Методическая разработка школьного проекта
Съедобные растения нашего региона
Жарехина Татьяна Александровна,
учитель ОБЖ ГБОУ школа № 234
Предметные области - ОБЖучитель ОБЖ ГБОУ школа № 234
Возраст участников 6 класс
Проектная деятельность школьников – это поиск решения конкретной проблемы, работа на получение конечного результата. И, что очень важно, это творческая, коллективная работа. Проект «Съедобные растения нашего региона» , это еще и работа с живой природой
Цель работы – познакомить детей с растениями нашего региона , которые могут употребляться в пищу.
Задачи работы – дать представление о растениях средней полосы, выбрать съедобные растения пригодные для выращивания в домашних условиях, определить необходимые материалы для посадки и ухода за растениями, вырастить растения, предложить свой опыт для распространения в школьном коллективе.
Актуальность данного проекта:
1. Воспитание гражданственности, уважения к природе своей страны, заботливого отношения к месту в котором живешь. В школьном возрасте при правильном воспитании любовь к природе может проявиться не только в любовании ею, но и в доступной детям деятельности по охране природы, выращиванию растений. Ребенок, самостоятельно посадивший растение уже не будет бездумно относиться к природе, не сорвет ради забавы цветок или ветку дерева.
2. Проектная деятельность способствует устранению проблемы слабой мотивации детей к более глубокому изучению материала, улучшению качества знаний и развитию творческих способностей детей.
3. Актуальность этой проблемы состоит еще и в том, что возвращает детей к истории места, где они живут, к знаниям о том, как жили предыдущие поколения, что использовали в пищу, чем лечились.
4. Продукт проекта имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности школы и семьи, т.к. выращенная рассада может быть отдана для посадки семьям учеников.
Тип проекта:
а) по доминирующей деятельности учащихся : творческий - практический
б) по предметному содержанию: межпредметный.
в) по продолжительности: долгосрочный.,
Проблема: теоретическое и практическое изучение растительности своего региона.
Цели проекта: активизация деятельностного подхода к изучению ОБЖ и предметов естественнонаучного цикла .
Образовательная: развитие у школьников интереса к творческой и практической работе через применение современных технологий – метод проекта.
Воспитательная: воспитание чувства уважения к природе своего края, умение понять многогранность растительного мира северо-западного региона.
Задачи проекта:
•творческая самореализация школьников в проектной деятельности,
•активизация познавательного интереса к изучению дополнительной литературы по предмету,
•развитие практических навыков выращивания растений,
•выявление способных и одаренных детей и развитие у них интереса к творческой и практической работе,
•развитие межпредметной интеграции,
•совершенствование интеллектуальных, коммуникативных навыков ,
• совершенствование навыков работы с интернет-ресурсами.
Состав учащихся: 6 класс.
Режим работы: использование учебных часов. свободное время.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
использование библиотечного фонда, современных технических средств: компьютера, мультимедиааппаратуры; фотоаппаратуры.
Ожидаемые результаты и предполагаемый продукт проекта:
•Активизация познавательного интереса учащихся по предметам ОБЖ биология, экология;
•Повышение интеллектуального уровня детей;
•Формирование гражданской культуры личности.
•Обеспечение стабильных потребностей и навыков работы с источниками;
•Выявление способных и одарённых учеников;
•Формирование умений практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной деятельности ;
•Создание наглядного материала: картотек, плакатов, электронных презентаций, которые будут иметь практическое применение для проведения уроков, массовых мероприятий.
Этапы работы
Подготовительный
Продолжительность : январь- феврвль
а) определение источников информации.
На этом этапе ученики оценивают имеющиеся источники информации: наличие книг о природе региона в школьной и домашней библиотеке. Определяют возможность воспользоваться советами семейных огородников и садоводов. Ищут подходящие сайты в сети Интернет
б) Определение способов сбора и анализа информации.( материала о растениях, выбор тех которые будут выращены, подготовка горшков и почвы, составление календаря выгонки)
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы
Основной
Продолжительность : март- май
а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
На этом этапе определяются растения которые растут в дикой природе и пригодны для выгонки в условиях школы, а так же, «одомашненные» , бывшие дикие растения . Например, для нашего региона после обсуждения были выбраны : бораго (огуречная трава), лопух большой (репейник), щавель, ромашка лекарственная.
б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Выбор почвы, удобрений. выбор емкостей для посадки, способ укрытия всходов. Приобретение необходимых материалов. На этом этапе целесообразно воспользоваться опытом и ресурсами(почва, подкормки, емкости) старших членов семьи , которые занимаются приусадебным хозяйством.
в) Выбор оптимального варианта хода проекта. Назначение ответственных за полив, прореживание , подкормки.
На этом этапе необходимо составить график дежурства и наблюдений.
Иванов | Петров | Соколова | Ткач | Семенова | Жуков | Лаврова |
10.03-15-03 | 18.03-23-03 | 25.03-30.03 | …. | ….. | ….. | …. |
Название растения | Посадка | Всходы | Высадка в отдельную емкость | Выгонка растения | Передача растения для посадки в почву |
Бораго (огуречная трава) | 10.03 | 25.03 | 27.04 | 27.04-24.05 | 19.05 |
Лопух большой | … | … | … | … | … |
Щавель | … | … | … | … | … |
…. |
Заключительный –
а)Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет, выставка выращенных растений, представление рекомендаций о выращивании растений в домашних условиях. ).
В нашем случае было выбрано: представление отдельных растений для всех желающих с краткой памяткой по уходу и пересадке на постоянное место. Участниками проекта была подготовлена презентация для показа на Неделе естественных наук.
б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.