Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование личностных и коммуникативных УУД
на уроках обществознания и внеурочной деятельности

Соколова Ксения Юрьевна
В рамках выбранной темы мною были проведены мероприятия: изучение нормативного текста ФГОС основного общего образования, методической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках истории в 5-х классах, критериев оценки уровней сформированности  УУД у обучающихся в 5-х классах; изучение технологий проведения урока комплексного применения знаний и умений с учётом требований ФГОС и концептуальных подходов к его проектированию;  диагностика уровня сформированности УУД у обучающихся 5 класса, включенных в реализацию технологий ФГОС основного общего образования; обсуждение вариантов проектирования уроков комплексного применения знаний и умений на уроках в старшей школе. 
На уроках в 5х классах использовались игры для формирования личностных и коммуникативных УУД: «Ищу друга», «Я подарок для человечества», «Пчелы и змеи», «Реклама друга», «Найди общее», «Кто я?», «Портрет класса», «Давайте познакомимся», «Рисуем парами», «Найди и коснись», «Ассоциации», «Авиакатастрофа», «Да-Нет-Наверное», «Общий признак». Результаты использования этих игр в виде детского творчества можно увидеть в приложенной презентации.
Как мы знаем, по одной из классификации  личностные универсальные учебные действия  бывают трех видов :  1) самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное). И для их формирования подойдут игры «Я подарок для человечества» (в этой игре дети объясняют почему они являются подарком), «Реклама друга» ( собственно, по названию все ясно-надо рассказать много хорошего о своем друге), «Комплименты». 2) смыслообразование -позволяют сделать учение осмысленным, увязывают учебные задачи, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Для них пододут игры "Налоги"  и "Авиакатастрофа". 3) нравственно-этического оценивание -  позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.Здесь как мне кажется очень полдходит игра "Портрет класса" /(дети рисуют свой класс в виде..животных, растений и прочее, подписываю кто есть кто-вместе). Для формирования личностных УУД,таких,как -формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); эмоциональное осознание себя и окружающего мира; формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий очень подходит игра «Найди общее» ( надо искать общее у двух предметов или людей).
Личностные УУД, такие, как эмоциональное осознание себя и окружающего мира; формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; развивает игра: «Я- подарок для человечества». Она соппровождается вопросами: Какие чувства вы испытываете? Трудно ли было хвалить себя?. Также поомогает игра «Ищу друга»-нужно составить объявление,как в мультфильме "Чебурашка" делает крокодил Гена.
Личностные УУД, такие как формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий формирует игра:  «Герб» (придумать и нарисовать свой герб) и Портрет класса».
Как известно, коммуникативные действия обеспечивают: возможности сотрудничества, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя, умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. В состав базовых компонентов коммуникации входят: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению. Здесь помогут игры «Рисуем парами» (развивает умение слушать собеседника), и «Пчелы и змеи» (детям предлагается общаться на языке этих представителей животного мира).
При формировании коммуникативных УУД  очень важны такие формы работы: организация взаимной проверки заданий (например,11 и 5 класс), взаимные задания групп. Мы проводили такие игры,как: «Школьная дискотека- за и против» ,«Налоги» ( в них важно обсуждение участниками способов своего действия и критическое мышление-диалог), «Найди общее» (это учебные игры, соревнования,в них дети учатся работе в группах).
Групповая работа школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.. После игры обязательным этапом является самоанализ. Детям можно предложить такие вопросы, как: Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? -делало её более эффективной; -тормозило выполнение задания; -не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе. Помогает нормализовать атмосферу игра "Комплименты"  (нужно говорить их друг другу).
Вопрос детям: На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? (учет позиции собеседника, взаимопонимание, сотрудничество (коммуникация как взаимодействие); согласованность действий, соблюдение ролей (коммуникация как кооперация); обмен информацией; были равномерно задействованы все уровни.Другой вопрос-какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? (недостаток информации, недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.),трудности в общении.) В начале года или при начале игры междду разными классами целесообразно использовать игру «Давайте познакомимся» (каждый говорит немного о себе).
Новый вопрос- какой стиль общения преобладал в работе? (ориентированный на человека,ориентированный на выполнение задания).Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? (в группе сохранилось единство и партнерские отношения,единство группы в ходе работы было нарушено.)
по итогам всего можно сделать вывод об уровнях развития коммуникативных УУД6 : низкий (дети не  смогут сдерживать эмоции, часто проявляется импульсивность, осознанность в высказываниях носит ситуативный характер, проявляется неудовлетворенность собой и т.д.); средний (сдержанность в проявлении чувств, в процессе диалогического взаимодействия высказывают заинтересованность и проявляют сочувствие к собеседнику, положительное отношение к учёбе, не до конца уверен в своих способностях);  высокий (обдуманность в суждениях, усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышается устойчивость эмоциональных состояний, установление взаимосвязи между различными понятиями, развита способность к прогнозированию).
Вышеописанные игры очень помогали нам не только при формировании УУД, но и в межличностном общении с детьми.
 


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»