Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Гимназия № 66 Приморского района
Санкт-Петербурга

 

Научно-методическая разработка по истории

Тема: «Отмена крепостного права.

Крестьянская реформа 1861 г.»

Урок истории в 8-10 классах

Автор. Черникова Нина Леонидовна,

учитель истории и обществознания

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                2013

 

Тема урока: «Отмена крепостного права».

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с основными положениями крестьянской реформы.
  • Определить ее место в истории России XIXвека.
  • Выяснить её значение для развития страны.
  • Дать оценку реформе, раскрыть ее противоречивость.

Задачи урока:

  • Проанализировать основные положения  крестьянской реформы.
  • Выяснить механизм реализации крестьянской реформы.
  • Разобрать значение и последствия крестьянской реформы.
  • Продолжить работу над развитием мыслительных операций учащихся: анализом, выделением главного, классификацией, умением делать выводы.
  • Формировать навыки работы с различными историческими источниками.
  • Совершенствовать навыки диалогической речи учащихся.

Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования

Технология: проблемное обучение, ИКТ

План урока:

1. Основные положения крестьянской реформы.

2.Механизм реализации крестьянской реформы.

3.Значение.

Исторические термины и даты:

19 февраля 1861 года – Манифест об освобождении помещичьих крестьян;

«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»;

временнообязанные крестьяне, отрезки, прирезки, дарственный надел, мировые посредники, уставная грамота, выкупные платежи.

Техническое обеспечение: мультимедийный компьютер, проектор, экран.

Программное обеспечение:

карта «Отмена крепостного права в России в 1861 г.».

Презентация «Отмена крепостного права»,

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,

Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX– XXвв.

Ход урока.

Итак, мы продолжаем знакомство с эпохой Александра II(слайд 1).

Вопросы классу:

·        Назовите даты правления Александра II(1855-1881 гг.).

·        Основной вопрос внутренней политики Александра II(крестьянский вопрос).

·        Кем и как решался крестьянский вопрос в XIXв.?

1797 г.-Указ Павла I«О трехдневной барщине»

1803 г.-Указ Александра I«О вольных хлебопашцах»

1837 г.-реформа П. Д. Киселева государственных крестьян

1842 г.-Указ Николая I«Об обязанных крестьянах»

На прошлом уроке мы говорили о причинах отмены крепостного права и о подготовке реформы.

Задание классу:тест по теме: «Подготовка Крестьянской реформы» (приложение 1)

В 1860 г. Редакционные комиссии закончили свою работу и передали документы по крестьянскому вопросу в Главный комитет и в Государственный Совет для обсуждения.

19 февраля 1861 г. император подписал основные правовые документы по Крестьянской реформе (слайд 3):

·        Манифест об освобождении помещичьих крестьян

·        «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

Запись в тетради

Тема урока: «Отмена крепостного права».

План урока (слайд 4):

1. Основные положения крестьянской реформы.

2.Механизм реализации крестьянской реформы.

3.Значение.

                                                                                                       Эпиграф (слайд 5)

                                                                                                 Распалась цепь великая,

                                                                                                 Распалась и ударила

                                                                                                 Одним концом – по барину,

                                                                                                 Другим – по мужику.

                                                                                                                      Н. А. Некрасов

Проблемное задание:раскрыть сложность, двойственность, противоречивость крестьянской реформы.

Напомните основные проблемы, которые возникли при подготовке крестьянской реформы.

Схема на доске

крестьяне

                           личная свобода                                                 земля

                                                                       размер надела                         выкуп

                                                                                                        размер                      кто платит

Как же решались эти вопросы?

1.Основные положения крестьянской реформы.

