Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нравственно-философские искания лирического героя
поэзии В.С. Высоцкого

Челышева Ирина Юрьевна
 
Слушая Высоцкого, я… впервые понял, что Орфей древнегреческий,
играющий на струнах собственного сердца, - … самая настоящая правда.
Юрий Карякин
           
            Творческое наследие В.С. Высоцкого сегодня по праву называют, перефразируя высказывание В.Г.Белинского, энциклопедией советской жизни 60-80годов 20-го века. Однако обозначенные хронологические рамки условны, ведь спустя более четверти века его стихи, песни и сама манера их исполнения не теряют своей остроты и актуальности.
            Яркий самобытный талант, сколько бы его не изучали, всегда будет являть собой некую тайну. Такая тайна, несомненно, присутствовала в личности, судьбе и творчестве великого русского барда. Здесь вспоминаются слова В.Маяковского: «Я поэт, этим и интересен…». Вероятно, это следует понимать так: в жизни художника интересно прежде всего то, что определяется и вызывается его поэтическим даром.
            Владимир Высоцкий прожил сорок два с половиной года. Кто-то из его поклонников подсчитал, что составило это 15520дней. Ах, какая скорбная арифметика, какая грустная статистика, как удручающе мал срок жизни художника…Однако вместили эти немногочисленные, в общем – то, дни сотни написанных Высоцким стихотворений, тысячу песен (с различными вариантами), бессчётные концерты и выступления. Известно, что он обладал прекрасным актёрским даром: в кино Высоцкий сыграл 26 ролей, а на сцене театра драмы и комедии на Таганке обессмертил свой талант в образах Гамлета, Галилея, Свидригайлова, Лопахина и многих других.
              Высоцкий и в поэзии оставался актёром, несравненным мастером перевоплощения, переживая в песнях то, что хотел бы прожить в жизни. Душой, восприимчивой и мыслящей, а также удивительным умением воздействовать на «душу живую» обладал Владимир Высоцкий. Ему удалось стать человеком близким, своим для очень многих людей, войти в душу каждого, кого он задел своим творчеством. Очень верно и справедливо отметил философ и публицист Юрий Карякин: «…Высоцкий сочинял и пел свои песни так, будто молотком отбойным работал, сотрясая всех, и сотрясаясь сам. Он… взрывает сердца, прежде всего своё собственное сердце. Зато к каким …росткам, к каким сокровищам пробивается!» Невольно возникает вопрос – какой ценой это давалось?    
         Вот и подошли мы теперь к основной цели предпринятого нами исследования: попытаться раскрыть сущность нравственно- философских исканий лирического героя В.С .Высоцкого в поэтических произведениях, непосредственная тема которых – жизнь и смерть, добро и зло, время и судьба, победа и поражение.
        Поэзия Высоцкого философична насквозь: его лирический герой часто размышляет о природе бытия и сущности человека.   Образцом философской лирики поэта является его стихотворение «Моя цыганская», написанное в стиле «жестокого» цыганского романса.
                О чём оно? О человеческой судьбе? О поисках смысла жизни? Наверное, и о том, и о другом, но основная его тема – метания человеческой души в поисках истины.
         Название стихотворения символично: цыгане – народ, ведущий кочевой, беспокойный образ жизни. Возникает широкий спектр ассоциаций, связанных с неуспокоенной и мятежной человеческой душой, которая, подобно цыганскому табору, мечется с места на место.
         Конфликтом этого стихотворения является раскол между желаемым и действительным, между свободой выбора и зависимостью от обстоятельств.
Трагический колорит «Моей цыганской» обусловлен ещё и тем, что герой не удовлетворён собой, угнетён несовершенством своей жизни и испытывает душевную тоску, то есть разлад происходит и в его внутреннем мире. Отсюда настроения мятежности и безысходности: человек не может найти себя, своего места в мире и душа его бьётся, как «птица в клетке».
          «В сон мне жёлтые огни…» - эта фраза, открывающая стихотворение, сразу же задаёт тревожный эмоциональный настрой, и эта тревога не отпускает нас до самой последней строки.
 Особое место в художественном пространстве произведения занимают образы – символы. В частности, это образ дороги, ассоциирующийся с движением, направление которого не совсем ясно самому герою; образ густого леса также не случаен – это символ препятствий и трудностей, возникающих в жизни человека. Характерно и то, что в конце дороги появляется «плаха с топорами» - страшный знак возможной гибели героя, восклицающего: «Повремени, повремени, утро мудренее!»
         Автор выводит в стихотворении традиционно антонимичные образы «кабака» и «церкви», «света» и «тьмы», но он не только не противопоставляет, а сопоставляет их.  Герой не в силах отличить истину от лжи, добро от зла, света от тьмы. Всё смешалось в сознании человека, не знающего Бога и ставящего рядом несовместимые реалии человеческого местопребывания: «И ни церковь, ни кабак – ничего не свято…»     По сути, здесь Высоцкий показал трагедию своего поколения, отлучённого от Бога: «…света – тьма, нет Бога!». Человек, живущий в атеистическом обществе, не может найти дорогу к Богу. А всего страшней то, что прожив жизнь он может так и не найти себя, и не понять смысла своего существования на земле.
