Исторические аспекты понятия «патриотизм»
Соловьева Татьяна Федоровна
Современное российское общество остро пронзил кризис моральных устоев, связанный с объективными политическими и социально-экономическими процессами, произошедшими в новейшей истории России. Непосредственным рычагом преодоления кризиса является воспитательная работа, реализация таких целей образования, как формирование гражданственности и патриотизма. Не случайно патриотическое воспитание школьников и молодёжи – приоритетное направление современной образовательной политики, что нашло отражение и в нормативно-правовых документах: Законе РФ «Об образовании», «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации». В этой связи особенно актуальным представляется введение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», который, раскрывая историческую эволюцию понятия «патриотизм», призывает обучающихся к полемике по столь важному и неоднозначному вопросу.Патриотизм - одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Под патриотизмом подразумевается любовь человека к своей Родине, его привязанность к местам, где он родился и вырос, готовность приложить необходимые усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.
Многообразие трактовок данного понятия связано, с одной стороны, с различными позициями авторов, а с другой стороны, с многогранностью самого понятия «патриотизм», обогащавшегося на каждом историческом этапе развития общества.
Понятие «патриотизм» большинство источников возводят ко временам расцвета греческой культуры времён античности (первая половина первого тысячелетия до н.э.). Именно поэтому нерусское по корневой базе слово «патриотизм» происходит от греческого πατριώτης — соотечественник, или πατρίς — отечество.
Если дальше продолжать рассуждения о том, что представляет из себя языковая и смысловая первооснова патриотизма, отталкиваясь от его греческого происхождения и греческой корневой базы, то патриотизм это — любовь и преданность отечеству.
Развитие идей патриотизма в античном мире связано, прежде всего, с именами Платона, Аристотеля, Цицерона. Античные философы отводили патриотизму главную роль в системе нравственных обязанностей членов общества. При этом нравственная категория долга перед отечеством означала для них не только его военную защиту, но и активное участие в государственном управлении.
Однако исторически так сложилось, что отечество у каждого своё, интересы целых цивилизаций и государств пока исторически никому до конца не удавалось загнать в рамки унифицированного списка «вечных ценностей», на основе которых можно было бы сформировать некое «унифицированное» мировоззрение для людей. Каждая региональная цивилизация или даже государство исторически всегда имело свой «набор» мировоззренческих ценностей, которые являлись и являются до сих пор основой понимания патриотизма в этих регионах. Именно поэтому понятие «патриотизм» большинство современных государств и цивилизаций взяли от греков для вывески, но содержание, что это такое — каждый вкладывает своё, специфическое.
Когда люди перешли от кочевого к оседлому образу жизни, у них впервые возникла любовь к земле. По мере развития человечества расширялись группы, образовывались государства. В это время у людей рождалась любовь к культуре, которую они и начали создавать. Так и воспитывалось в человеке чувство нравственного патриотизма.
Нравственный патриотизм – это любовь к своей земле, языку, культуре, народу. Прекрасным примером здесь может стать отрывок из «Повести временных лет», рассказывающий о съезде князей в Любече в 1097 году: ««Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая?.. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать Русскую землю».
Однако патриот, несмотря на любовь к своему Отечеству, уважает и другие страны, принимает их культуру и стремится сохранить национально-культурное многообразие человечества.
Гражданский патриотизм неразрывно связан с государством, поскольку он первую очередь учитывает государственный интерес. Гражданский патриотизм направлен на изменение (улучшение) страны, при этом напрямую связан с какими-либо преобразованиями. Представленные признаки следуют из самого значения гражданского патриотизма, которое заключается в ответственности за свою Родину,народ.
Так, известен пример князя А.Невского, обратившегося перед Невской битвой с речью к своей дружине: «Воины мои верные, братья! Настал наш час. Слетелись стервятники на землю русскую! Ляжем костьми, но не дадим в обиду жен и детей наших. Встанем за Русь, встанем за веру отцов и дедов!»
Следующей вехой в истории патриотической мысли России можно назвать период становления русского централизованного государства, когда московские князья обрели возможность демонстрировать свой патриотизм, проявившийся в политике собирания русских земель вокруг Москвы. В это время мы видим не только патриотические примеры созидательной деятельности князей в лице Ивана Калиты или Дмитрия Донского, но и примеры духовного подвижничества во славу Родной Земли представителей русской церкви, среди которых неизмерима фигура Сергия Радонежского. Тогда основной темой теоретических исканий оставалась задача духовного оформления патриотической идеологии усиливавшегося Московского княжества.
В качестве примера также можно привести второе народное ополчение 1612 года. Объединение сил русского народа против поляков как раз является проявлением гражданского патриотизма. Народ любит свою Родину, и потому он готов дать отпор врагу.
