Интерактивные методические приемы при изучении истории
Пономарева Елена Семеновна
Педагог и обучающиеся являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Обучающийся занимая активную позицию в образовательном процессе, формирует самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.
Урок по теме «Международные отношения в 1930–е годы» занимает одно из ключевых мест в курсе истории, так как он закладывает фундамент ознакомления, понимания и восприятия обучающимися причин Второй мировой войны, формирования мировоззрения и осмысления общечеловеческих ценностей. Урок есть приближение к глобальной цели – формирование нравственно личности, способной включаться в общественную жизнь (анализировать общественные явления, входить в новые социальные общности и осваивать новые виды деятельности), и реализацию творческих задатков обучающихся.
Основными педагогическими технологиями, применяемыми при рассмотрении данной темы, могут быть:
- технология объяснительно-иллюстративного обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного урока;
- технология смыслового чтения;
- технология формирования критического мышления и др.
Методические приемы, используемые на уроке: комментированное чтение и анализ учебного материала и исторических источников, сопоставление текста и иллюстраций, представление индивидуальных сообщений по теме, просмотр функциональной презентации, решение проблемных вопросов, работа с терминологией и др. Вся работа строится на диалоговой основе с использованием интерактивных методов обучения.
Основное требование заключается в том, чтобы деятельность обучающихся способствовала активизации мыслительных процессов, а именно: анализу, систематизации, обобщению, сравнению и т.п.
Урок по теме «Международные отношения в 1930–е годы» занимает одно из ключевых мест в курсе истории, так как он закладывает фундамент ознакомления, понимания и восприятия обучающимися причин Второй мировой войны, формирования мировоззрения и осмысления общечеловеческих ценностей. Урок есть приближение к глобальной цели – формирование нравственно личности, способной включаться в общественную жизнь (анализировать общественные явления, входить в новые социальные общности и осваивать новые виды деятельности), и реализацию творческих задатков обучающихся.
Основными педагогическими технологиями, применяемыми при рассмотрении данной темы, могут быть:
- технология объяснительно-иллюстративного обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного урока;
- технология смыслового чтения;
- технология формирования критического мышления и др.
Методические приемы, используемые на уроке: комментированное чтение и анализ учебного материала и исторических источников, сопоставление текста и иллюстраций, представление индивидуальных сообщений по теме, просмотр функциональной презентации, решение проблемных вопросов, работа с терминологией и др. Вся работа строится на диалоговой основе с использованием интерактивных методов обучения.
Основное требование заключается в том, чтобы деятельность обучающихся способствовала активизации мыслительных процессов, а именно: анализу, систематизации, обобщению, сравнению и т.п.
1.Мотивационная установка.
В качестве мотивационной установки предлагаю ответить на вопрос: «Почему развалилась Версальско-Вашингтонская система?». Мотивационная установка побуждает интерес к деятельности ознакомления с темой.
Урок выстраиваю на основе модели технологии развития критического мышления: «вызов – осмысление – рефлексия».
Первая стадия направлена на вызов уже имеющихся у ребят знаний по теме, мотивирование к дальнейшей работе. На этом этапе урока использую следующие приемы: вводная беседа, ассоциативный ряд, постановка проблемного вопроса. Данные приемы позволяют мобилизовать знания, полученные из различных источников (художественные фильмы, исторические источники и пр.) для анализа нового материала и выполнения различных познавательных задач и, самое главное, создает нужный эмоциональный настрой.
На стадии осмысления содержания наряду с образным эмоциональным изложением материала используем статистическую информацию об основных событиях международной политики 1920-1930-х годов.
Обсуждение и фиксация причин выводит на дискуссию по проблемному вопросу: «Мюнхенский сговор»: это ошибка или предательство?
Урок выстраиваю на основе модели технологии развития критического мышления: «вызов – осмысление – рефлексия».
Первая стадия направлена на вызов уже имеющихся у ребят знаний по теме, мотивирование к дальнейшей работе. На этом этапе урока использую следующие приемы: вводная беседа, ассоциативный ряд, постановка проблемного вопроса. Данные приемы позволяют мобилизовать знания, полученные из различных источников (художественные фильмы, исторические источники и пр.) для анализа нового материала и выполнения различных познавательных задач и, самое главное, создает нужный эмоциональный настрой.
На стадии осмысления содержания наряду с образным эмоциональным изложением материала используем статистическую информацию об основных событиях международной политики 1920-1930-х годов.
