Конспект урока по ОДНКНР в 5 классе (уроки 29-30)
Культурные традиции буддизма
Райкова Светлана Артуровна,
учитель истории, обществознания, ОДНКНР
ГБОУ средняя школа № 133
с углубленным изучением иностранных языков
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Используемый УМК: « Основы духовно-нравственной культуры народов России», авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В.Поляковучитель истории, обществознания, ОДНКНР
ГБОУ средняя школа № 133
с углубленным изучением иностранных языков
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Цель урока: Способствовать формированию представления о культурных традициях буддизма (об обрядах, праздниках, архитектуре, искусстве).
Тип урока: урок открытия нового знания
Задачи урока:
Образовательные
– познакомить с культурными традициями буддизма;
- извлекать информацию из различных источников;
- строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа произведения;
воспитательные
– определять общие для всех людей правила; ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков;
– слушать и понимать других; работать в парах и в группах; договариваться о правилах поведения и общения; доказывать и аргументировать свою точку зрения.
развивающие
– оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Планируемые результаты:
Личностные:
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Воспитание уважения к религии буддистов, интереса к культурно-историческому и духовному наследию. Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания традиций других религий и народов, умения ориентироваться в историческом пространстве..
Метапредметные:
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Планировать
свои действия.
Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; умения ориентироваться в своей системе знаний, умение осознать недостаток информации, осуществлять поиск и выделение информации, представленной в разных формах (текст, рисунок, иллюстрации).
Коммуникативные: составляют устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими.
Предметные:
научатся осознанно воспринимать основные понятия темы, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать собственное суждение, отвечать на вопросы по содержанию;
сформировать образ мира как единого и целостного разнообразия культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Межпредметные связи: история, ИЗО
Ресурсы урока:
Компьютер, мультимедийный экран, презентация, учебник, рабочий лист
Ход урока.
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Урок начинается с организационного момента – эмоционального настроя учеников.
- Здравствуйте. Улыбнитесь друг другу. Пусть ясная, добрая, открытая улыбка станет, как солнышко, освещать ваши мысли, нас самих и всех присутствующих. Присаживайтесь.
- Прикоснитесь к соседу и передайте ему частичку этого тепла и света.
II. Актуализация знаний.
Для формирования целостного представления об учении Будды, ученикам представляется мультимедийная презентация.
На предыдущих уроках мы говорили о духовных традициях, которые присущи каждому народу. Все они основаны на вечных ценностях: это добро, честь, справедливость, милосердие. Важнейшей частью духовных традиций является религия.
-Как вы понимаете это слово? Дайте ему определение.
-На какие виды делятся религии? Дайте определение понятию мировая религия.
- Что означает национальная религия? Приведите пример.
Возможные ответы :
1.Религия – это вера в Бога или богов, в духов и ангелов.
- Религия – это поведение людей, связанное с их верой в Бога.
- Религия – это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой верой
2.На мировые и национальные. Это религия, верующие которой живут в разных странах и принадлежат к разным народам
3.Верующие этой религии принадлежат к одному народу и живут в одной стране. Иудаизм – это религия одного народа – евреев.
4. Христианство, ислам
III Организация познавательной деятельности. Открытие новых знаний.
Содержание:
- Возникновение буддизма.
- Буддизм в России.
- Буддийские священные сооружения (ступа, пещерный храм, пагода, буддийский монастырь)
- Искусство танка.
- Буддийский календарь.
В начале урока я хотела бы произнести изречение «Ненависть никогда не прекратит ненависти в этом мире. Только любовь положит ей конец. Это – древний закон»
-Как вы думаете, что за человек мог произнести эти слова?
-Какими качествами он должен был обладать?
-А слышали ли вы о такой религии как буддизм? Давайте вспомним, где зародилась эта религия?
Просмотр отрывка видеофильма «Будда Гаутама» ( 6 мин)
-Из какой семьи происходил Сиддхарта Гаутама?
-Как звали его родителей?
-Какое предсказание дал мудрец- отшельник Асита?
-Что начал узнавать о жизни царевич Гаутама?
-Почему в 29 лет Гаутама покидает дворец и становится отшельником?