В начале XVII в. «Устав ратных и пушечных дел» закрепил преданность Родине как военно-профессиональное качество и норму поведения воинов. Воеводам строго предписывалось не только усердно воспитывать их, но и самим подавать пример служения Отечеству. Привычное для нас понятие «патриотизм» стало широко использоваться во времена Петра I. Тогда патриотизм в России стал считаться высшей добродетелью, практически став государственной идеологией. Слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство…»[1]
Но при всём при этом получается, что, если бы у народа не было бы развито чувство нравственного патриотизма, невозможна была бы и оборона России. Таким образом, гражданский патриотизм не может в полной мере являться проявлением любви к Родине, если за ней не кроется нравственный патриотизм.
Свое понимание патриотизма, долга перед Отечеством мы находим в трудах революционных демократов: А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского. «Любовь к отечеству, - отмечал В. Г. Белинский, - должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»[2]. По мнению Н. Г. Чернышевского, «историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство – силою его патриотизма».
В этот период понятие любви к родине начинает также по-разному осознаваться зарождавшимися движениями западников и славянофилов.
Свой вклад в развитие понимания патриотизма внесли и такие выдающиеся отечественные мыслители конца XIX – начала XX в., как В. С. Соловьев, И. А. Ильин, П. А. Флоренский, В. В. Розанов, Н. А. Бердяев и другие. Так, России, ее возрождению были посвящены главные помыслы и усилия русского мыслителя и патриота И. А. Ильина. Основываясь на духовно-нравственном подходе к пониманию сущности патриотизма, идеализируя русскую культуру и возвеличивая душу русского народа, он не сомневался в особом предназначении России. Огромной любовью к Родине пронизаны его слова, посвященные своеобразию, самобытности, самостоятельности, суверенности русского народа, его культуры, сознания и чувств, деяний, в конечном счете, самой судьбы: «Люди без Родины, - полагал философ, - становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь».[3]
Революция породила новое отношение к патриотизму, первоначально даже к его отрицанию, что емко отражено в высказывании Л. Троцкого: «Будь проклят, патриотизм, это чудовище!»[4] В годы, когда речь велась о мировой революции, более актуальными становились идеи рабоче-крестьянского интернационализма и международной солидарности трудящихся масс.
В постреволюционное время, в период созидания советского государства, в силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков, Отечество стало определяться как «социалистическое», отражая при этом появление советской государственной общественной системы. Произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе. Это не могло не отразиться на русском самосознании, которое деформировалось, ослаблялось, утрачивая национальные корни. Вследствие преувеличения значения социального, классового, идеологического был резко ослаблен национальный фактор. Основная часть советского образованного общества стала активным проводником официальной политики, которой были присущи деформации, а порой и умаление истинных национальных интересов, как русского, так и других народов России.
Сформировавшийся в новых исторических условиях советский патриотизм в наибольшей мере показал свою жизненность и силу в годы Великой Отечественной войны. Вся страна поднялась на защиту Отечества, и не было ничего выше и дороже этого поистине святого понятия, которое вдохновляло многих людей на преодоление любых испытаний, жертв и лишений во имя спасения родной земли. Невиданная стойкость и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, огромное стремление наших людей отдать все, даже свою жизнь во имя Победы, позволили поднять представление о патриотизме советского народа на недосягаемую высоту.
Понятие патриотизма и его роль на современном этапе развития российской государственности продолжают оставаться предметом дискуссий. Сегодня можно констатировать отсутствие в обществе единого понимания патриотического воспитания, а также недостаточную системность и четкость государственной политики в этой сфере.
Тем не менее, патриотизм является очень важным понятием, поскольку именно он способен мотивировать людей к развитию, защите и процветанию Родины. Не случайно В.Г.Белинский, обращаясь к вопросу патриотического воспитания, отмечает два значимых положения: «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству. Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом»[5].
События 90-х годов в нашей стране подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Чтобы развивать систему воспитания патриотизма как основу консолидации общества и укрепления государства нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта сохранили качества нравственных идеалов, что создало реальные предпосылки для введения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Как полагал И.А.Ильин: «Россия должна сначала побороть своих внутренних «Соловьев-разбойников» (подвиг Ильи Муромца!) и «Змеев Горынычей» (подвиг Ивана-царевича!), залегавших добрым людям пути и пересекавших все дороги, с тем чтобы потом стать великим и вседоступным культурным пространством».[6] Именно формирование ценности патриотизма школьников призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.
[1] Бутурлин Д. П. Военная история походов россиян в ХVIII столетии. Ч. 1. Т. 3. СПб., 1821. С.50
[2] Бурмистров В. Б. Идея патриотизма: место и роль в истории России. // Симбирский научный вестник. 2012. № 1 (7). С.489
[3] Ильин И. А. О сущности правосознания. – М., 1993. С.333-334
[4]Троцкий Л. Д. Русская историческая библиотека. – http://rushist.com/index.php/russia/3463-trotskij-lev-davidovich
[5] Белинский В.Г. Полн.собр.соч. в 13 т. / ред.коллегия: Н.Ф.Бельчиков и др. М., 1954. Т.4 С.120
[6] Ильин И.А. Россия есть живой организм//Русская идея/Сост. и авт. вступ. Статьи М.А. Маслин. М., 1992. С. 432.