Развитие глобальных компетенций на интегрированных уроках
Жарехина Татьяна Александровна,
учитель ОБЖ ГБОУ школа № 234
учитель ОБЖ ГБОУ школа № 234
Глобальная компетентность определяется как многомерная способность, которая включает в себя следующие глобальные компетенции: способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими и принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.
Мы с коллегами попробовали разные виды интеграции и пришли к выводу о том, что, несмотря на давнее использование интегрированных уроков в обучении, именно они помогают решать по-новому задачи, которые ставят перед педагогами современные требования. Интеграция современна уже тем, что согласно классификации тенденций образовательных технологий интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни». Это и помогает сформировать глобальные компетенции, без которых современное образование просто невозможно.. Кроме того, в ходе совместной работы и многократных обсуждений результатов «погружений» с коллегами мы пришли к выводу о том, что положительный результат использования в образовательном процессе нашей школы интегрированных уроков в полной мере обеспечивает выполнение важных требований ФГОС ООО к преподаванию естественнонаучных предметов в современных условиях.
На таких уроках, как показали результаты анализа рефлексии обучающихся и комплексного анализа самих уроков, действительно происходит: - примение и трансформация свои навыков и знаний в новых условия; - осознание глобальных проблем, которое может содействовать обеспечению устойчивости и коллективного благополучия - овладение междисциплинарными знаниями - понимание и оценка разных точек зрения и мировоззрения других - представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Интегрированный урок-это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Например, в практике нашей школы учителями, входящими в состав методического объединения учителей естественнонаучного цикла, были проведены интегрированные уроки биологии и других предметов по следующим темам: 1. Сохранение и превращение энергии в природе. 10 класс. Физика – химия - биология. 2. Плоды и семена. 6 класс. География – математика - русский язык - биология. 3. Здоровая семья – здоровые дети. 10 класс. ОБЖ - физическая культура - биология. 4. Пищеварение в желудке, гигиена питания. 8 класс. ОБЖ – биология. Практика показала, что интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Одна из задач, наиболее актуальная, на наш взгляд, сегодня – это повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит, интересно). В одно из первых «погружений», когда интегрированные уроки проводились во всех параллелях основной общей школы, мы проводили подробную рефлексию учащихся (анкета содержала несколько неоконченных фраз: «Я узнал…, Я научился…, Я понял, что могу…, Мне понравилось…, Я приобрёл (опыт, знания, умения)…, Мне захотелось»…) и получили следующие результаты: Мне понравилось «Устойчивость – это будущее». (9 человек) «Узнавать пословицы и поговорки» (4 человека) «Изучать полезные ископаемые нашей страны» «Что есть разные точки зрения» «На уроке ОБЖ мы составляли режим дня» и т. д. Мне захотелось «Организовать раздельный сбор мусора» «Всё, что я узнал, рассказать своей младшей сестре» «Пойти в музей» «Ещё таких дней» «Так учиться каждый день» «Стать биологом» и т. д. Очевидно, что большинство учащихся не только с удовольствием провели этот день в школе, и были мотивированы на более серьёзное изучение того или иного предмета, но еще и более широко взглянули на изучаемые темы и вопросы . Было бы не совсем честно сказать, что интегрированные уроки – это идеальная форма организации образовательного процесса в современной школе. На мой взгляд, у интегрированных уроков есть только один минус – это большие временные затраты. Это связано с тем, что, во-первых, важно продумывать методику проведения урока, что требует дополнительных временных затрат. Разработка урока подчас длится несколько месяцев, потому что тщательно отбираются технологии, способствующие не только формированию УУД, но и развивающие критическое мышление учащихся. Во-вторых, структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. И наконец, успех интегрированного урока зависит и от того, насколько педагоги готовы к подключению современных способов организации урока и изучения учебного материала, я имею в виду материально-техническую оснащённость классов и ИКТ-компетентность педагогов. Однако преимущества интегрированных уроков перевешивают его недостатки. В чём же преимущества интегрированных уроков? Являются мощным стимулятором мыслительной деятельности. На уроках можно научить применению теоретических знаний в практической жизни. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни. На уроках дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Интеграция-это чрезвычайно привлекательная форма для ребенка. Другой, непривычный ход урока побуждает интерес и стимулирует активность.