-Каким испытаниям подвергал себя Гаутама?
-Как Гаутама стал Буддой?
Учитель организует работу с учебником (стр. 120).
На основе материала учебника обсуждается проблема: Какие народы России исповедуют буддизм?
Дополнительный материал :
Буддизм — одна из самых древних религий и древнейшая из мировых религий. Центром буддизма можно считать: Тибет, Монголию, Китай, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Японию, Корею. У нас в России - это Калмыкия, Бурятия, Тува, Забайкалье. В мире примерно 350 млн. верующих буддистов.
Распространение буддизма по территории России началось в XVII веке, когда народы, исповедующие эту религию, стали принимать российское подданство. Это были калмыки и буряты. Официальный статус буддизм в России получил благодаря Указу императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году. В 1764 году Екатерина II утвердила пост Пандита Хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. В 1766 году бурятские ламы признали императрицу воплощением Белой Тары (глубоко почитаемой в буддизме женщины-бодхисаттвы). Последующие императоры подтверждали разрешение на свободное исповедание и распространение буддизма. После установления советской власти буддизм был фактически запрещён. К началу 1941 года в стране не сохранилось ни одного центра этой религии. Возрождение буддизма началось после Великой Отечественной войны, когда было принято «Положение о буддийском духовенстве в СССР». В 90-е годы прошлого века буддизм становится одной из четырёх традиционных религий России, особый статус которых определён законом.
-Есть ли буддийский храм в нашем городе? (буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй находится на Приморском шоссе, 91)
Рассказ учителя сопровождается показом мультимедийной презентации.
Буддийские священные сооружения.
Культовые сооружения буддизма очень разнообразны: красивые монастыри, простые деревенские храмы, причудливые пагоды, часовни и, конечно же, ступы.
В буддизме в отличие от христианства и ислама нет церкви, но есть община верующих – сангха. В связи с отсутствием религиозной организации важную роль играют монастыри, где они совершают молитвы. Рядом с монастырем можно увидеть одно из мест паломничества буддистов ступы. Одной из религиозных буддийских практик является ритуальный обход ступы по кругу по направлению движения солнца.
Давайте познакомимся с особенностями священных сооружений буддистов. Для этого мы поработаем с вами в группах.
Учитель организует работу в группах. Каждая группа готовит небольшое выступление.
Работа в группах с материалом учебника:
1 группа. Ступа. Стр.121-122
Это одно из главных сооружений буддизма, оно является символом мироздания. Архитектура ступы может быть разной, но всегда остаются пять составляющих ее частей: основание, лестница(ступени), купол, шпиль и навершие.
Значение элементов ступы может иметь разные объяснения. Согласно одному из них основание соотносится с Землей, лестница- с Водой, купол- с Огнем, шпиль- с Ветром, навершие - с Пространством.
Слово "ступа" в переводе означает вершина, верхушка. Так в древней Индии назывались могильные курганы. Ступы сооружения, обладающие магической силой добра, очищающие наш ум от жадности и корысти. По своим функциям она немного напоминает алтарь в христианском храме. Ступы можно найти в любой стране, где присутствует Буддийская культура – от Индии до Индонезии, а также в любой Буддийской традиции.
Ступа наполняется символами тела, речи и ума всех Будд, то есть статуэтками, текстами и реликвиями. В ступы, сооруженные после смерти великих учителей, закладывают сосуд с их прахом. Считается, что участие в строительстве ступы, ритуальные обходы ее, поклоны, подношения, ремонт и другие действия полезны для исполнения повседневных желаний страждущих.
2 группа. Пещерный храм. Стр. 122-123 Расскажи, как выглядит пещерный храм снаружи и внутри.
Для поклонения святыням буддизма использовались не только ступы, но и пещерные храмы. Все храмы очень древние, они возникли на заре буддизма.
Пещерные храмы Индии, которые дошли до наших дней, свидетельствуют о высокой культуре и религиозности народов населявших эту великую страну с давних времен. Вырезать храм в скале сможет далеко не каждый! Для этого нужно обладать огромным терпением и незаурядными способностями в архитектуре и скульптуре. Сделанные примитивными инструментами пещерные храмы Индии производят потрясающее впечатление на всех посетителей независимо от их убеждений и вероисповедания!
