УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В АНО ДПО «АКАДЕМИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
(АНО ДПО АИТ)
Федоренко Сергей Александрович,
преподаватель
Цель статьи:показать основные этапы создания учебно-методических комплексов в системе обучения истории в АНО ДПО АИТ иностранных обучающихся.
Эффективность обучения, как общеизвестно, в значительной степени зависит от учебно-методического обеспечения учебного процесса. В обучении истории учебно-методический комплекс (УМК), как модель системы обучения в конкретных условиях дополнительного профессионального образования иностранных слушателей, занимает центральное место. Подготовка УМК, отвечающего современным требованиям, способствует повышению качества гуманитарного образования в конкретных условиях ДПО.
Обучение истории иностранцев, приехавших в Россию с целью подготовки к дальнейшему образованию в российских вузах или трудовой деятельности – дело новое. Однако, приступая к нему, надо чётко осознавать специфику вопроса. Учебники, предназначенные для обучения подобной категории слушателей, ещё не созданы. Отечественная издательская деятельность не успевает за расширяющейся сферой дополнительного профессионального образования, охватившего теперь данный сегмент российского образовательного рынка.
Из-за отсутствия специального стандарта, обучение (включая создание и использование Программы учебной дисциплины) базируется на Федеральном государственном образовательном стандарте по профессиональному начальному и дополнительному образованию. Согласно указанному стандарту по окончанию обучения в АНО ДПО АИТ слушатели должны
уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ – XXIвв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ – начале XXIвеков;
- назначение ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ШОС, ОДКБ, Совета Европы, СНГ и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, религии и культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
В настоящее время для преподавателей АНО ДПО АИТ особую актуальность приобретают методические материалы, рекомендации по отбору оригинального учебного материала по учебной дисциплине. Это связано с тем, что преподавательский состав АНО ДПО АИТ неоднороден (преподаватели, работавшие ранее в средних школах; преподаватели, ранее преподававшие в вузах, колледжах и лицеях; преподаватели-совместители и т. п. ).
Неоднородность педагогического состава наложила свой отпечаток и на то, что УМК по истории включает не только основные средства обучения (учебники, учебные пособия и другие материалы), но и всё учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Используя термин УМК в широком смысле, в него внесены следующие разделы:
1) Государственный стандарт по предмету, типовые программы по учебной дисциплине;
2) Рабочие программы;
3) Учебные планы;
4) Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «история» (находятся в процессе разработки);
5) Планы аудиторных занятий;
6) Планы учебных экскурсий;
7) Карты обеспеченности обучающихся учебными пособиями (базовые учебники; учебные пособия; справочная литература; периодические издания по истории, политике и экономике на иностранных языках для владеющих иностранными языками);
8) Тесты для определения исходного уровня знаний обучающихся;
9) Контрольные тесты для проверки уровня полученных в ходе обучения знаний.
В последние годы появилась возможность использовать в учебном процессе мультимедийные средства. Появление целого ряда электронных версий энциклопедий и компьютерных учебников по истории сделало возможным использовать на занятиях активные методы обучения. В связи с переводом итоговой аттестации выпускников средних школ в формат ЕГЭ появилось немало обучающих и тестирующих программ по истории.
Кроме использования современных средств обучения на аудиторных занятиях, появляется возможность грамотной и продуктивной внеаудиторной работы обучающихся, прежде всего, музейных занятий. В отношении музейной педагогики потенциал Петербурга огромен. Современные формы музейной работы подразумевают и циклы лекций в музее и различные интерактивные формы. Успех учебной экскурсии во многом обусловлен и соответствующей подготовкой к нему во время аудиторных занятий.