Конспект открытого урока
по истории и культуре Санкт – Петербурга в 6 классе
Тема: «Тайны средневековья в Петербурге»
6 класс
Буравлёва Наталья Владимировна,
ГБС(К)ОУ школа (VIIвида) №609
Санкт- Петербург, учитель истории и культуры Санкт – Петербурга.
Класс: 6.
Используемые технологии:
- Критическое мышление.
- Информационно – компьютерные технологии (презентация)
Тип урока: изучение нового материала.
Обязательный минимум содержания:
Исторические понятия, термины: культурное наследие, средние века, подлинный памятник, стилизованный памятник, археолог, артефакт, медиевист, экспонат, Ландскрона, Невское Устье, Ниеншанц, Охтинский мыс, устье.
Цели урока:
- Обучающие:
- Знания:
- изучение причин, почему река Охта является историческим памятником;
- обобщение и систематизация уже имеющихся знаний об истории края и Малой Охты;
- показать важность сохранения исторического наследия;
- продолжить формировать понимание важности работы с историческими источниками.
- Умения:
- продолжить работу по формированию умения определять цель, находить информацию в источнике, сравнивать, обобщать, выявлять главное, приходить к определенным выводам;
- учить подбирать исторические факты для подтверждения своей точки зрения;
- умение определять, объяснять, какие чувства и какое отношение возникает к достижениям наших предков.
- Коррекционные:
- способствовать развитию монологической речи;
- продолжить формирование умения работы с текстом, картографическим материалом;
- развитие аналитического мышления;
- развитие умения наблюдать, сравнивать, обобщать;
- Воспитательные:
- продолжить формировать уважительное отношение к прошлому края, к историческому наследию.
Этапы урока:
- Организационный момент. 1 минута.
- Актуализация знаний. 10 минут.
- Создание проблемной ситуации. 1 минута.
- Планирование деятельности, поиск решения проблемы. 10 минут.
- Физкультминутка. 1 минута.
- Поиск решения ответа на поставленный проблемный вопрос, открытие новых знаний. 10 минут.
- Выводы, решение по учебной проблеме. 5 минут.
- Рефлексия. 2 минуты.
- Домашнее задание 1 минута.
Учебно – методический комплекс:
- Л. К Ермолаева, Л. В. Искровская, Н. Г. Штейн, С. А. Давыдова «Петербург – город – музей. СПб., СМИО Пресс, 2008.
- Л. К. Ермолаева, И. З. Захваткина, И. М. Лебедева, Н. Г. Шейко, Ю. А. Кораблина. «История и культура Санкт – Петербурга, часть 1. СПб., СМИО Пресс 2010 г.
Использованная литература:
- Интернет – ресурсы.
- Л. К Ермолаева, Л. В. Искровская, Н. Г. Штейн, С. А. Давыдова «Петербург – город – музей. СПб., СМИО Пресс, 2008.
- Л. К. Ермолаева, И. З. Захваткина, И. М. Лебедева, Н. Г. Шейко, Ю. А. Кораблина. «История и культура Санкт – Петербурга, часть 1. СПб., СМИО Пресс 2010 г.
- Н. А. Синдаловский. «Словарь петербуржца». СПб., «Норинт» 2002 г.
- Е. М. Мухина. «Юному краеведу – исследователю. (Охта – Пороховые)». СПб. Тускароро. 2001 г.
- Е. М. Мухина. «Охта, Пороховые. Страницы истории». СПб. «XXIв.» 2003 г.
Оборудование:
- Материал для опроса (Приложение 1)
- Текст о Ландскроне, Невском устье и Ниеншанце. (Приложение 2)
- Материалы для работы на доске.(Приложение 3)
- Учебное пособие «Краеведение. Санкт – Петербург – город – музей», Авт. Л. К. Ермолаева.