Много столетий тому назад индийские монахи на протяжении долгих лет вырезали в скалах невероятные строения, основывая там монастыри. После того, как пещера была готова, монахи украшали ее фресками и различными фигурами, заполняли интерьер статуями
3 группа. Пагода. Стр.124
Одним из ярких явлений буддистской архитектуры является многоярусная башня-пагода. Крыша пагоды имеет своеобразную форму – с выгнутыми краями, часто она украшена рельефом и скульптурой.
Любая пагода состоит из трех главных частей: цоколя, тела (основной части) и навершия. Цоколь, или основание пагоды, напоминает склеп, в котором как раз и хранятся все буддийские реликвии. Навершие пагоды представляет собой оригинальное изображение индийской ступы. В основной части, имеющей, как правило, несколько ярусов, сооруженных в виде этажей, доступных для посетителей, находится статуя Будды. Можно встретить пагоды с различным количеством ярусов – от одного до пятнадцати, но чаще всего ярусов либо двенадцать – по числу знаков зодиака и земных ветвей китайского календаря, либо девять – число полноты и целостности. Некоторые считают, что чем больше ярусов в башне, тем больше от нее эффект, согласно принципу «чем выше, тем лучше», но это всего лишь одно из мнений. Самая высокая пагода насчитывает 15 этажей.
Итог работы группы- выделение особенностей данного вида буддийского храма. Представляют работу по группам.
Учитель одновременно показывает презентацию и дополняет выступления учащихся.
Дополнительный материал: В отведенные для посетителей часы в храмы могут заходить все желающие при этом, следует соблюдать несколько простых правил: плечи и ноги посетителя должны быть прикрыты непрозрачной одеждой. Снимать обувь при входе. Ноги считаются самыми грязными, по той причине, что они соприкасаются с землёй. Когда человек снимает обувь, которая, к слову, часто изготовлена из кожи убитых животных, его ноги становятся чище. Располагаясь в храме, нельзя садиться так, чтобы ноги были вытянуты в сторону алтаря, изображений Будды. Если вы хотите сесть в храме, и никого не оскорбить, лучше расположиться в позе лотоса или поджав ноги под себя.
Буддийская скульптура.
Рассказ учителя.
Важнейшей частью буддийской культуры и буддийского искусства являются статуи Будды. Внутри каждого храма вы обязательно найдете алтарь с изображением Будды. Кроме главной скульптуры, которая располагается в центре и имеет самые большие размеры, в храме, обычно, присутствуют еще несколько, более мелких, изваяний. Если для христиан, объектом поклонения является Бог в виде Святой Троицы, то для буддистов Будда вовсе не Бог, а человек, достигший просветления, и тем самым указавший путь своим последователям.
Можно обратить внимание детей на его лицо:
- какой он Будда - добрый или злой?
Учащиеся должны попытаться сами подобрать нужное слово и прийти к тому, что статуи Будды выражает невозмутимость, отрешенность, умиротворение. Будда – это идеал, к которому нужно стремиться каждому человеку, чтобы принимать мир таким, каков он есть.
Кроме этого, буддийский алтарь могут украшать фигуры известных монахов. Они всегда стоят чуть ниже, чем изображения Будды. Перед алтарем всегда можно найти поддон для свечей, и масляную лампу, от огонька которой можно зажечь свою.
Статуи Будды могут находиться также и вне помещений.
Возле храмов продаются цветочные гирлянды, которыми украшают статуи Будды, изваяния монахов и домики духов.
Буддийские монастыри.
Организуется работа с учебником стр 125-126.Учащиеся составляют план текста «Буддийский монастырь»
- Что находится на территории монастыря.
- Чем занимаются монахи.
- Школы боевых искусств.
На улицах современного корейского города часто можно встретить странные и экзотические на российский взгляд фигуры мужчин или женщин с выбритыми наголо головами, в серых или коричневых одеяниях, которые, кстати, больше напоминают индийские, чем корейские, часто - с крупными деревянными четками. Это - буддийские монахи, хранители и продолжатели буддийских духовных традиций. Еще в древности последователи Будды образовывали общины – сангхи, в которых стремились вести оторванный от мира образ жизни монахов.