Мы с коллегами попробовали разные виды интеграции и пришли к выводу о том, что, несмотря на давнее использование интегрированных уроков в обучении, именно они помогают решать по-новому задачи, которые ставят перед педагогами современные требования. Интеграция современна уже тем, что согласно классификации тенденций образовательных технологий интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни». Это и помогает сформировать глобальные компетенции, без которых современное образование просто невозможно.. Кроме того, в ходе совместной работы и многократных обсуждений результатов «погружений» с коллегами мы пришли к выводу о том, что положительный результат использования в образовательном процессе нашей школы интегрированных уроков в полной мере обеспечивает выполнение важных требований ФГОС ООО к преподаванию естественнонаучных предметов в современных условиях.
На таких уроках, как показали результаты анализа рефлексии обучающихся и комплексного анализа самих уроков, действительно происходит: - примение и трансформация свои навыков и знаний в новых условия; - осознание глобальных проблем, которое может содействовать обеспечению устойчивости и коллективного благополучия - овладение междисциплинарными знаниями - понимание и оценка разных точек зрения и мировоззрения других - представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Интегрированный урок-это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Например, в практике нашей школы учителями, входящими в состав методического объединения учителей естественнонаучного цикла, были проведены интегрированные уроки биологии и других предметов по следующим темам: 1. Сохранение и превращение энергии в природе. 10 класс. Физика – химия - биология. 2. Плоды и семена. 6 класс. География – математика - русский язык - биология. 3. Здоровая семья – здоровые дети. 10 класс. ОБЖ - физическая культура - биология. 4. Пищеварение в желудке, гигиена питания. 8 класс. ОБЖ – биология. Практика показала, что интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Одна из задач, наиболее актуальная, на наш взгляд, сегодня – это повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит, интересно). В одно из первых «погружений», когда интегрированные уроки проводились во всех параллелях основной общей школы, мы проводили подробную рефлексию учащихся (анкета содержала несколько неоконченных фраз: «Я узнал…, Я научился…, Я понял, что могу…, Мне понравилось…, Я приобрёл (опыт, знания, умения)…, Мне захотелось»…) и получили следующие результаты: Мне понравилось «Устойчивость – это будущее». (9 человек) «Узнавать пословицы и поговорки» (4 человека) «Изучать полезные ископаемые нашей страны» «Что есть разные точки зрения» «На уроке ОБЖ мы составляли режим дня» и т. д. Мне захотелось «Организовать раздельный сбор мусора» «Всё, что я узнал, рассказать своей младшей сестре» «Пойти в музей» «Ещё таких дней» «Так учиться каждый день» «Стать биологом» и т. д. Очевидно, что большинство учащихся не только с удовольствием провели этот день в школе, и были мотивированы на более серьёзное изучение того или иного предмета, но еще и более широко взглянули на изучаемые темы и вопросы . Было бы не совсем честно сказать, что интегрированные уроки – это идеальная форма организации образовательного процесса в современной школе. На мой взгляд, у интегрированных уроков есть только один минус – это большие временные затраты. Это связано с тем, что, во-первых, важно продумывать методику проведения урока, что требует дополнительных временных затрат. Разработка урока подчас длится несколько месяцев, потому что тщательно отбираются технологии, способствующие не только формированию УУД, но и развивающие критическое мышление учащихся. Во-вторых, структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. И наконец, успех интегрированного урока зависит и от того, насколько педагоги готовы к подключению современных способов организации урока и изучения учебного материала, я имею в виду материально-техническую оснащённость классов и ИКТ-компетентность педагогов. Однако преимущества интегрированных уроков перевешивают его недостатки. В чём же преимущества интегрированных уроков? Являются мощным стимулятором мыслительной деятельности. На уроках можно научить применению теоретических знаний в практической жизни. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни. На уроках дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Интеграция-это чрезвычайно привлекательная форма для ребенка. Другой, непривычный ход урока побуждает интерес и стимулирует активность.