- Слайды с картами и изображениями артефактов. (Приложение 4)
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
|
Приветствие учеников: «Здравствуйте, мы продолжаем изучать наследие средних веков. Прежде чем перейти к изучению новой темы, я предлагаю немного потренировать память, вспомнив необходимые нам исторические термины». |
Подготовка к уроку, приветствие учителя. |
|
|
«Перед вами определения, к которым вы должны подобрать соответствующие термины. В табличку, под каждой буквой, нужно поставить цифру, которая соответствует определению термина. На выполнение вам дается 5 минут»
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель подводит учащихся к определению темы урока через беседу и наводящие вопросы: «Итак, мы знаем, что на территории края можно увидеть подлинные постройки, сохранившиеся с эпохи средневековья: это монастыри, церкви, крепости. Но все они расположены вокруг Петербурга. А есть ли на территории нашего города такие памятные постройки? Как бы мы могли назвать урок, на котором нам нужно будет выяснить, какие тайны хранит наш город со времен Средних веков?» |
Формулируют и записывают в тетради тему урока: «Тайна средневековья в Петербурге». (Слайд №3)
|
|
|
|
|
|
|
Дифференцированная помощь ученикам после прочтения текстов в определении территории построек на схеме. Обращает внимание учеников на то, что эта территория им знакома, т. к. находится в том же районе, что и школа, причем достаточно близко от нее. |
|
|
|
Показывает упражнения для шейного отдела позвоночника |
Выполняют упражнения. |
|
|
|
|
|
|
«Итак, из каких источников нам известно о существовании крепости Ландскрона?Верно, из письменного источника. Что мы знаем о ней? ( что крепость была построена шведами в 1300 году на берегу реки Охта, но впоследствии сожжена и разрушена русским войском). На самом деле, оказывается, крепость была разрушена не до конца! Ученые-археологи, производя раскопки, обнаружили остатки строения (Слайд 7, 8) Следовательно, о том, что на территории нашего города находилось средневековое строение, мы знаем еще и благодаря находкам археологов. После того, как шведов изгнали с этой территории, здесь образовалось поселение Невское Устье. Откуда ученые знают о его существовании? Верно, это также письменные источники. Но, как и о крепости Ландскрона, очень многое могут рассказать артефакты. Вот пример (Слайд 9). Это захоронение, которые ученые относят к 16 веку. Также здесь находят осколки керамики, украшений, что может рассказать нам о жизни поселения. Ну и последнее, но не менее значимое для нашего края событие: возведение крепости Ниеншанц. Кто строил крепость и откуда нам известно об этой постройке? (Крепость построена шведами, известно это из письменных источников). Крепость шведы строили для того, чтобы закрепиться на Невских берегах, которые отошли им во мирному договору с Россией. Крепость постоянно достраивалась и укреплялась. Об этом мы можем узнать из многочисленных карт и чертежей (Слайд 10, 11). .Крепость была мощной, под ее защитой рос город Ниен блигодаря археологическим находкам, чертежам и письменным источникам можно представить, как выглядела крепость и город рядом с ней. (Слайд 12, 13, 14). Выходит, что об этой крепости нам доступно больше всего сведений» Составляет на доске схему в ходе фронтальной работы учеников по текстам задания № 2 и по слайдам презентации (слайды 7 – 14). Схема (проводятся линии): I Письменные Ландскрона, XIVв источники II Карты Невское устье, XV-XVIв
III Археологические Ниеншанц, XVIIв находки
|
|
|
|
|
|
«Обобщая полученную нами информацию, ответим на основной вопрос: смогли ли мы открыть тайна среденевековья в Петербурге?» |
Вывод: мы познакомились с тайнами средневекового Петербурга, используя такие исторические источники как карты, письменные источники и археологические находки. Узнали о том, что на территории Охтинского мыса находились такие постройки как Лендскрона, Невское Устье и Ниеншанц. |
|
|
Предлагается голосование (слайд 19):
- современная застройка - исторический памятник - мне все равно, меня это не касается. 2) Учитель подводит результаты голосования и предлагает ученикам создать свой проект застройки Охтинского мыса. |
Голосуют с помощью цветных «закладочек». |
|
|
Запись дифференцированного домашнего задания: «Создать проект застройки Охтинского мыса» в виде эссе, презентации или рисунка. (Слайд №20)
|
Записывают домашнее задание. |