Технологическая карта урока по истории в 7 классе
Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады
Мельникова Анна Анатольевна,
учитель истории ГБОУ гимназия №66
Приморского района Санкт-Петербурга
Тема: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»учитель истории ГБОУ гимназия №66
Приморского района Санкт-Петербурга
Класс: 7
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Личностные:
Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, способность к образованию и самообразованию, выразить свое отношение к внутренней политике Ивана Грозного.
Предметные:
1.Способствовать формированию знаний учащихся по истории внутренней политики Ивана Грозного:
2.Способствовать созданию основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
Метапредметные:
1. Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе коллективной работы, уметь точно, логично и аргументировано излагать свою точку зрения.
2. Продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний.
3.Способствовать формированию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников.
Задачи урока:
I. Образовательные: продолжить работу по изучению признаков централизованного государства, познакомить обучающихся с реформами Избранной рады, их сутью и характером, проследить их влияние на дальнейшую централизацию Московского государства;
II. Развивающие: формировать умения проводить информационно-смысловой анализ текста, формулировать выводы, систематизировать историческую информацию;
III. Воспитательные: формировать понимание неоднозначности исторических событий и деятельности исторических личностей, нетерпимость к жестокости и деспотизму.
Используемые методы исследования: анализ, сравнение.
Методические приёмы:
- объяснительно – иллюстративный
- частично – поисковый
- эвристический
- проблемный
Оборудование:
- Учебник История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
- Компьютер с установленным программным обеспечением MicrosoftOfficePowerPoint 2010, проектор.
- Компьютерная презентация «Внутренняя политика Ивана Грозного», учебники, справочный материал.
- Доска, мел.
- Карточки для деления класса на группы (См. приложение 1)
- Раздаточный материал. Рабочий лист. (35 экземпляров) (См. Приложение 2).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время/ Ресурсы |
I.Организационный момент | Учитель предлагает выбрать одну карточку из сундучка при входе в класс. Учитель берёт небольшую психологическую паузу. Приветствие: Добрый день, ребята, я рада вас видеть. Уверена, что он пройдет, как всегда, в доброжелательной, рабочей атмосфере. |
Ученики настраиваются на рабочий лад. Приветствие. Ученики слушают учителя. |
2 мин. |
II. Актуализация знаний | Ребята, прежде чем начать изучение нового материала, давайте сначала вспомним ранее изученный материал, а поможет нам в этом игра «верю - не верю». Правила игры: Если утверждение верное - поднимаем руку, если не нет, то не двигаетесь. Давайте вспомним, как управлялось государство в 15 веке. 1.Правитель в России в конце 15 века назывался Великий князь Всея Руси. (+) 3. Боярская дума- это совет из представителей старинных боярских родов при князе? (+) 4. Общегосударственные ведомства назывались дворец и казна? (+) 5. Василий III первый принимает титул – государь всея Руси?(-) 6. Русь стала именоваться Россией в конце 16 в?(-) 7. Наместники люди, правившие отдельными уездами страны? (+) 8. Первым русским мирополитом стал Иона. (+) 9. Теорию «Москва – Третий Рим» сформулировал монах псковского монастыря Нил Соргский (-) 10. Василий III умирает в 1533г? (+) Теперь проверим себя! Отлично!Молодцы! |
Выполняют задание Проверяют правильность выполненного задания |
3 мин. Слайд 1 Слайд 2 |
III. Изучение нового материала | Наш сегодняшний урок я хочу начать строками из произведения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова: «Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие, То за трапезой сидит в золотом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич» - Как вы думаете, какому Ивану Васильевичу посвятил М.Ю.Лермонтов эти строки? (Ивану Васильевичу Грозному) -Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего нашего урока? (Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады.) Подпишите ваш рабочий лист и внесите в него название темы. Совершенно верно, на сегодняшнем уроке мы начнем разговор об одном из последних представителей династии Рюриковичей – Иване IV, получившем в истории прозвище Грозный. Кто же он – Иван IV? Внук Ивана III, потомок Александра Невского. Он прожил долгую и трудную жизнь. По словам современников, в минуту его рождения были такие страшные удары грома, что небо будто сотрясалось, а молнии не прерывались. Возможно, это явилось страшным предзнаменованием того времени, когда Иоанн будет у власти. Итак, ребята, глядя на тему урока, давайте подумаем, какие вопросы сегодня нам необходимо освятить? Что хотелось бы узнать? Учитель выслушав предложения учеников выводит план урока на слайд.
