ВКЛАД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ФАМИЛИИ ОЛОВЯНИШНИКОВЫХ В РАЗВИТИЕ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ
Федоренко Сергей Александрович – заместитель директора по научно-методической работе СПб НОУ «Православная общеобразовательная гимназия святого благоверного великого князя Александра Невского», г. Санкт-Петербург
Ключевые слова и выражения: церковное искусство, русский стиль, церковная утварь, престол, рака для мощей, гробницы святых, надкупольные кресты, русский национальный дух, верноподданническая грамота российского дворянства, царское место, Голгофа, ларец, колокола, национальные традиции.
Начиная разговор о ювелирном русском искусстве конца XIX– начала ХХ века, мы сразу перечисляем крупнейшие и значимые российские (петербургские и московские) ювелирные фирмы – Фаберже, Сазиковы, Хлебникова, Плотникова, полагая, что относить его нужно к производителям церковных колоколов. Однако в ювелирном деле Оловянишниковы оставили яркий след, создав великолепные произведения в «русском стиле» (или как его ещё называют «неорусским стилем» или неодобрительно – «псевдорусским»).
Богатая ярославская купеческая семья Оловянишниковых к началу ХХ века владела 35 каменными лавками, колокольно-литейными и свинцо-белильными заводами в Ярославле, свинцово-белильным, краскотёрочным и свинцово-прокатным заводами в деревне Волокуши Ярославской губернии, а также торговыми отделениями в столице (Санкт-Петербурге), Москве, Туле, Ярославле, Нижнем Новгороде и Вологде, фабрикой церковной утвари в Москве. Касательно именно ювелирного религиозного искусства надо вести речь о московской оловянишниковской фабрике, на которой в 1917 году работало 206 рабочих. По своей значимости эта фабрика в Москве уступала лишь ведущей фабрике ювелирной отрасли, принадлежащей фирме «И.П. Хлебникова Сыновья и Ко». С петербургской же фирмой Карла Фаберже Оловянишниковы тягаться не могли. Фирма Фаберже была одним из мировых лидеров в ювелирном искусстве.
На оловянишниковской фабрике производился широкий ассортимент церковной утвари из серебра, золота и бронзы, священнические облачения, мебель и церковную скульптуры из дерева и мрамора. Кроме изделий религиозного назначения на фабрике изготавливались и изделия светского назначения (например, лампы и посуда). Фирма Оловянишниковых бралась за ответственные и трудоёмкие заказы по изготовлению рак для мощей и церковных главок.
Возникновение неповторимого «русского стиля» церковной утвари фирмы Оловянишниковых связано с именем любимого ученика В. М. Васнецова – талантливого художника Сергея Ивановича Вашкова (1879 – 1904), который более 15 лет возглавлял художественный отдел фабрики. Художник был уверен в том, что назначение художественных изделий фабрики – воспитывать эстетическое и нравственное чувство человека. Идеи, заложенные в художественном изделии, должны быть понятны человеку, его пртобретающему. Идеи, доступные пониманию, Вашков находил в искусстве ранних христиан и в искусстве Древней Руси.
Вашков и его соработники творили в истинно национальном духе, поэтому искусствоведы считали их произведения стилистически близкими изделиям русского народного декоративно-прикладного искусства. Созданная ими церковная утварь была чужда социальной элитарности, так как была ориентирована на богомольцев из всех социальных слоёв, объединённых общим участием в таинствах.
Вашков был противником бессмысленного украшательства церковной утвари и считал необходимым использовать только символику, несущую христианскую смысловую нагрузку: голубь с оливковой ветвью («Ноева голубица»), рыба (тайный символ первых христиан), агнец, птица Феникс (тайный символ Христа у первохристиан) и т. п.
Из народного искусства Вашков заимствовал изображения львов и птицы Сирин в орнаментах, но всё же он стремился к наибольшей простоте линий. Камни в изделиях Вашкова находили себе место лишь в случае необходимости чёткого акцентирования композиции. Обладая безупречным художественным вкусом, тактом и прочным религиозным мировоззрением, художник избегал светскости и аляповатости, предпочитал золоту оксидированное серебро и высеребренную бронзу. Золото он предпочитал использовать в виде позолоты.
На международной выставке в Турине в 1911 году С. И. Вашков получил золотую медаль, а сама фирма получила сразу четыре (!) «Гран-при» и специальную награду «За сотрудничество». Виктор Иванович Оловянишников (1874 – 1932 гг.) получил на этой выставке почётный диплом.
В канун празднования 300-летия Императорского Дома Романовых фирма Оловянишниковых выполняла заказ государственного значения: отливку ансамбля колоколов и церковной утвари для строящегося в Санкт-Петербурге Собора во имя Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых на Миргородской улице у Николаевского(ныне Московского) вокзала. Инициатива строительства этого храма исходила от «Союза Русского Народа», а строили храм на всенародные пожертвования. Победителем конкурса проектов храма стал гражданский инженер С. С. Кричинский, представивший проект в стиле ростовских храмов XVIIвека. Храм строился уже по технологии нового – ХХ века – из железобетона. Он был выстроен примерно за два года (1911 – 1913 гг.). Фасад храма, облицованный белым старицким камнем с орнаментом работы В. И. Траубенберга, укращали родословное древо Романовых и Феодоровская икона, выполненные из майолики в мастерской П. К. Ваулина по рисунку художника С. П. Чехонина. Другая икона, размещённая над входом, была сделана по рисунку В. М. Васнецова в технике мозаики.