Обсуждение и фиксация причин выводит на дискуссию по проблемному вопросу: «Мюнхенский сговор»: это ошибка или предательство?
2.Работа с терминологией.
Обучающиеся составляют определение понятия «Система коллективной безопасности» - это необходимо для понимания международной обстановки этого периода. Закрепления этого понятия проводим анализируя кластер.
3.Оформление фишбоуна «Причины Второй мировой войны»
В данной теме основное внимание уделяется причинно-следственным связям. Наиболее эффективно и нестандартно можно разрешить эту проблему, используя интерактивный метод «Фишбоун». Метод позволяет провести структурный анализ текста. Фишбоун – это мини-исследовательская работа. Он позволяет уточнить проблему, выявить ключевые факты и определить значение события (явления). Этот метод может использую для работы в парах, а затем обсуждение в классе. Заполненный фишбоун выступает в качестве опорного конспекта.
4.Проведения рефлексии - прием «Синквейн».
Составить синквейн по предложенному тексту.
Тема: Война.
Теоретическая часть. «Синквейн» - это пятистишье, построенное по определенным правилам. Эта форма письменной рефлексии также позволяет научить ребят излагать личное отношение к историческому событию, явлению, личности путем оформления своего субъектного опыта в пяти строках.
Правила написания синквейна:
1 строка: тема одним словом - существительное.
2 строка: описание темы в двух словах - прилагательные.
3 строка: описание действия в рамках этой темы - три глагола или деепричастия.
4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции - фраза из четырех слов.
5 строка: повторение сути темы одним словом или словосочетанием -синонимом.
Синквейн переводится как «путь мысли», а он, как правило, у каждого человека свой, поэтому синквейн – это индивидуальная творческая рефлексия. Как правило, в процессе проведения у школьников возникают новые вопросы и предположения, которые становятся основой для дальнейшей домашней работы: написания эссе по теме «Можно ли было избежать Второй мировой войны?»
Такие приемы на уроке позволяют активизировать деятельность и повышают мотивацию. Урок становится событием - эффективным, интересным и запоминающимся:
Во-первых, обучающиеся приобрели знания.
Во-вторых, получили определенный опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к историческому прошлому.
В-третьих, получили опыт самостоятельного общественного действия
Приобретенные знания, пережитые чувства и отношения, совершённые действия в таком уроке способствуют формированию гражданской идентичности личности школьника.
3.Оформление фишбоуна «Причины Второй мировой войны»
В данной теме основное внимание уделяется причинно-следственным связям. Наиболее эффективно и нестандартно можно разрешить эту проблему, используя интерактивный метод «Фишбоун». Метод позволяет провести структурный анализ текста. Фишбоун – это мини-исследовательская работа. Он позволяет уточнить проблему, выявить ключевые факты и определить значение события (явления). Этот метод может использую для работы в парах, а затем обсуждение в классе. Заполненный фишбоун выступает в качестве опорного конспекта.
4.Проведения рефлексии - прием «Синквейн».
Составить синквейн по предложенному тексту.
Тема: Война.
Теоретическая часть. «Синквейн» - это пятистишье, построенное по определенным правилам. Эта форма письменной рефлексии также позволяет научить ребят излагать личное отношение к историческому событию, явлению, личности путем оформления своего субъектного опыта в пяти строках.
Правила написания синквейна:
1 строка: тема одним словом - существительное.
2 строка: описание темы в двух словах - прилагательные.
3 строка: описание действия в рамках этой темы - три глагола или деепричастия.
4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции - фраза из четырех слов.
5 строка: повторение сути темы одним словом или словосочетанием -синонимом.
Синквейн переводится как «путь мысли», а он, как правило, у каждого человека свой, поэтому синквейн – это индивидуальная творческая рефлексия. Как правило, в процессе проведения у школьников возникают новые вопросы и предположения, которые становятся основой для дальнейшей домашней работы: написания эссе по теме «Можно ли было избежать Второй мировой войны?»
Такие приемы на уроке позволяют активизировать деятельность и повышают мотивацию. Урок становится событием - эффективным, интересным и запоминающимся:
Во-первых, обучающиеся приобрели знания.
Во-вторых, получили определенный опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к историческому прошлому.
В-третьих, получили опыт самостоятельного общественного действия
Приобретенные знания, пережитые чувства и отношения, совершённые действия в таком уроке способствуют формированию гражданской идентичности личности школьника.