Задание классу:работа с документом № 1 «Общее положение о крестьянах, вышедших

из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.» (приложение 2)

Анализ документа, запись в тетради:

1)      Крестьяне получали личные, имущественные и гражданские права и становились свободными сельскими обывателями(слайд 7):

a)      Личная  свобода (брак, семья, собственность, обращение в суд)

b)      Право заниматься торговыми операциями (сделки, договоры от своего имени)

c)      Право заниматься предпринимательством (иметь фабрики, промышленные и торговые заведения)

d)      Право переходить в другие сословия (военная служба, купечество, доступ в учебные заведения, промысел)

 

2)      Крестьяне освобождались с землей(слайд 8), так как

a)      Крестьяне живут только за счет земли

b)      Возможны крестьянские восстания

c)      Крестьяне получают личную свободу и становятся налогоплательщиками

          Охарактеризовать порядок наделения крестьян землей (ст. 3):

a)      Вся земля - собственность помещика

b)      Крестьянам - усадьба и полевой надел

c)      В постоянное пользование с сохранением фиксированных повинностей (барщина и оброк)

d)      Размер надела зависел от качества земли (от 3 до 12 десятин)

 

Работа со словарем исторических терминов(приложение 3), запись в тетради.

·        Отрезки - «излишки» земли, отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещиков (30-40 %)

·        Прирезки –земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу (3-15 %)

 

3)      Крестьяне получали землю за выкуп(слайд 9).

       В Манифесте говорилось, что помещики сохраняют право собственности на землю. Следовательно, крестьяне должны были выкупить землю у помещика (ст. 3). Размер выкупа зависел от денежного оброка, который прежде выплачивал крестьянин и значительно превышал рыночную стоимость земли.

       При заключении выкупной сделки крестьянин единовременно выплачивал помещику  -  20 % стоимости земли, остальные 80 % платило государство. Но эта сумма давалась крестьянину в виде ссуды под 6 % годовых и возвращалась государству в течение 49 лет.

        До заключения выкупной сделки крестьянин считался временнообязанным и нес фиксированные повинности (барщину и оброк) в пользу помещика. Переход крестьян на выкуп затянулся, так как

a)      У крестьян не было единовременной суммы (20 %)

b)      Необходимо согласие помещика, а часть помещиков заинтересована в сохранении существующей системы эксплуатации крестьян

       После того как крестьянин рассчитался с помещиком, он становился должником государства. В течение 49 лет крестьянин должен был выплатить свой долг государству с процентами (6% годовых).

        Крестьянин не мог отказаться от надела в течение 9 лет, а помещик обязан был предоставить крестьянину надел для выкупа. С согласия помещика крестьянин мог получить безвозмездно, «в дар», ¼ от «высшей» нормы надела. Крестьяне называли такие дарственные наделы «нищенскими», «сиротскими». Они составляли одну десятину на человека. Прокормиться с этой земли было невозможно. Согласившись на дарственный надел, крестьянин оказывался в результате в крайне бедственном положении.

Работа со словарем исторических терминов(приложение 3), запись в тетради

·        Выкупные платежи– ежегодные выплаты крестьян за землю.

·        Временнообязанные крестьяне – категория («разряд») бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 года, но не переведённых на выкуп.

·        Дарственный надел – 25 % от положенного в данной губернии надела, предоставляемый крестьянину безвозмездно.

 

4)      Сохранение крестьянской общины.

Освобожденные крестьяне оставались членами общины, которая:

  1. Становилась юридическим собственником земли крестьян (выкупленная земля – собственность общины).
  2. Распределяла землю между общинниками, занималась хозяйственными вопросами, принимала решения о выходе крестьян из общины или приеме новых членов.
  3. Отвечала за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов, который совершался с помощью системы круговой поруки. На период временнообязанного состояния за помещиком оставалась “обязанность” следить за общественным поведением крестьян и выполнять другие полицейские функции.

            Система самоуправления: сельский сход (сход общинников), на котором могли присутствовать лишь (главы семей), являлся главным органом управления общины. На сходе избирался сборщик податей и староста, исполнявший решения схода, а также распоряжения волостного старшины и мирового посредника.

             На сельском сходе выдвигались также представители (1 от каждых 10 дворов) на волостной сход, где избирался волостной старшина и волостной суд. Вместе с сельскими старостами волости он формировал волостную управу.

             Крестьянин не мог отказаться в течение 9 лет от земли и покинуть сельскую общину. Почему?

Задание классу: перечислите основные положения реформы.

2. Механизм реализации крестьянской реформы (слайд 10).

Сообщение ученика (приложение 4).

