Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Предлагаю Вашему вниманию уроки по истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием технологии развития критического мышления

Наследие православия

 

Урок разработан для учащихся 6 классов, по учебному пособию  «Петербург – город-музей. Петербургская тетрадь», ч.3

 Ермолаева Л.К., Удальцова Т.И., Карахтанова Н.Н, Левашко Н.А. Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2011

Цели урока:

Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Образовательная: создать условия для: 1) формирования у учащихся представлений о наследии Византии, православной Руси Петербургу.

Развивающая: 1) критическое мышление через чтение информационного текста; 2) коммуникативные навыки.

Воспитательная: создать условия для формирования активной жизненной позиции; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

Технологическая карта урока:

Стадия I. Вызов.       Прием «Покопаемся в памяти»

Стадия II. Приемы «Кроссворд», «Пометки на полях»

Стадия III. Рефлексия.           Написание синквэйна

 

I.                           Вызов

Прием «Покопаемся в памяти»

Учитель объявляет тему урока. Однако перед тем, как учащиеся начнут работу, предлагает немного подумать. Взять  лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопросы:

Что вы знаете о православии? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете?

Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что  записали или нет.

       После того как учащиеся записали все, что знают о православии,  необходимо это обсудить с партнером.       После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями. По мере того, как они  делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги, прикрепленном к стене или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задает  время от время вопрос, все ли согласны с тем ,что сказано.

 

II.  Осмысление

Прием «Кроссворд»

На доске (или на партах учеников) расположен кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

2.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Б

   И

Б

Л

И

Я

 

3.И

 

 

 

 

 

 

 

 

   З

 

 

 

 

 

   К

 

 

 

 

 

 

 

3.Т

   А

И

Н

С

Т

В

   О

 

 

 

 

 

 

 

 

   Н

 

 

 

 

 

   Н

 

 

 

 

 

 

 

 

   Т

 

 

 

 

 

   А

 

 

 

 

 

1.М

О

Щ

  И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. О

Б

Р

  Я

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Ф

Р

Е

С

К

   А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали: 1. Останки святых, 2. Одно из древнейших произведений, состоит из Ветхого и Нового Заветов.

3. Согласно христианскому учению … имеет чудодейственную силу. 4. Традиционное действие, составная часть богослужения. 5. Изображение, написанное разведенными водой красками по сырой штукатурке.

 

По вертикали: 1. Обращение к богу. 2. Государство, первое в мире признавшее христианство государственной религией. 3. Изображение святых.

Кроссворд заполняется учащимися при работе с текстом «Какое наследие оставила Византия Руси?» стр.12-13.

 

Прием «Пометки на полях»

Выполнение задания к п.2 «Какое наследие оставила православная Русь Петербургу?» - обозначить на полях –

V– я это видел;

+ - я это знаю;

? – мне не понятно или у меня возник вопрос

После прочтения и работы с текстом материал обсуждается в парах, ученик от пары сообщает информацию, которая фиксируется учителем на доске. Обсуждение информации  способствует ее систематизации и дает возможность ответить на возникшие вопросы.

 

 

 

 

III. Рефлексия Прием  «Синквэйн»

 

Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.

 

Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Тематика синквэйнов – «Наследие», «Православие» (или объединить). Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов   они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс может ознакомиться с парными синквэйнами.

Пример по теме:

Наследие

Красивое, строгое

Бережем, учимся, храним

Без этого мы не люди.

 

Домашнее задание: придумать свое название §20, ответить на вопросы-заголовки статей.

Невские земли под властью шведов

 

Урок разработан для учащихся 5 классов, по учебному пособию  «Страницы жизни нашего края» Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захваткина И.З. Санкт-Петербург, СпецЛит, СМИО Пресс, 2011

Цели урока:

Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Образовательная: создать условия для: 1) формирования у учащихся представлений о жизни нашего края в XVIIвеке.

Развивающая: 1) критическое мышление через чтение информационного текста; 2) коммуникативные навыки.

Воспитательная: создать условия для формирования активной жизненной позиции; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

Технологическая карта урока:

Стадия I. Вызов.       Приемы «Ассоциация», «Верите ли вы…?», «Инструкции»

Стадия II. Осмысление.         Стратегия «Зигзаг»

Стадия III. Рефлексия.           Презентация

 

I.                           Вызов

- актуализация знаний, постановка проблемы

Вопрос классу: Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите фразу Невские земли под властью шведов?

Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, которые учитель записывает на листе бумаги или доске.

Например: Смутное время, оборона Тихвинского монастыря, Московия и т. д.

Работа с картами №4,5 учебника – Верите ли вы, что первые карты нашего края составили шведы?

- Какие еще источники помогут узнать о жизни нашего края под властью шведов?

Сегодня мы узнаем, какие люди жили на территории нашего края, какие события происходили здесь в XVIIвеке.

На стадии вызова учащимся даются инструкции по их дальнейшей работе в течении урока.

Класс делится на количество частей в тексте.

Инструкция для учащихся:

1.      Учебник Страницы жизни нашего края. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захваткина И.З. стр.67-72

2.      В каждой группе назначается по 2 эксперта в своей области:

Эксперты 1     Нотебург (cтр.67-68).

 

Эксперты 2     Старое и новое на берегах Невы (с. 69-70).

 

Эксперты 3      Деревня в Ингерманландии (с.70-72).

 

Правила работы в экспертной группе:

 

1.      Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам.

 

2.      Ищите эффективные способы преподнесения информации.

 

3.      Разъясните то, что другим осталось не понятным.

 

4.   Составьте «Экспертный лист».

 

II.  Осмысление

После ознакомления с инструкцией и правилами работы в экспертной группе, все эксперты 1 собираются за одним столом, эксперты 2 за другим и т.д., изучают текст, составляют опорный конспект. Прочитав и осмыслив, предложенный материал обсуждают, задают друг другу вопросы, т.е. проверяют друг друга, на сколько глубоко они изучили свою область. Далее после обсуждения, каждая пара экспертов возвращается в свою группу и доносит изученный им материал до других членов группы.

 Во  время объяснения материала экспертом все остальные члены группы  ведут "двухчастный дневник". Во время объяснения материала ведутся такие дневники, состоящие из двух частей, в первой части ведется конспект излагаемого материала, очень важно вовремя объяснения не перебивать докладчика, поэтому возникающие вопросы или не ясные моменты  фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются.

III. Рефлексия (систематизация всего текста, кооперация всей группы).

 

Группа на больших листах составляет опорный конспект по всему изученному материалу, после чего проводится презентация  составленных конспектов. В этой части занятия возможно несколько вариантов:

- каждая группа презентует свой конспект ( кластер);

-первая группа презентует, вторая дополняет, третья исправляет ошибки и вносит коррективы.

Домашнее задание: написать эссе - ответить на два вопроса:

-         Что узнали по пройденной теме?

-         Что хотели бы узнать? (или задать вопрос, на который они не получили ответа).                                                                                                                            

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»