детей от беды.
- Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности. Сформировать элементарные знания об опасности шалостей с огнём.
- Дать детям знания о лесных пожарах. Научить выполнять правила поведения во время пожара в квартире и в лесу.
- Закреплять умения составлять рассказ по картине, используя в речи сложные предложения, согласовывая прилагательное с существительным.
- Продолжать закреплять умение отвечать на вопросы чётко и полным ответом.
-Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.
Материалы:
Игрушка «Буратино», картинки-задания №3, 5, 7, 8, 9 из книги «Безопасность». Авторы Н. Н Авдеева, О. Л Князева, Р. Б Стёркина, картины с изображением леса до пожара, и с изображением леса после пожара, книга «Осторожные сказки», рассказ «Осколок стекла», письмо от огненной змейки, яркий шар или мяч, карточка с условием игры «Если возник пожар» - книга «Как обеспечить безопасность дошкольников», цветик-семицветик.
Дети стоят в кругу, ведущий держит воздушный шар. Играющий должен сказать последнее слово стихотвоной строчки и передать шар другому.
Ход занятия:
- Много опасностей подстерегает людей, но их можно избежать, если знать как правильно себя вести.
- Жил был Буратино, он очень любил гулять в лесу и наблюдать за его обитателями. Но он постоянно попадал в беду, потому что не знал, как вести себя.
- Буратино пришёл к нам в гости и просит научить его правилам безопасного поведения (показать игрушку) .
- Ребята, поможем Буратино выучить правила безопасного поведения?
Предложить детям выполнить задания №3, 7, 8, 9, 5 из книги «Безопасность». Обосновать ответы.
- Раскрасить нужным цветом сигналы на светофоре.
- Определить, почему нельзя играть на мостовой, какая опасность подстерегает детей.
-Какие опасности подстерегают девочку на зимнем тротуаре. Что нужно сделать, чтобы не случилось беды (сосульки, падающий снег с крыши, открытый люк) .
- Соединить точки с цифрами линиями. Определить, что неправильно делают девочки. Какая опасность их подстерегает?
- Что случилось с мальчиком Сашей? Что он должен предпринять в этой ситуации?
- Буратино, ты всё запомнил?
- Ребята, давайте прочитаем стихи о безопасном поведении. Буратино, а ты слушай.
Ни в коем случае нельзя
Играть на мостовой –
В больницу можешь ты попасть,
А не к себе домой.
***
С крыши вино далеко,
Но упасть с неё легко.
Но должно быть ясно:
Лезть туда опасно.
***
Кто то начал в дверь скучать.
Ты не вздумай открывать.
На цепочку дверь закрой,
Может, к нам стучит чужой.
***
Интересно, что там в свёртке?
Ты его не вздумай брать!
Взрослым о своей находке
Должен сразу рассказать.
Осторожнее, ребята,
В свёртке может быть граната.
Кто-нибудь коснётся,
И она взорвётся.
- Молодцы, ребята, хорошие стихи прочитали.
Предложить детям выбрать карточки с картинками, на которых изображена опасная ситуация.
- Как бы ты поступил (обосновать ответ) .
Карточки:
1. Дети гуляют на трамвайных путях.
2. Мальчик залез на дерево, а ветка обломилась.
3. Дети играют на стройке.
4. Девочка свесилась из окна.
5. Незнакомый человек предлагает детям мороженое.
6. Сушится бельё над газовой плитой.
7. Дети играют со спичками.
(дети выполняют задание)
- Ребята, мы же знаем, что Буратино любит гулять в лесу. Он приглашает нас на прогулку. А попасть в лес нам поможет цветик-семицветик, который нам подарил Буратино (дети произносят слова из сказки Катаева «Цветик-семицвеик»)
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы оказались в лесу.
- Вот мы и в лесу (дети рассматривают картину с изображением леса) .
- Ребята, расскажите об этом прекрасном лесе. Какой он? Что растёт в лесу? Кто живёт в лесу? Нравится ли вам в лесу? (дети рассказывают о лесе)
(Подходят к другой картине, на которой изображён лес после пожара)
-Куда же мы попали? Что же здесь случилось? Как же здесь некрасиво.
(Лесной пожар)
Вопросы к детям:
- От чего же происходят лесные пожары?
- Что нужно сделать человеку, если он оказался в горящем лесу
Ответы детей.
- В лесу, в котором мы находимся, пожар случился от осколка стеклянной бутылки. А как это произошло, вы узнаете из рассказа «Осколок стекла». Садитесь на пенёчки и внимательно слушайте.
(после прослушивания рассказа дети отвечают на вопросы)
- Почему в лесу начался пожар?
- Как звери боролись с огнём?
- Могли ли лесные жители потушить большой пожар?
- Как звери спаслись от лесного пожара?
- Как речка помогла зверям спастись от огня?
- Кто потушил лесной пожар?
- Почему звери и птицы не вернулись в свой лес?
- Ребята, до пожара лес был красивый, там жили звери и птицы, летали бабочки, росла зелёная трава, цвели цветы.
- Какой стол лес после пожара?
(лес горелый, чёрный, некрасивый, пустой, дымящийся, мёртвый, безжизненный)
- Что нужно помнить, чтобы не было лесных пожаров?
(надо помнить и выполнять правила пожарной безопасности)
- А нам пора возвращаться.
(дети произносят слова из произведения «Цветик-семицветик»)
- Вот мы и вернулись из леса.
-Ребята, Буратино сказал, что нам пришло письмо. Вот оно у него в руках.
- Это письмо от огненной змейки.
- Она пишет, что пожар бывает ни только в лесу. Он может случиться и в доме и в квартире.
- Чтобы этого никогда не произошло, вам надо ответить на вопросы огненной змейки.
Вопросы к детям:
- от чего бывает пожар в доме, в квартире?
- как нужно вести себя, если случился пожар?
- что нужно сделать, чтобы сообщить о пожаре?
- № телефона пожарной службы.
- Молодцы, ребята, вы правильно ответили на вопросы.
- Посмотрите, какой у меня в руках красивый шар.
- Вы хотите поиграть?
Игра «Если возник пожар»
(объяснить правила игры)
Воспитатель:
- Этот шар в руках не даром.
- Раньше, если был пожар, в высь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…
Ребёнок: Пожар. (передача шара) .
Воспитатель: раз, два, три, четыре – у кого пожар …
Ребёнок: В квартире. (передача шара)
Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…
Ребёнок: Утюг. (передача шара)
Воспитатель: Красный отблеск побежал.
Кто со спичками…
Ребёнок: Играл. (передача шара)
Воспитатель: Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над…
Ребёнок: Газом (передача шара)
Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву,
Кто у дома жёг…
Ребёнок: Листву (передача шара) .
Воспитатель: Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…
Ребёнок: Предметы (передача шара)
Воспитатель: Помни каждый гражданин этот номер…
Ребёнок: 01 (передача шара)
Воспитатель: Дым увидел – не зевай и пожарных…
Ребёнок: Вызывай.
- Молодцы, ребята, вы научили Буратино вести себя в опасных ситуациях: на улице, во дворе, на дороге, на пешеходном переходе, в лесу, в квартире.
- Не забывайте эти правила и расскажите их своим друзьям, братьям, сёстрам, мамам и папам.
- Наше занятие закончено, спасибо.