Для проведения крестьянской реформы учреждался специальный институт мировых посредников. Мировые посредники назначались из дворян. Они составляли договор между помещиками и крестьянами об условиях освобождения крестьян. Этот договор назывался уставной грамотой.

Уставная грамота фиксировала размер надела временнообязанного крестьянина и объем повинностей за пользование им. Мировые посредники контролировали также соблюдение уставных грамот. Если между крестьянином и помещиком возникали споры, то их тоже разрешали мировые посредники.

Мировыми посредниками были часто известные люди, например: великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, декабристы, вернувшиеся из ссылки, и общественные деятели.

Работа со словарем исторических терминов(приложение 3), запись в тетради

·        Мировые посредники – должностные лица, которые составляли и контролировали соблюдение уставных грамот.

·        Уставная грамота– договор крестьянина с помещиком об условиях освобождения крестьян.

3.Значение Крестьянской реформы (слайд 11), запись в тетради

1)      крестьяне получили личную свободу, гражданские и имущественные права

2)      формирование рынка свободной рабочей силы

3)       развитие промышленности

4)       благоприятные условия для развития капитализма

5)      без революционных потрясений                         

Вывод: отмена крепостного права – Великая реформа.

 Александр II– Освободитель

Проблемное задание:в чем же двойственность, противоречивость крестьянской реформы?

Крепостнические пережитки (слайд 13), запись в тетради

1)      сохранение помещичьего землевладения

2)       временнообязанное состояние крестьян (барщина, оброк)

3)       малоземелье крестьян (небольшие наделы, отрезки)

4)      безденежье крестьян (выкуп)

5)       крестьяне – неполноправное сословие (подушная подать, рекрутские наборы)

Вывод: «Прусский путь» развития капитализма в сельском хозяйстве.

Не такой воли ждали крестьяне. Ответная реакция крестьян: восстания в селе Бездна Казанской губернии, в селе Кандеевка Пензенской губернии. За 1861 год – 1859 крестьянских волнений.

Закрепление материала.

·        Работа с документом №2 (слайд 14).

Прочитайте отрывок из поэмы Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо?» (приложение 5):

В каком году – рассчитывай,
В каком земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.


и ответьте на вопросы:
– Когда могло происходить действие поэмы?
– Как и почему называются губерния, уезд, волость и деревни,

из которых были мужики?

- О чем говорит поэма?

 

·        Разгадать анаграммы по теме: «Отмена крепостного права»(приложение 6).

Переставить буквы и цифры так, чтобы получилось слово, дата, связанные с изученной темой.

1. 1168 одг

2. оннобязавремыйенн

3. зрекиот

4. купвы

5. своадбо

 

Домашнее задание:§29, тетрадь, термины


Приложение 1

 

Тест по теме: «Подготовка Крестьянской реформы 1861 года»

Вариант I

 

1. Что было одной из причин отмены крепостного права?

а) технико-экономическая отсталость России

б) желание большинства российского дворянства

в) решение, принятое Государственным советом

г) ультиматум, предъявленный ведущими странами Европы

 

2. Какие основные учреждения занимались подготовкой крестьянской реформы?

а) Секретный комитет, Министерство внутренних дел

б) губернские комитеты, Министерство иностранных дел

в) Редакционные комиссии, Главный комитет

г) Государственный совет, Министерство народного просвещения

 

3. Кто сыграл большую роль в разработке крестьянской реформы?

а) М.М. Сперанский

б) А.А. Аракчеев

в) В.Г. Белинский

г) Н.А. Милютин

 

4. Соотнести указы по крестьянскому вопросу с императорами, их подписавшими

1. Александр I                            А. Указ о трехдневной барщине

2. Павел I                                    Б. Указ об обязанных крестьянах

3. Николай I                               В. Указ о вольных хлебопашцах

 

5. Найти правильное утверждение

а) П.Д. Киселев провел реформу государственных крестьян

б) Николай I принял Указ о трехдневной барщине

в) М.М. Сперанский занимался финансовыми проблемами

г) Е.Ф. Канкрин разработал теорию официальной народности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Тест по теме: «Подготовка Крестьянской реформы 1861 года»

Вариант II

 

1. Что было одной из причин отмены крепостного права?