Иконостас храма вырезали из липы в московской мастерской палехского иконописца И. М. Дикарёва, там же изготовили киоты и написали иконы – копии древнерусских. В той же мастерской изготовили Голгофу и царское место. Роспись храма в стиле фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре поручили создать В. С. Щербакову.
Свита Государя заказала фирме Оловянишниковых серебряную дарохранительницу в виде уменьшенной копии Успенского собора в Кремле. Она была подарена Свитой Его Величества Феодоровскому собору.
Оловянишниковская фирма изготовила для собора литургические сосуды, скопировав сосуды XVIIвека из костромского Ипатьевского монастыря. Также были отлиты колокола с именами членов царской семьи.
По проекту Вашкова был создан подлинный шедевр – ажурное бронзовое паникадило в виде шапки Мономаха диаметром три сажени. Действительным событием в жизни русского ювелирного искусства стало изготовление на московской фабрике фирмы Оловянишниковых по проекту Вашкова верноподданнической грамоты русского дворянства по случаю 300-летия Дома Романовых, ларец и блюдо для поднесения её Государю. Ларец был изготовлен из литого серебра, украшен эмалями и драгоценными камнями. Шатровая крышка ларца была увенчана красным крылатым грифоном с чёрными мечом и щитом – гербом бояр Романовых. Блюдо представляло из себя прекрасное резное изделие из мамонтовой кости, оправленное в серебро и несущее изображение Государственного Герба Российской Империи.
В 1913 году московская фабрика Оловянишниковых получила высокое и почётное звание Поставщика Высочайшего Двора. Перед началом Первой мировой войны императорская фамилия успела разместить на фабрике крупный заказ – герб и раку для мощей Святого патриарха Гермогена для Успенского собора московского Кремля. Эта работа оказалась последней для замечательного русского художника и ювелира Вашкова. Он скончался в 1914 году. Многие искусствоведы склоняются к мнению, что эта последняя работа Сергея Вашкова и является его лучшей, самой совершенной работой по цельности и стройности художественного решения.
В 1918 году захватившие власть большевики закрыли ярославское колокольное производство и московскую фабрику церковной утвари. Был национализирован свинцово-белильный завод в Ярославле, доживший как достаточно успешное предприятие до наших дней. Самое трагическое для России то, что большинство лучших произведений фирмы Оловянишниковых погибло. Не дошло до нас великолепное убранство Феодоровского собора в Петербурге. Сейчас идёт его воссоздание.
Материал о шедеврах ювелирного искусства, созданных мастерами фирмы Оловянишниковых, использовался при проведении уроков по мировой художественной культуре и русскому церковному искусству (элективный курс) в петербургской Православной гимназии Святого Благоверного великого Князя Александра Невского в 2004 – 2012 годах. С целью создания зрительного ряда на этих уроках использовался богатый иллюстративный материал, так как сами Оловянишниковы были собственниками ежемесячного журнала «Светильник», посвящённого религиозному искусству России и его истории.
«Светильник» издавался в 1913 – 1917 годах, печатал статьи по церковной археологии, богословским вопросам, работы о выдающихся произведениях архитектуры и искусства, следующих в русле национальных традиций. Журнал был оформлен прекрасно и содержал от 10 до 15 иллюстраций на 30-60 страниц текста. В 1911 году Оловянишниковы выпустили альбом-сборник «Русское религиозное искусство», где представили изделия фабрики за 1901 – 1911 годы. Альбом содержал 188 листов тоновых фотографий с изображениями более чем 300 предметов церковной утвари, 41 образца парчи ручной работы и 38 предметов светского назначения. Фотографии из этого издания используются ныне для воссоздания интерьера и церковной утвари Феодоровского собора в Санкт-Петербурге. Они воспроизводятся в современных изданиях, посвящённых теме восстановления Феодоровского собора. Следует только радоваться, что воссоздание интерьера благотворители-меценаты не доверили ремесленникам от искусства Софринского завода церковной утвари, изделия которого не отличаются ни цельностью, ни стройностью художественного решения, а отличаются аляповатостью и крайней безвкусицей.
Список использованной литературы:
1. Бурышкин А.А. Москва купеческая. М., 1991.
2. Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1992.
3. Макаревский М.И. Храм-памятник в Санкт-Петербурге в честь 300-летия царствования Дома Романовых. СПб., 1914.
4. Мартынов Ф.Т. Предприниматели, благотворители, меценаты. СПб., 1993.
5. Русское религиозное искусство. М., 1911.
6. Русский торгово-промышленный мир. М., 1993.
7. Исторические данные о Феодоровском Городском монастыре. СПб., 1910.
8. Журнал «Зодчий», 1914, № 11, с. 122 – 123.
9. Журнал «Светильник», 1913, № 3, с. 15 – 23.