Монахи живут в монастырях. Молятся, занимаются медитацией. Монахам категорически запрещено заниматься какой-либо торговлей и бизнесом. Имущество монаха должно быть очень скромным: 3 комплекта одежды, чашка для милостыни, ножик и палочки для еды - и это все. Монах должен рано вставать, скромно питаться (во многих случаях он не может ничего есть от полудня до следующего рассвета), беспрестанно молиться, избегать приносить вред любым живым существам (включая даже муравьев), не потреблять в пищу мяса.
Удивительно, но буддийские монастыри широко открыты и для молодежи. Зачастую юноши при монастырях изучают кун-фу. Это вид боевого искусства, который учит отрешенности, невозмутимости, учит переносить боль, а значит оттачивать свой характер.
Искусство танка
Рассказ учителя с презентацией.
Всё буддистское искусство связано с учением Будды. В живописи данное учение тоже нашло своё отражение. Ярким примером развития буддийского изобразительного искусства стала тибетская живопись. Танка – это произведения высшего искусства, потому что назвать их просто словом «картина» невозможно, ведь вся живопись танка создана под воздействием моментов уединения души творящего мастера наедине с Богом.
Иконы – танка представляли собой холст из хлопка, льна, конопляника (шёлк был только в Китае), на который наносилась определённая религиозная композиция. Исследователи предполагают, что танка создавалась для удобства совершать религиозные обряды часто передвигающимся кочевникам.
Иногда танка состояла из нескольких кусков материи с тщательно затёртыми швами. Это зависело он площади рисунка. Затем ткань грунтовали смесью светлой глины и животного клея. Чтобы создать чёрный или красный грунт, добавляли сажу или киноварь. Потом наносился контур изображения в соответствии с иконометрией. Конечной работой было раскрашивание танки.
В более позднее время живописцы придумали способы копирования основных сюжетов и рисунков для иконы, обзавелись трафаретами. Причём сами трафареты строго сохранялись, и чтобы стать их обладателем, нужно было вести долгие переговоры на уровне государственной власти. Во времена военных действий это был чуть ли не самый важный трофей.
В завершении нашего урока мы совершим путешествие к сокровищам буддизма- в музей. (просмотр видео-ролика) -3 мин.
Итак, подводя итоги урока, мы видим, что буддийская религия вырабатывала терпимое и доброжелательное отношение к различным формам религиозного поклонения. Приспособиться к жизни, жить самому и давать жить другим, органично войти в общую гармонию мира, а не изменять мир по своему образу и подобию, не навязывать жизни свои идеалы и принципы, вгоняя ее в жесткие рамки, – таковы основы буддийской духовной традиции.
Остался нерассмотренным вопрос о буддийском календаре. Это я предлагаю сделать дома по выбору:
Напишите сообщение (формат А-4, на 1 листе) или сделайте презентацию (3-4 слайда) о буддийском календаре (с указанием источника).
IV. Рефлексия деятельности
Наше знакомство с культурой буддизма завершилось.
Скажите, достаточно ли того, что мы изучили про буддизм на уроке?
Посмотрите на экран и попробуйте дополнить предложения.
Я познакомился с …
Хотелось бы узнать...
Мне запомнилось...
Оцените свою работу на уроке
Сегодня на уроке мы пришли к выводу, что мы должны быть веротерпимыми, уважать, понимать, ценить традиции других религиозных культур.
Спасибо за урок.
Список литературы
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Методическое пособие., Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 2018 г.
- Энциклопедия «Религии и народы мира». М. : Большая Российская энциклопедия, 1998
- Энциклопедия для детей. Религии мира, ч. 1.. М. : Аванта плюс, 2003.
- Следуя тропами Будды .Блог о буддизме и культуре Востока.(Электронный ресурс) – http://o-buddizme.ru/
- Обряды и обычаи в буддизме. (Электронный ресурс)- http://www.обычаи-и-традиции.рф