Квест-проект в образовательном процессе
на примере квест-проекта «Школьное экскурсионное бюро»
на примере квест-проекта «Школьное экскурсионное бюро»
Бобрышова Галина Ивановна,
учитель истории ГБОУ школа № 455
Колпинского района Санкт-Петербурга
Деятельность человека в современном мире немыслима без умения проектировать. В основу проекта закладывается конкретный результат в виде конкретного продукта. учитель истории ГБОУ школа № 455
Колпинского района Санкт-Петербурга
У современного поколения учеников и учителей популярны сейчас образовательные Web – квесты, организованные средствами Web-технологий. Но есть и другие информационные технологии. Если представить приключенческий или игровой проект, содержательно отвечающий требованиями, предъявляемым к Web- проектам, получается новый вид проектов- квест-проект, позволяющий организовать исследовательскую деятельность учеников в игровой форме.
Проведение урока (занятий) в такой форме, может являться вполне обоснованной формой обучения. Использование такого метода делает обучающегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, а также способствует развитию познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности.
С использованием игровых технологий учитель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Игровые моменты необходимы в рамках преподавания предметов, имеющих «практическую составляющую». Включение в образовательный процесс квест-проектов позволит:
- развить навыки информационной деятельности;
- формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания;
- мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;
- развивать творческий потенциал ;
- формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала.
Термин «квест-проект» в смысловом значении выступает не только как метод, этим термином обозначают еще и среду, в которой действует обучающийся.
Квест-проект может быть предназначен как для групповой , так и для индивидуальной работы.
К основным требованиям к образовательному квест-проекту можно отнести следующее:
- Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
- Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо.
- Четко определен итоговый результат самостоятельной работы обучающегося (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов.
- Список информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
- Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику при самостоятельном выполнения задания (этапы).
- Руководство к действиям (как организовать и представить собственную информацию).
Начать решили с 7 классов. Учащихся заинтересовала тема «Крепости Северо-Запада». С нее мы и начали работу.
На первом этапе совместно с учениками были определены цели, задачи и выбраны объекты экскурсии с учетом интересов. Задачами данного этапа являлось знакомство учащихся с крепостями Северо-Западного региона, формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных компетенций; воспитание эстетического восприятия произведений искусства, развитие интереса к архитектурным достопримечательностям нашего края. Задание заключалось в том, что каждый ученик должен был на страницах учебника, научной литературы и в сети Интернет найти информацию по выбранному объекту, сформировать папку с данными, подготовить план выступления.
На втором этапе учащиеся познакомились с различными видами виртуальных экскурсий, созданных с помощью различных технологий. Затем им необходимо было оформить материал в электронном виде с описанием «своей» достопримечательности и создать общую графическую карту. Задачами данного этапа являлось знакомство учащихся с технологией создания виртуальной экскурсии посредством создания графической карты,
использование панорамных композиций (создание горячих точек и переходов), развитие коммуникативных, познавательных и регулятивных компетенций.
На третьем этапе учащимся было необходимо представить результаты работы, т.е. провести созданную экскурсию. Она проводилась на школьной Конференции проектно-исследовательских работ, где учащиеся смогли выступить в роли экскурсоводов. Каждый получил возможность продемонстрировать свой вклад в общий проект. В ходе работы над проектом ребята приняли решение издать рекламный буклет. Его раздали всем присутствующим. Оценивание работ на конференции осуществлялось согласно критериальному подходу (возможные критерии оценивания виртуальной экскурсии: содержание; работа с различными типами данных, качество оформление материалов, представление информации во время экскурсии, указание источников). Обратим внимание, что все критерии были заявлены заранее, в их разработке участвовали учащиеся и учителя. Квест-проект «Школьное экскурсионное бюро» был высоко оценен жюри. Заметим, что этап оценивания вполне можно пропустить, если мероприятие, где демонстрируется виртуальная экскурсия, не является конкурсным.
Выполненная работа вызвала интерес, и мы продолжили создание банка экскурсий. К проекту присоединились учащиеся 8 и 9 классов. В 2020-2021 учебном году они создали серию экскурсий «Путешествие по пригородам Санкт-Петербурга». В настоящее время работа над квест-проектом продолжается. Особо отметим, что этот вид обучения интересен детям, и они охотно в него включаются, привлекают друзей. Большую помощь нам оказывали родители, они же были самыми внимательными и заинтересованными экскурсантами.
Виртуальная экскурсия для всех – это способ перемещаться в различные места и знакомиться с достопримечательностями в любое время и любую погоду.
Виртуальная экскурсия для школы - инновационная форма учебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса к культурному наследию родного края и страны.