Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Начало правления Петра I

Сидорина Тамара Викторовна,
у
читель истории ГБОУ школа 583
Приморского района Санкт-Петербурга

 

Цели урока:

 -образовательные:

- Рассмотреть исторические условия  вступления Петра на престол,

 - Сравнить состояние России и стран Западной Европы, накануне проведение Петровских преобразований;

- Выявить необходимость преобразований и условия для их проведения;

 

- развивающие:

-учить умению самостоятельно работать с учебной и методической литературой;

- логически выстраивать аргументацию собственной позиции;

- работать в группе;

- развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений.

- воспитательные:

- воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью,

-воспитание патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Оборудование урока:

- мультимедийный проектор,

- доска,

- подготовленный  раздаточный материал.

 

Ход урока

 

Как называется раздел, который мы с вами начали изучать? (Реформы Петра)

Значит ли это, что речь пойдет об изменениях, которые произойдут в России во время правления Петра I?

Проблемный вопрос: Реформы это «полезное дело» или прихоть царя?

Вспомните, кто и когда проводил реформы в России до ПетраI? (Иван Грозный, Алексей Михайлович).

Как относились к реформам жители нашей страны? Одобряли или нет? Но Петр проводит реформы, может ли это означать как прихоть царя?

Вспомним, как развивались к концу ХVII века страны Западной Европы и сравним с развитием России (работа по карточкам в парах)

Развитие стран Западной Европы и России в конце ХVII века

Западная Европа

Россия

Участие граждан в управлении государством

Появление классов

Преобладание частной собственности над государственной

Формирование научной картины мира

Абсолютизм

Сохранение сословий

Преобладание государственной собственности над частной

Сохранение большого влияния религии

 

Сделаем выводы: Чем отличалась Россия от европейских государств?

Выводы: В Европе разрушается аграрное общество, зарождается капитализм, в России преобладают черты аграрного общества.

Вспомним из курса новой истории как сложилась судьба стран с традиционной экономикой – Индии, Китая к концу ХVIII века? (они становятся колониями, попадают под влияние стран Западной Европы).

В России к концу ХVII века появились ли новые черты, элементы Западной цивилизации. Если да, то какие? (складывается всероссийский рынок, появляются мануфактуры).

Существовала ли в России потребность в проведении реформ? (да, чтобы сократить отставание от Запада и сохранить свою независимость).

Реформы – это полезное дело или прихоть царя?

Реформы связаны с именем Петра I, поднимаем еще одну проблему, над которой будем работать на протяжении всего раздела «Роль личности в истории», а в данном случае роль Петра I.

Реформы необходимы, но как их проводить зависело от личности правителя.

Давайте определим, осознавали ли необходимость реформ правитель России конца ХVII века? (Презентация слайд 3)

1.Определите, где здесь Алексей Михайлович, и вспомните, что нового появилось в России при этом правителе?

2. Кто стал главой Российского государства после смерти Алексея Михайловича?

3. Мог ли царь Федор Алексеевич начать реформы, направленные на ликвидацию отставания России от Европы (нет, Федор недолго находился у власти, не отличался крепким здоровьем и не мог из-за частых болезней уделять много внимания управлению).

4. К кому перешла власть после его смерти в 1682 году? (Софья, ИванV, Петр)

5. Почему у власти одновременно оказались три человека? (стрелецкий бунт 15 мая 1682 года)

6. Фактически правительницей государства была царевна Софья. 1682-1689 – регенство царевны Софьи. Осознавала ли она необходимость реформ, сближающей Россию с Европой? (Софья и ее фаворит В.В.Голицын хотели сделать Россию великой европейской державой – начали реформу армии, борьбу за выход к морю. 1687, 1689 – походы в Крым).

7. Однако в конечном итоге российским царем суждено было стать Петру. 1682-1725 – царствование Петра I. Именно от его действий будет зависеть дальнейшее развитие страны (презентация слайды 4-9)

Вопрос1. Чем отличалось образование и воспитание Петра от его братьев? (интересовался науками, стремился все увидеть и познать, рос не во дворце, а в селе – среди простых мальчишек разных сословий).

Как события детства Петра могли повлиять на его характер? (неуравновешенный, возможно, он исходя из увлечений будет проводить активную внешнюю политику).

В 1689 г. Петра женили на Евдокии Лопухиной, женитьба делала Петра совершеннолетним. (презентация слайд 10). Предположите, как к этому отнесется царевна Софья? События августа 1689 года (презентация слайд 11).

Сподвижники Петра (презентация слайды 12 -19).

Предлагаю вам самостоятельно познакомиться с первыми действиями Петра I и заполнить таблицу: (презентация слайды 20-26)

Время проведения

Цели

Содержание

Результаты

1695г.

Получить выход к Черному морю

Первый Азовский поход осада крепости Азов

Неудача. Азов взять не удалось. Начало строительства флота

1696 г.

Получить выход к Черному морю

Второй Азовский поход

Крепость сдалась. Россия получила выход к Азовскому морю

1697-1698 гг.

Поиск союзников в войне с Турцией, обучение морскому и корабельному делу

Великое посольство в Европу

Изучение кораблестроения

Восстание стрельцов (презентация слайды 27-28).

Какой вывод по нашей проблеме мы можем сделать? Реформы Петра – это насущная необходимость или личная прихоть царя?

Для развития торговли необходимо было добиться выхода к морю, а это, в свою очередь, просто невозможно сделать в отсутствие флота. В то же время, судя по всему, Петр I просто увлекся морским делом и отчасти его стремление к морю было и личной прихотью.

Д/З (презентация слайд 29).

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»