 Стихотворение состоит из пяти восьмистиший, каждое из которых завершается весьма драматично, причем в трёх восьмистишиях рефреном звучит сакраментальная фраза: «Нет, ребята, всё не так...» и «Всё не так, как надо!».       
Жизнь и смерть – эти неизбежные спутники человеческого бытия всегда идут рядом в поэзии Высоцкого, и стихотворение «Моя цыганская» по своей философской проблематике не одиноко в творчестве поэта. Выбрав однажды ту или иную тему, Высоцкий уже не оставлял её, а развивал на протяжении многих лет, подходя к предмету с разных сторон, учитывая и осмысливая самые разные точки зрения на него.
         Основные темы и мотивы стихотворения «Моя цыганская» продолжают своё развитие и в других произведениях поэта. В частности, мотив дороги и связанных с ней нравственных исканий героя звучит и в знаменитом стихотворении «Кони привередливые»; появившемся в 1972году (спустя 4года после «Моей цыганской»). Ритм и образ мчащихся коней вызывают те же ассоциации, что и «Моя цыганская», а просьба героя: «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!» по сути то же, что: «Повремени, повремени – утро мудренее!».
         Герой стихотворения «Кони привередливые», несущийся «вдоль обрыва, по – над пропастью, по самому по краю», движется стремительно к своей гибели. Образ коней – это образ судьбы, немилосердно отнёсшейся к певцу, который, стегая коней, не имеет права терять ни минуты: «И дожить не успел, мне допеть не успеть!». Что может быть трагичнее участи поэта, не допевшего свою песню? Так возникают ключевые образы – символы: песня – жизнь, кони – судьба, пропасть – смерть, плеть (нагайка, кнут) – неумолимое стремительное время.
         Кстати, в последнем восьмистишии «Моей цыганской» тоже возникает образ коней, которые, впрочем, «пляшут нехотя и плавно». Герой словно только разгоняется, а в стихотворении «Кони привередливые» его уже захватывает бешеный ритм. Возможно, и «привередливые кони» не несли бы его с такой стремительностью к обрыву, если бы он не погонял их.
         Тревожные предчувствия и неприкаянность, пронизывающие художественное пространство «Моей цыганской», здесь усиливается, превращаясь из сна в страшную явь. Глубокая диалектичность душевного состояния героя предельно выразительно передана словосочетанием «гибельный восторг». Как тут не вспомнить строки из пушкинского «Пира во время чумы»: «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю…». У Высоцкого вместо пушкинской «бездны» - «пропасть» вдоль обрыва, а главное – тоже ощущение приближающейся гибели, что и у персонажей ««Пира во время чумы»: «Пропадаю!». Причём это не только ужасает, но и захватывает. Есть настойчивое желание сдержать бешеный бег, повременить, остановиться, чтобы напоить коней и допеть куплет, из которых и состоит песня – жизнь, но, увы, это не в нашей власти.
         Безудержно несущиеся вперёд привередливые кони – символ быстротечности человеческой жизни. Лирический герой чувствует свою беззащитность: «Сгину я - меня пушинкой ураган сметет с ладони...». Впрочем, больше тревожит его не стихия жизни, а то, что станет с ним после смерти. По воспоминаниям Марины Влади мы знаем, что Владимир Высоцкий не верил ни в ад, ни в рай, но, по – видимому, всё было сложнее. По крайней мере, тексты многих стихов поэта, свидетельствуют о напряжённых поисках и раздумьях.
         Будучи по воспитанию атеистом, он не мог представить, что ждёт его душу – отсюда сомнения, метания, тревоги и поиски. Режут слух строки: «Что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!». Как же смешалось всё в сознании героя Высоцкого! Полный духовный разброд и хаос царит в душе человека, не находящего очень важные ориентиры жизненного пути, лишенного веры в будущее.
         Здесь опять возникают ассоциации с пушкинскими героями. Такая же ситуация разброда гениально изображена в элегии «Бесы»: «Сбились мы! Что делать нам?». Пушкинские персонажи путник и ямщик - сбились, а герой Высоцкого не в силах остановить бешеный бег и надрывным рефреном проходит призыв: «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!        Умоляю вас вскачь не лететь!» «Путь к последнему приюту» неизбежен, но он страшит своей преждевременностью и неизвестностью: что-то ждёт там, «в гостях у Бога».
