Государственное бюджетное образовательное
учреждение гимназия №66
Статья: «Активизируем учебный
процесс по курсу ОБЖ»
Преподаватель-организатор ОБЖ
Юринов Иван Григорьевич
Санкт-Петербург
2012 г.
При обучении учащихся 10 и 11 классов по курсу ОБЖ с 1993 года я использую мой многолетний опыт военной службы в Вооруженных Силах, накопленный при обучении и воспитании в войсках (Ракетные войска и артиллерия Сухопутных войск) и Ленинградском высшем артиллерийском командном училище (преподаватель, зам. начальника кафедры, нач. кафедры «Ракетно-артиллерийского вооружения», полковник).
Изучение образцов вооружения в военных образовательных учреждениях начинается с лекционных (теоретических) занятий, проведение которых должно обеспечить высокий уровень фундаментальный военно-теоретической подготовки слушателей (курсантов). На лекционных занятиях исходят из того, что на лекциях должен работать не только преподаватель, но и курсанты (проблемное обучение).
Существенная роль в изучении вооружения отведена групповым занятиям, в процессе которых курсанты изучают функциональные схемы, устройство основных механизмов и их работу. В начале занятия проводится обязательное закрепление пройденного материала по предыдущему занятию. Подготавливаются рабочие места. Идет работа в группах, а затем преподаватель проводит фронтальное повторение материала:
· Общее устройство изделия;
· Название деталей механизмов;
· Проверка работы механизмов;
· Работа схем.
В ходе группового занятия преподаватель, активизируя работу курсантов, постоянно ставит проблемные вопросы, заслушивает доклады обучаемых и предлагает им самостоятельно выполнить работы.
Знания и умения, полученные курсантами на занятиях, совершенствуются на тактических учениях и боевых стрельбах, а также при обслуживании вооружения после учений.
Таким образом, при изучении курса ОБЖ в ГБОУ гимназии №66 по разделу «Основы военной службы» активизирую учебные занятия, применяя при этом:
· Проблемное обучение на теоретических занятиях;
· Фронтальное повторение на групповых занятиях (изучение образцов вооружения);
· Работа в группах на практических занятиях (создание большого количества рабочих мест);
· Викторины, круглые столы, соревнования, игры («Зарница», «Нам защищать Родину»);
· Тестирование по пройденным материалам;
· Современные средства информатизации (компьютер, проектор, внешние носители информации);
· Работу в научном обществе учащихся гимназии (НОУ), рефераты, презентации;
· Рабочие тетради по курсу ОБЖ;
· Выезды в воинские части (День Призывника).
Применяя традиционные и современные инновационные формы и методы обучения при изучении с учащимися курса ОБЖ, я стремлюсь вызывать в учащихся мотивацию к познанию.