Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Изучение исторического периода посредством
технологии переноса в изучаемую эпоху

Николаенко Анна Игоревна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ 188 с углубленным изучением МХК
Красногвардейского района Санкт-Петербурга 
   Как верно заметил русский историк В.О. Ключевский: «Нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаёшь»[1]. Поэтому любой результативный урок должен мотивировать учащихся, заинтересовывать, стимулировать желание к обучению и познанию. На уроках истории учитель применяет различные педагогические технологии: рассмотрение исторических событий глазами разных людей; методика «имя в истории»; технология «духовного эпицентра»; метод изучения нравственных качеств в разные эпохи и т.п.[2] Одной из центральных и наиболее эффективных активных методик преподавания истории является технология «переноса в изучаемое событие или эпоху». Учащиеся могут окунуться в ролевую игру, действовать в рамках того или иного века, прочувствовать все особенности прошлого.
   «Перенос в изучаемую эпоху» должен по возможности максимально воспроизводить реалии изучаемого явления. Учащимся вместе с педагогом следует мыслить и говорить на языке тех, кто так давно проживал прошедшие события. Выбор тематики очень широк, но главная цель такого занятия – передать нужную атмосферу, вжиться в свою роль. Задача учителя заключается в том, чтобы распределить всем ученикам роли, следить за тем, чтобы дети не выходили за рамки темы, перед таким занятиям дать необходимую дополнительную литературу и источники. Учитель в данном случае выступает в роли модератора, поддерживает, помогает и направляет. Важно, чтобы все ученики были задействованы в таком уроке, активно проявляли себя, дополняли друг друга, при необходимости импровизировали.
   В качестве примера данной технологии можно обыграть тему по всеобщей истории для 6 класса «Средневековый город и деревня». Учащиеся делятся на 2 группы: часть ребят представляет жителей средневековой деревни, часть – жителей средневекового города. Герои могут быть реальными (исторические личности того времени) или воображаемыми (крестьянин, ремесленник и т.п.). Учащиеся первой группы от лица деревенских жителей рассказывают, как проходит день одной семьи от лица каждого ее члена. Для погружения в атмосферу деревни Средних веков ученикам следует затронуть следующие аспекты: крестьянскую общину, быт и жилище, одежду, тяжкий труд с повинностями, хозяйство и прочее. Можно подготовить подробную презентацию с картинками о крестьянской пище или жилище, орудиях труда; найти миниатюры Средневековья; нарисовать план местности и нанести на него объекты деревни; разыграть небольшие сценки с диалогами.
   Для того, чтобы прочувствовать городскую среду Средних веков вторая группа ребят разыгрывает роли различных людей: купцов, рыцарей, феодалов, судей, ремесленников, рыбаков, матросов, священнослужителей и т.д. От лица каждого горожанина учащийся может рассказать, как проходит его день в подробностях. Необходимо обязательно затронуть такие темы как: быт и пища, архитектура, ремесла и тому подобное. Можно показать красочную презентацию или видеофильм о крупных городах того времени (Любек, Гамбург, Лондон, Париж и ряд других); основных ремёслах и их специфике; средневековой архитектуре (ратуши, соборы, учебные заведения, мастерские – оружейные, монетные, кирпичные, дома гильдий), рыцарском турнире, крупной ярмарке (Шампань, Брюгге) и т.д. Интересным будет небольшое выступление на тему «Средневековый костюм» рыцаря или горожанина, придворной дамы или ремесленника. Также приветствуются диалоги горожан между собой на улице города, ярмарке, мастера и подмастерья…
   Тем для занятий с применением технологии «переноса в эпоху или событие» очень много, выбор широк. Необходимо помнить, что любая эпоха и люди, которые в ней проживают, обладают определенным набором ценностей и отличаются от предыдущей и остальных эпох.[3] На уроке погружения в события необходимо также отметить имена, которые навсегда вошли в историю, измени ее ход, а также проанализировать материальные и духовные приобретения века. Для закрепления материала в конце урока или на следующий можно составить сравнительную или обобщающую таблицу, написать небольшой тест.
Литература
1. Цитаты известных личностей. [Электронный ресурс] // Ru.citaty.net. – Режим доступа: https://ru.citaty.net/tsitaty/618562-vasilii-osipovich-kliuchevskii-chtoby-byt-khoroshim-prepodavatelem-nuzhno-liubit-to/ (дата обращения: 12.11.2021).
2. Нравственное воспитание учащихся на уроке истории. [Электронный ресурс] // Pandia. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/285/10802-3.php (дата обращения: 11.11.2021).
3. Технология переноса в изучаемую эпоху или событие. [Электронный ресурс] // Образовательный портал. Звонок на урок. – Режим доступа: http://zvonoknaurok.ru/publ/nravstvennoe_vospitanie_na_urokakh_istorii/tekhnologija_perenosa_v_izuchaemuju_ehpokhu_ili_sobytie/200-1-0-6679 (дата обращения: 11.11.2021).
[1] Цитаты известных личностей. [Электронный ресурс] // Ru.citaty.net. – Режим доступа: https://ru.citaty.net/tsitaty/618562-vasilii-osipovich-kliuchevskii-chtoby-byt-khoroshim-prepodavatelem-nuzhno-liubit-to/ (дата обращения: 12.11.2021).
[2] Нравственное воспитание учащихся на уроке истории. [Электронный ресурс] // Pandia. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/285/10802-3.php (дата обращения: 11.11.2021).
 
[3] Технология переноса в изучаемую эпоху или событие. [Электронный ресурс] // Образовательный портал. Звонок на урок. – Режим доступа: http://zvonoknaurok.ru/publ/nravstvennoe_vospitanie_na_urokakh_istorii/tekhnologija_perenosa_v_izuchaemuju_ehpokhu_ili_sobytie/200-1-0-6679 (дата обращения: 11.11.2021).
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»