Трудный подросток
Карпова Татьяна Алексеевна
«Трудный возраст», «переходный период», «переломный возраст» — все эти характеристики относятся к подростковому возрасту. И это неслучайно: именно в этот возрастной период происходит трудный для самого ребёнка переход от детства к взрослости, идёт серьёзная перестройка психических процессов, изменяется характер учебной деятельности и отношения к ней, бурно развивается самосознание и личность подростка в целом. В поведении подростка нередко появляются неожиданные для окружающих срывы и отклонения, приводящие к возникновению конфликтов подростка со сверстниками и взрослыми, либо к серьёзным внутренним переживаниям.
У меня трое детей и 18-летний опыт работы в школе. По моим наблюдениям есть много причин, которые могут подтвердить определение «трудный» подросток. До 12 лет для подростка имеет большое значение мнение родителей, учителя. Дальше он больше подвержен влиянию окружающих его друзей. Здесь на первое место выходит собственное »Я» На первый план выходит его самоутверждение. Он стремится получить одобрение своих друзей из разных групп общества. Родители на этом этапе теряют авторитет. Авторитетом становятся друзья. Не последним фактором в формировании подростка играет интернет. Общение в социальных сетях заменяет ему общение с близкими. Подросток очень быстро меняет ориентир. Виртуальный мир ему заменяет реальный. Очень большое влияние на формирование мировоззрения подростка оказывают игры в интернете. Подросток часто не разграничивает реальный и виртуальный миры. Особенно, это явно проявляется в играх-»стрелялках»,когда подросток привыкает «убивать». Сострадательность уходит на задний план. Это отражается на отношениях с окружающими. Что касается учителя, то подросток с таким мышлением, не чурается неуважительного отношения, к нему. И как следствие, возникает не дружелюбность в отношениях. Появляется показная смелость, которая проявляется в наглости, распущенности, вседозволенности. Еще одной проблемой являются отношения внутри семьи. Если в это момент родители подростка разводятся или между ними просто портятся отношения, подросток принимает эту ситуацию близко к сердцу. Подросток любит обоих родителей и ему слишком тяжело в этом возрасте понять и принять. Он становится дерзким, закрытым. Начинает искать понимание на стороне и очень часто попадает в плохую компанию. Именно в этом возрасте у него повышенный интерес к горячительным напиткам и курению. Ему кажется, что взросление сопровождается распитием спиртных напитков и курением. Хорошо, если он не начнет в этом возрасте принимать наркотики. Очень часто подростки, которые не имеют собственных средств, привлекаются к распространению наркотиков. »Благо» есть рядом люди, которые популярно объяснят, что он стал взрослым, что «предки» все одинаковы, что они отстали от жизни. Что, начав »взрослую» жизнь, он станет уважаемым и самостоятельным.Большое значение на формирование подростка оказывает значение места., которое он занимает в классе. Частые случаи непонимания подростков друг друга Как правило, в классе существуют лидеры, которые не всегда, а чаще, практически, постоянно, оказываются не из ряда положительных. Они определяют отношение большинства к меньшинству. И если подросток идет против «общего течения» в классе, то часто он становится предметом для насмешек, »мальчиком или девочкой для битья». В такой атмосфере характер подростка не может не меняться в худшую сторону. Он часто становится скрытным, агрессивным. Родители часто не понимают причины такого изменения и, если родитель не отличается вниманием к своему ребенку, часто это поведение прогрессирует и в дальнейшем может привести к печальным последствиям. И как вывод, переходный возраст естественно сложный, как для подростка, так и для родителей. Учителей. Нужно набраться терпения, любви .понимания, чтобы пережить этот сложный период. Непонимание этого приводит только к обострению отношений в семье, школе. В семье это могут сделать родители. А в школе этим вопросом должны заниматься психологи, которых катастрофически не хватает, и классные руководители, которые являются основной фигурой для учащихся класса. Нельзя сбрасывать со счетов учителей-предметников, которые, благодаря опыту, наметанности глаз, легко распознают трудных подростков. К ним нужен особенный подход. который требует не только желания помочь, но и времени. которого катастрофически не хватает учителю из-за огромной загруженности. Мое мнение .что в школе, которая призвана не только учить, но и воспитывать, давно необходимо вводить должность воспитателя, который будет заниматься именно воспитанием .И в заключении, то. какими вырастут наши дети, зависит от нас, взрослых. От нашего желания, не безразличности, понимания души ребенка.