Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Технологическая карта урока по истории в 7 классе

Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады

Мельникова Анна Анатольевна,
учитель истории ГБОУ гимназия №66
Приморского района Санкт-Петербурга
Тема: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»
Класс: 7
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Личностные:
Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, способность к образованию и самообразованию, выразить свое отношение к внутренней политике Ивана Грозного.
Предметные:
1.Способствовать формированию знаний учащихся по истории внутренней политики Ивана Грозного:
2.Способствовать созданию основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
Метапредметные:
1. Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе коллективной работы, уметь точно,  логично и аргументировано  излагать свою точку зрения.
2. Продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний.
3.Способствовать формированию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников.
Задачи урока:
I. Образовательные: продолжить работу по изучению признаков централизованного государства, познакомить обучающихся с реформами Избранной рады, их сутью и характером, проследить их влияние на дальнейшую централизацию Московского государства;
II. Развивающие: формировать  умения проводить информационно-смысловой анализ   текста, формулировать выводы, систематизировать историческую информацию;
III. Воспитательные: формировать понимание неоднозначности исторических событий и деятельности исторических личностей, нетерпимость к жестокости и деспотизму.
Используемые методы исследования: анализ, сравнение.
Методические приёмы:
  1. объяснительно – иллюстративный
  2. частично – поисковый
  3. эвристический
  4. проблемный
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование:  
  1. Учебник  История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций   /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Компьютер с установленным программным обеспечением MicrosoftOfficePowerPoint 2010, проектор.
  3. Компьютерная презентация «Внутренняя политика Ивана Грозного», учебники, справочный материал.
  4. Доска, мел.
  5. Карточки для деления класса на группы (См. приложение 1)
  6. Раздаточный материал. Рабочий лист. (35 экземпляров) (См. Приложение 2).
Организационная структура урока
 
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время/
Ресурсы
I.Организационный момент Учитель предлагает выбрать одну карточку из сундучка при входе в класс.
 
 
Учитель берёт небольшую психологическую паузу.
 
Приветствие:
 
Добрый день, ребята, я рада вас видеть. Уверена, что он пройдет, как всегда, в доброжелательной, рабочей атмосфере.

 
 
 
 
 
Ученики настраиваются на рабочий лад.
 
Приветствие.
 
Ученики слушают учителя.

 
2 мин.
II. Актуализация знаний Ребята, прежде чем начать изучение нового материала, давайте сначала вспомним ранее изученный материал, а поможет нам в этом игра  «верю - не верю».
Правила игры:
Если утверждение верное - поднимаем руку, если не нет, то не двигаетесь.
Давайте вспомним, как управлялось государство в 15 веке.
1.Правитель в России в конце 15 века назывался Великий князь Всея Руси. (+)
3. Боярская дума- это  совет из представителей старинных боярских родов при князе? (+)
4. Общегосударственные ведомства назывались дворец и казна? (+)
5. Василий III первый принимает титул – государь всея Руси?(-)
6. Русь стала именоваться Россией в конце 16 в?(-)
7. Наместники люди, правившие отдельными уездами страны? (+)
8.  Первым русским мирополитом стал Иона. (+)
9. Теорию «Москва – Третий Рим» сформулировал  монах псковского монастыря Нил Соргский (-)
10. Василий III умирает в 1533г? (+)
Теперь проверим себя!
Отлично!Молодцы!
 
 
 
 
 
 
Выполняют задание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверяют правильность выполненного задания
3 мин.
 
 
 
 
 
Слайд 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слайд 2
 

 
III. Изучение нового материала Наш сегодняшний урок я хочу начать строками из произведения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова: 
 
«Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие,
То за трапезой сидит в золотом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич»
 
- Как вы думаете, какому Ивану Васильевичу посвятил М.Ю.Лермонтов эти строки? (Ивану Васильевичу Грозному)
 
 
-Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего нашего урока? (Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады.)
 
 Подпишите ваш рабочий лист и внесите в него название темы.
Совершенно верно, на сегодняшнем уроке мы начнем разговор об одном из последних представителей династии Рюриковичей – Иване IV, получившем в истории прозвище Грозный.
 
Кто же он – Иван IV? Внук Ивана III, потомок Александра Невского. Он прожил долгую и трудную жизнь. По словам современников, в минуту его рождения были такие страшные удары грома, что небо будто сотрясалось, а молнии не прерывались. Возможно, это явилось страшным предзнаменованием того времени, когда Иоанн будет у власти.
Итак, ребята, глядя на тему урока, давайте подумаем, какие вопросы сегодня нам необходимо освятить? Что хотелось бы узнать?
Учитель выслушав предложения учеников выводит план урока на слайд.
  1. Елена Глинская и боярское правление.
  2. Личность Ивана IV.
  3. Венчание на царство.
  4. Реформы Избранной рады.
 
Постановка учебной задачи: В ходе урока необходимо будет оценить начало правления Ивана IV.
 