а) предсмертное указание Николая I

б) поражение России в Крымской войне

в) стремление Александра II сделать Россию правовым государством

г) решение, принятое Государственной думой

 

2. Когда в XIX веке началась подготовка крестьянской реформы?

а) в первой половине 50 х годов

б) во второй половине 50 х годов

в) в начале 60 х годов

г) в середине 60 х годов

 

3. Кто сыграл большую роль в разработке крестьянской реформы?

а) М.М. Сперанский

б) А.А. Аракчеев

в) В.А. Жуковский

г) Я.И. Ростовцев

 

4. Соотнести указы по крестьянскому вопросу с датами их появления

1. 1842 г.                                    А. Указ о трехдневной барщине

2. 1803 г.                                    Б. Указ об обязанных крестьянах

3. 1797 г.                                    В. Указ о вольных хлебопашцах

 

5. Найти правильное утверждение

а) Александр I принял Указ о вольных хлебопашцах

б) Е.Ф. Канкрин провел реформу государственных крестьян

в) М.М. Сперанский занимался финансовыми проблемами

г) П.Д. Киселев разработал теорию официальной народности


Приложение 2

 

Работа с документом № 1

Общее положение о крестьянах, вышедших

 из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г. (фрагменты)

 

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда.

2. …Крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.

4. Крестьяне, за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные <…> повинности: работою или деньгами. <...>

15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях с помещиками, именуются временнообязанными крестьянами.

16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья, именуются крестьянами-собственниками.

17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранным…

21. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требуется дозволения помещиков.

22. Крестьяне <...> могут входить на основании общих постановлений во всякие, законом дозволенные договоры, обязательства и подряды. <...>

23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями:

1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин;

2) открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения;

3) записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия, как  в селениях, так и в городах;

4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряды.

 

Вопросы и задания к документу:

1. На основе текста документа охарактеризуйте правовое положение крестьян: выделите личные, имущественные и гражданские права крестьян (ст. 1, 2, 21, 22, 23).

2. Охарактеризуйте порядок наделения крестьян землей (ст. 3).

3. На каких условиях крестьяне получали землю? (ст. 4, 15, 16).

4. Охарактеризуйте систему самоуправления, созданную в русской деревне после освобождения крестьян (ст. 17).

Приложение 3

Исторические термины

Отрезки - часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 в пользу помещиков, если надел превышал положенную норму.

Прирезки – земли, которые добавлялись к крестьянским наделам при наличии в пользовании крестьzн наделов меньшего размера, чем положено по реформе.

Временнообязанные крестьяне — категория («разряд») бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 года, но не переведённых на выкуп.

Выкупные платежи – ежегодные выплаты государству крестьянами за землю.

Мировые посредники – должностные лица, которые составляли и контролировали соблюдение уставных грамот.

Уставная грамота – договор крестьянина с помещиком об условиях освобождения крестьян.

Приложение 4

Сообщение ученика.

Для проведения крестьянской реформы учреждался специальный институт мировых посредников. Мировые посредники назначались из дворян. Они составляли договор между помещиками и крестьянами об условиях освобождения крестьян. Этот договор назывался уставной грамотой.

Уставная грамота фиксировала размер надела временнообязанного крестьянина и объем повинностей за пользование им. Мировые посредники контролировали также соблюдение уставных грамот. Если между крестьянином и помещиком возникали споры, то их тоже разрешали мировые посредники.

Мировыми посредниками были часто известные люди, например: великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, декабристы, вернувшиеся из ссылки, и общественные деятели.

Приложение 5

 

Работа с документом №2 (слайд 14).

Прочитайте отрывок из поэмы Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо?»:

В каком году – рассчитывай,
В каком земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.
и ответьте на вопросы:
– Когда могло происходить действие поэмы?
– Как и почему называются губерния, уезд, волость и деревни,

из которых были мужики?

Приложение 6.

Разгадать анаграммы по теме: «Отмена крепостного права»

Переставить буквы и цифры так, чтобы получилось слово, дата, связанные с изученной темой.

1. 1168 одг

2. оннобязавремыйенн

3. зрекиот

4. купвы

5. своадбо

__________________________________________________________________

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»