Постановка учебной задачи: В ходе урока необходимо будет оценить начало правления Ивана IV. В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. На протяжении ещё 3-х уроков мы будем с вами знакомиться с периодом правления Ивана IV, и вы ответите на вопрос: “Почему в начале правления Ивана IV был реформатором, а в конце жизни кровавым тираном?” Давайте вернёмся назад. И поговорим о Начале правления Ивана Грозного. 1. Боярское правление Рассказ учителя: Иван родился в 1530 г. Посмотрите на форзац учебника, назовите указанные годы правления Ивана (1533 – 1584 гг.) Вопрос: Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? Конечно, нет. Давайте узнаем, кто управлял государством в этот период… Задание классу: Опираясь на данные сообщения, выполнить в рабочем листе Задание 1. Проверка выполнения задания 1. 2-3. Личность Ивана IV. Венчание на царство. Задание классу: Опираясь на данные сообщения, выполнить в рабочем листе Задание 2. Проверка выполнения задания 2. |
Ученики слушают учителя. Ученики высказывают свое мнение. Ученики предлагают варианты темы. Ученики подписывают рабочие листы и записывают тему урока. Устно формулируют пункты плана Записывают план у рока в рабочий лист. Ученики слушают учителя, отвечают на вопрос Сообщение ученика о боярском правлении и Елене Глинской (См. Приложение 3) Знакомятся с заданием для работы на уроке. Озвучивают записи. Сообщение ученика о венчании на царство Ивана IV (См. Приложение 3) Озвучивают записи. |
15 мин. Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8-10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13-16 Слайд 17-18 |
IV. Динамическая пауза | Итак, свою политическую деятельность Иван Грозный начал с реформ, в разработке которых опирался на мнение Избранной рады – совета приближённых Чтобы узнать какие реформы были проведены обратимся к карточкам, которые, вы выбрали при входе в класс. Рассмотрите их, что на них изображено? Сейчас пересядьте в группы в соответствии с символом на вашей карточке: Группа 1 – «Приказы» Группа 2 – «Весы» Группа 3 – «Стоглав» Группа 4 – «Кошелек» Группа 5 – «Стрельцы» |
Примерные ответы учеников: - Весы Фемиды (символ правосудия) (Судебная реформа) - Сборник документов «Стоглав» (Церковная реформа) - Стрельцы (Военная реформа) -изображение Приказа, репродукция картины Иванова (Реформа центрального управления, создание приказов) -Калита (кошелек) (Реформа местного управления, сбор налогов …) |
5 мин Слайд 19 |
4.Реформы Избранной рады. 1 группа работа с текстом учебника с. 206-207 и выполнение задания № 3 рабочего листа. 2 группа работа с текстом учебника с. 207 и выполнение задания № 4 рабочего листа, заполнение графы «Судебная реформа» 3 группа работа с текстом учебника с. 208 и выполнение задания №4 рабочего листа, заполнение графы «Церковная реформа» 4 группа работа с текстом учебника с. 208-209 и выполнение задания №4 рабочего листа, заполнение графы «Реформа местного управления» 5 группа работа с текстом учебника с.209-210 и выполнение задания № 4 рабочего листа, заполнение граф «Военная реформа» и «Уложение о службе». |
Работают в группах, выполняют задания в рабочих листах. |
10 мин. Слайд 20 |
|
V.Закрепление | Проверка и корректировка заданий Подведение итогов. На что были направлены реформы Ивана Грозного и Избранной рады? Вывод запишите после таблицы. |
Ответы учеников Записывают вывод в тетрадь |
7 мин. Слайд 21-27 Слайд 28 |
VI.Рефлексия. | Оцените свою работу на уроке по 10-бальной шкале с позиций: «Я, мы, дело» в рабочих листах (Задание №5) | Оценивают свою работу на уроке, работу группы. Сдают рабочие листы на проверку. |
2 мин. Слайд 29 |
VII.Домашнее задание. | Формулирует домашнее задание:
|
Записывают домашнее задание в дневники. | 1 мин. Слайд 30-31 |
Приложение 1