Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение дистанционных технологий в образовательном
процессе средней школы на уроках истории:
возможности и проблемы

Гурина Карина Владимировна,
учитель истории ГБОУ СОШ № 532
Санкт-Петербурга 
Ключевые слова: дистанционное обучение, возможности и проблемы, технологии ДО, школа, история
Keywords: distance learning, opportunities and challenges, technologies, school, history
Аннотация: Статья посвящена анализу перспектив использования дистанционных технологий в образовательном процессе средней школы на уроках истории 
Интеграция некоторых технологий дистанционного обучения в образовательный процесс на всех уровнях школьного образования началась уже давно. Но с началом пандемии COVID 19 это стало весьма актуальным явлением: единственной технологией, которая позволила образовательным учреждениям, не смотря на все трудности, продолжать непрерывный образовательный процесс, стала технология ДО.
Система обучения неотъемлемо связана с современными стандартами образования. Поэтому в период COVID 19 учителям истории пришлось определять новые методы и формы обучения, которые были бы оптимальны для ведения занятия по истории в школе. Благодаря данному опыту педагогов истории для многих были заново «открыты» новые платформы и приложения: Zoom, Skype, BigBlueButton, Discord, Google Classroom,. Это позволило сделать некоторые общие выводы и представление об этих платформах применительно к урокам истории.
Во-первых, платформы обеспечивают преподавание техническими условиями для свободного и открытого применения интерактивных методов обучения истории: составление диалогов, проведение дебатов и исторических ролевых игр. Имеется возможность использования доски для демонстрации дополнительных текстовых, графических и мультимедийных материалов, способствуя психологической разрядке и повышению когнитивного уровня усвоения учебного материала, что повышает интерес обучающихся к учебной деятельности.
Во-вторых, одной из самых эффективных форм контроля обучения становятся дистанционные проверочные и тесты, которые имеют определенный лимит времени и выдают результат сразу же после выполнения работы учащегося, что облегчает работу учителя при проверке.
В-третьих, учащиеся, которые не имеют возможности посещать школу в течение какого-то времени и пропускают материал, могут подключиться к видео-уроку и освоить тему урока совместно с учителем.
Также к преимуществам дистанционного обучения на уроках истории можно отнести: гибкость, индивидуальный темп, где скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей. Визуальная информация в виде презентаций, исторических карт и схем, является более красочной и динамичной, что позволяет легче и более эффективно воспринимать материал учащимися.
Но, не смотря на все плюсы ДО в процессе обучения, были выявлены и недостатки ДО в работе с учениками на уроке истории. Начнем с системы коммуникации Zoom. Данная платформа разрешает групповые конференции, однако занятие в бесплатной версии приложения всего лишь длятся 40 минут, а далее работа прекращается. Также в программе не раз наблюдалось неустойчивое состояние связи, когда к сети подключалось более 15 человек притом, что наполнение класса более 30 человек.
Другая система коммуникации Skype очень медленно транслирует видео и звук, не до конца показывая при этом материалы занятия (исторические карты, таблицы и т.д.), что снижает качество урока, ведь для понимания исторического материала особенно важна визуализация.  
Поэтому, сделав выводы, можно сказать, что на сегодняшний день полный переход на онлайн обучение истории на постоянной основе для учащихся невозможен, т. к. требует особой ответственности и мотивации от детей и родителей. Нужна жесткая дисциплина и самостоятельность, которая отсутствует, как правило, у учащихся.
При дистанционном обучении роль «контролера» переходит к родителям, которые, как показала практика 2019-2020 гг., не все готовы к таким серьезным переменам.  
Малое техническое обеспечение в школах и семьях также мешает полноценно осваивать учебный материал. Особенно если учитывать многодетные семьи, у которых нет возможности предоставить персональный компьютер для каждого ребенка отдельно[1].
По данным Росстата (по состоянию на конец 2018 г.), на каждые 100 домашних хозяйств приходится 125 персональных компьютеров, но только 79,9 % из них в городской и 67,1 % в сельской местности имеют возможность пользоваться Интернетом[2].
На основании выше сказанного, мы можем утверждать, что дистанционное обучение истории имеет как достоинства, так и недостатки, поэтому при переходе на такое обучение нужно рассматривать вопрос со всех сторон, чтобы получить максимум от образовательного процесса. На сегодняшний день онлайн образование в мире непрерывно и стремительно растет, в результате чего постоянно появляются новые приложения и платформы в этой сфере, способные не только красочно передать визуальную составляющую исторического материала, но и сделать это в новом, непривычном формате. Поэтому так важно каждому учителю «идти в ногу со временем», осваивая новые способы дистанционного преподавания через интернет.    
 
Литература:
  1. Третьяк, Т. М., Левина, Н. С. Организация контроля знаний учащихся средней школе на основе использования дистанционных технологий. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-kontrolya-znaniy-uchaschihsya-v-sredney-shkole-na-osnove-ispolzovaniya-distantsionnyh-tehnologiy
  2. Костоева, З. М., Лолохоева, Л. Р., Костоева, М. М. Дистанционное обучение: плюсы и минусы. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-plyusy-i-minusy/viewer
  3. Морозова Е.Я. К вопросу о плюсах и минусах развития в России дистанционного обучения // Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: XIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, 21 апреля 2020 г. СПб.: СПбГУП, 2020. С. 89-91.
 
 
[1] Костоева З. М., Лолохоева Л. Р., Костоева М. М. Дистанционное обучение: плюсы и минусы. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-plyusy-i-minusy/viewer (дата обращения: 24.03.2021).
[2] Морозова Е.Я. К вопросу о плюсах и минусах развития в России дистанционного обучения // Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: XIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, 21 апреля 2020 г. СПб.: СПбГУП, 2020. С. 89-91. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»