В  истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. На протяжении ещё 3-х уроков мы будем с вами знакомиться с периодом правления Ивана IV, и вы ответите на вопрос: “Почему в начале правления Ивана IV был реформатором, а в конце жизни кровавым тираном?”
 
Давайте вернёмся назад. И поговорим о Начале правления Ивана Грозного.
 
1. Боярское правление
 
Рассказ учителя: Иван родился в 1530 г.
Посмотрите на форзац учебника, назовите указанные годы правления Ивана (1533 – 1584 гг.)
 
Вопрос: Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? Конечно, нет.  
Давайте узнаем, кто управлял государством в этот период…
 
 
Задание классу: Опираясь на данные сообщения, выполнить в рабочем листе Задание 1.
 
Проверка выполнения задания 1.
 
2-3. Личность Ивана IV.            Венчание на царство.
Задание классу: Опираясь на данные сообщения, выполнить в рабочем листе Задание 2.
 
Проверка выполнения задания 2.

 
Ученики слушают учителя.
 
 
 
 
 
 
 
Ученики высказывают свое мнение.
 
 
 
Ученики предлагают варианты темы.
 
 
Ученики подписывают рабочие листы и записывают тему урока.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Устно формулируют пункты плана
 
 
 
 
 
Записывают план у рока в рабочий лист.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ученики слушают учителя, отвечают на вопрос
 
 
 
 
 
 
Сообщение ученика о боярском правлении и Елене Глинской (См. Приложение 3)
 
 
 
Знакомятся с заданием для  работы на уроке.
 
 
Озвучивают записи.
 
 
 
 
 
Сообщение ученика о венчании на царство Ивана IV
(См. Приложение 3)
 
Озвучивают записи.
15 мин.
 
 
Слайд 3
 
 
Слайд 4
 
 
 
 
Слайд 5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слайд 6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слайд 7
 
Слайд 8-10
 
 
Слайд 11
 
Слайд 12
 
 
Слайд 13-16
 
 
Слайд 17-18
IV. Динамическая пауза Итак, свою политическую деятельность Иван Грозный  начал с реформ, в разработке которых опирался на мнение Избранной рады – совета приближённых
Чтобы узнать какие реформы были проведены обратимся к карточкам, которые, вы выбрали при входе в класс.
Рассмотрите их, что на них изображено?
 
 
 
 
 
Сейчас пересядьте в группы в соответствии с символом на вашей карточке:
Группа 1 – «Приказы»
Группа 2 – «Весы»
Группа 3 – «Стоглав»
Группа 4 – «Кошелек»
Группа 5 – «Стрельцы»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Примерные ответы учеников:
- Весы Фемиды (символ правосудия) (Судебная реформа)
- Сборник документов «Стоглав» (Церковная реформа)
- Стрельцы (Военная реформа)
-изображение Приказа, репродукция картины Иванова (Реформа центрального управления, создание приказов)
-Калита (кошелек) (Реформа местного управления, сбор налогов …)
5 мин
 
 
 
Слайд 19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
  4.Реформы Избранной рады.
1 группа работа с текстом учебника с. 206-207 и выполнение задания № 3  рабочего листа.
2 группа работа с текстом учебника  с. 207 и выполнение задания № 4  рабочего листа, заполнение графы «Судебная реформа»
3 группа работа с текстом учебника с. 208 и выполнение задания №4 рабочего листа, заполнение графы «Церковная реформа»
4 группа работа с текстом учебника с. 208-209 и выполнение задания №4 рабочего листа, заполнение графы «Реформа местного управления»
5 группа работа с текстом учебника с.209-210 и выполнение задания № 4 рабочего листа, заполнение граф «Военная реформа» и «Уложение о службе».
 
 
Работают в группах, выполняют задания в рабочих листах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
10 мин.
 
Слайд 20

 
V.Закрепление Проверка  и корректировка заданий
Подведение итогов. На что были направлены реформы Ивана Грозного и Избранной рады?
Вывод запишите после таблицы.
Ответы учеников
  
 
 
Записывают вывод в тетрадь
7 мин.       Слайд 21-27
 
Слайд 28
VI.Рефлексия.  Оцените свою работу на уроке по 10-бальной шкале с позиций: «Я, мы, дело» в рабочих листах (Задание №5) Оценивают свою работу на уроке, работу группы.
 
Сдают рабочие листы на проверку.
2 мин.       Слайд 29
VII.Домашнее задание. Формулирует домашнее задание:
  • §23, ответить на вопросы, выучить термины.
Творческое задание по желанию:
  • Подготовить сообщения о Адашеве, священнике Сильвестре, митрополите Макарии, князе Курбском.
  • Выполнить одно задание из рубрики «Учимся быть историками» с. 210-211.
Записывают домашнее задание в дневники. 1 мин.
Слайд 30-31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1
 
 
                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»