         Образ «коней привередливых» предельно яркий, выразительный и многогранный, давно стал своеобразной метафорой жизни и творчества поэта. Ведь не зря стоит Владимир Высоцкий над местом своего «последнего приюта» вместе с неукрощённым конём – символом жизненного пути, у каждого своего, но непременно ведущего к постижению истины, к открытию людей и, значит, к открытию самого себя. Когда смотришь на этот памятник, то вспоминаются слова режиссёра С.Говорухина: «Вот и поёт певец свою песню, а на перепутье жизни и смерти нетерпеливо перебирают ногами и звенят серебряной сбруей его Кони и рыдает серебряный колокольчик, оплакивая безвременную кончину певца!»
         Можно цитировать стихи Высоцкого без перерыва, так же, как пел он, без перерыва, много часов, но давайте рассмотрим лишь ещё одну песню из того же, нарочито выделенного нами, философского цикла, но несколько выбивающуюся из рассмотренного ряда. Это стихотворение «Я не люблю», написанное в 1969 году. В нём синтезированы основные нравственные постулаты поэта: любовь к жизни и творчеству, здравомыслие и нежелание обольщаться, порядочность и нежелание выставлять свою жизнь на публичный показ, мужественность и честность перед самим собой; неприятие тупого самодовольства «уверенности сытой» и «червей сомненья», несправедливости, «насилья и бессилья», зависти и сплетен, так отравлявших его жизнь!
         В стихотворении «Я не люблю», более чем в каком – либо другом, лирический герой сливается с автором и предстаёт перед читателями и слушателями без маски, пугающе и беззащитно искренним. Видно наболело, уже невмоготу было!
         Перед нами явственно проявляются лучшие качества и глубина человеческой личности героя (или автора?), одарённой самым главным и самым высоким талантом – талантом любви. В этом стихотворении аллегоричность отсутствует, но оно уникально своей афористичностью, отточенностью и зримостью каждой фразы: «стреляют в спину», «против шерсти», «железом по стеклу», «лезут в душу», «сломанные крылья»; кажущейся доступностью и неисчерпаемой внутренней глубиной. В нём все приоритеты жизни обнажены и ясно обозначены. Это как бы итог исканий лирического героя, человека живого, ошибающегося, мечущегося, но идущего своим путём.
         Интересно, что и в этом своеобразном лирическом «манифесте» появляется образ Христа, распятого, которого «вот только жаль». Уже тогда у Высоцкого возникали некоторые противоречия и неясности: человек, оторванный от своих культурно – религиозных корней не в силах понять и принять таинственные и непонятные для него религиозные ценности, но в то же время он не может не думать о них. Отсюда так часто возникающая в его творчестве тема веры и безверия, метущейся души и бездушности.
         Это стихотворение о вечной борьбе добра со злом, об участи поэта, встающего на путь этой борьбы, о непреходящих жизненных ценностях.
 В той же философской манере в разные годы написано много других песен: «Две судьбы», «Дурацкий сон…», «Маски», «Я не успел…», «Мне судьба – до последней черты…», «Если где – то в глухой, неспокойной ночи…». Их много: песен – раздумий, песен – размышлений, песен – исканий. Все они заставляют читателей переосмысливать свою жизнь,
вчитываясь в бессмертные строки:
«…Или – в костёр! Вдруг нет во мне
шагнуть к костру сил, -
мне будет стыдно, как во сне,
в котором струсил.
Но скажут мне: «Пой в унисон,
жми что есть духу!»-
И я пойму: вот это сон, который в руку!»
         Опять сон, и опять страх. Страх трусости, страх фальши, которые поэт никогда не смог бы прости ни себе, ни своему герою, потому что человек всегда должен стремиться к самосовершенствованию, а не поддаваться обстоятельствам.
«Мне судьба – до последней черты, до креста
спорить до хрипоты (а за ней – немота),
убеждать и доказывать с пеной у рта,
что – не то это вовсе, не тот и не та…»
Напрашивается аналогия со смелым заявлением Высоцкого своим соотечественникам в «Моей цыганской»: «…всё не так, ребята!».
Эта уверенность в том, что «всё не так» и заставляла Владимира Высоцкого опять и опять возвращаться в своих стихах к поискам истины.
Подытоживая наше исследование, хочется заметить, что в мировой песенной практике, породившей тысячи исполнителей и авторов, нет ничего похожего на тот многоцветный и многолюдный мир, который возникает в песнях Владимира Высоцкого. Кажется, что вся Россия спрессовалась в ком любви и боли, веселья и отчаянья, горьких раздумий и пронзительных озарений. Читайте его стихи и перечитывайте, и Вам откроется огромный мир поэта – певца, который нашёл свою дорогу в жизни. Артист, поэт, композитор – творческая личность с ярко выраженной индивидуальностью. Тайну притягательности его хриплого голоса, а также скрытый смысл его стихов будет волновать ни одно поколение его читателей и слушателей, и каждый будет находить что – то своё, выстраданное!
Ни говорит ли это о гениальности творчества великого барда!?

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»