Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение современных образовательных технологий
и методик на уроках истории и обществознания

 
Миречина Вера Сергеевна,
учитель ГБОУ СОШ 381
Кировского района Санкт-Петербурга
Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечила образовательные потребности каж­дого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Современный урок истории и обществознания благодаря своему разнообразию, гибкости, динамичности, актуальности способен решать любые задачи, выдви­гаемые обществом - всесторонне развивать личность обучающегося.
Для меня важно сформировать у ребёнка веру в себя, создать комфортные условия пребывания в школе, на конкретном уроке. Тёплая, дружественная ат­мосфера в школе, уважительное, заботливое отношение друг к другу и к людям способствует формированию человека, готового совершать добрые дела и це­нить добро. Я очень люблю свои предметы и считаю наилучшим результатом своей деятельности воспитание у своих учеников такой же любви.
На своих уроках стараюсь не только сформировать знание программного материала, но и развить у детей интерес к нашему наследию, к памяти своих предков. Для этого использую индивидуальную, групповую и коллективную деятельность.
В процессе обучения использую различные методы: частично-поисковый, исследовательский, создание проблемной ситуации. Провожу уроки-диалоги, основанные на организации диалога внутри учебной группы.
Используя различные формы и методы в обучении, стараюсь видеть в каж­дом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее, создавать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учеба приносила ребенку радость. В работе использую различные современные образовательные технологии, которые позволяют повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательный эффект, реализовать дифференцированный подход к учащим­ся с разным уровнем готовности к обучению.
Педагогические технологии – такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действие представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата. В рамках этого подхода делается упор на развитие у школьников способности самостоятельно осваивать новый опыт. Один из способов решения этого вопроса - использование в работе инновационных педагогических технологий.
На сегодняшний день существуют новые технологии обучения, которые я использую в учебном процессе:
 
*инновации-модернизации:
- традиционные технологии (объяснительно - иллюстративные).
Инновации-модернизации, видоизменяющие учебный процесс, направле­ны на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и форми­рование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение;
 
* инновации- трансформации:
- личностно- ориентированные технологии:
- технология проектного метода (метод проектов);
- технология коллективного взаимообучения (КСО);
- технологии развивающего обучения:
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- проблемный метод;
- технология развития критического мышления.
 
На определённом этапе отметила несомненные преимущества личностно - ориентированных технологий, технологий развивающего обучения. Корень проблем, на мой взгляд, возникающих в учебном процессе традиционных (предметно- ориентированных) технологий, лежит в «пассивности», так как обучающиеся личностно в процесс обучения включены в малой степени. У учителя же, наоборот, на уроке доминирующая позиция, он «продавливает» информацию, поэтому при использовании традиционных педагогических тех­нологий обучающиеся на уроке самостоятельно делают и думают мало, дожи­даясь прямых указаний учителя. Наблюдения и их анализ привели меня к выво­ду, что при традиционном обучении у школьников не формируются навыки са­мостоятельной организации своей деятельности, так как при обсуждении учеб­ного материала появляются затруднения в объяснении терминов, ученики мед­ленно переключаются с одного вида работы на другие формы познавательной деятельности.
На основании сопоставления традиционных и личностно­-ориентированных образовательных технологий была поставлена цель: внедрить в процесс преподавания истории и обществознания педагогические технологии с максимальным уровнем самостоятельности учеников в учебно­-познавательной деятельности.
И, хотя в моем педагогическом арсенале имеется немало оправдавших себя методов и приёмов традиционного обучения, начала изучать, апробиро­вать, а затем и внедрять в практику преподавания инновационные образова­тельные технологии. Новые технологии обучения не отбрасывают факт пре­поднесения информации учителем, а личностно включают школьника в про­цесс, когда он сам может направлять и контролировать уровень своего обуче­ния истории и обществознания.
Были сделаны выводы:
- личностно-ориентированное образование — такое образование, в котором личность ученика в центре внимания учителя;
- деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, -
ведущая в паре учитель - ученик.
Современные образовательные технологии способствуют реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса истории и обществоз­нания, так как в их основе лежит самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, обеспечивающая индивидуальный темп продвижения, выбор уровня овладения предметом. Инновации-трансформации направляют учеб­ный процесс в исследовательское русло, обеспечивают творческий подход к ор­ганизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, формируют у школьников опыт самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях.
Технология коллективного способа обучения (КСО) - авторы А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко - относится к группам технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Основной упор в данной техно­логии делается на умелую организацию работы пар постоянного и сменного со­става: (ППС и ПСС). Учебные темы при использовании этой технологии пла­нирую так: ввод в тему (лекции, уроки изучения нового материала, мультиме­дийные презентации, уроки с использованием электронных учебников); работа в парах и группах (4 ученика) по изучению, проговариванию нового материала по алгоритмам и технологическим картам учителя; самооценка, оценка в группе и оценка учителем уровня усвоения учебного материала (тестирование на бу­мажных и магнитных носителях, выполнение заданий логического и проблем­ного характера, терминологические, фактологические диктанты, уроки - зачёты, уроки - семинары, работа с вопросами - суждениями). Для организации работы пар выдаю ученикам на столы карточки - алгоритмы работы по взаимопередаче тем.
Урок с применением технологии КСО планирую по одному из трёх вариан­тов:
- линейная структура урока - работаю с каждой группой;
- при мозаичной структуре включаю в работу ту или иную группу в зависимости от учебной цели;
- при активно - ролевой структуре урока ведущая роль в учебном взаимо­действии отдается учащимся с высоким уровнем активности для обучения остальных.
С технологией проектного обучении - метода проектов, я подробно ознакомилась на курсах. Я убедилась, что проектные методы обучения служат средством для саморазвития обучающихся, способом активизации их познава­тельной деятельности. Ученики обучаются в процессе разработки проектов, а учитель как бы «ведёт» ребёнка в ходе этой работы. Метод проектов - моно- предметный - в рамках предмета «история» вполне укладывается в классно-­урочную систему; проекты информационные, обзорные, исследовательские, творческие. Оформление проекта предполагает возможность творчества уча­щихся - текстовый источник, фотографические композиции, реферативные ма­териалы, мультимедийные презентации. В рамки метода проектов хорошо впи­сываются учебно-исследовательские работы обучающихся.
Как же организовать работу над проектом? Эту деятельность выстраиваю следующим образом:
- определение общей темы проектной деятельности. (Например, «Глобальные проблемы современности»);
- обоснование и актуализация заданной проблематики. (Предлагается учите­лем);
-разделение учеников класса по группам и определение конкретной темы проекта для каждой группы;
- составление плана работы нал проектом. (Совместная деятельность учителя и учеников);
- поиск информации. (Выполняется учащимися самостоятельно);
-обработка информации и работа над проектом. (Выполняется учащимися самостоятельно);
- промежуточные обсуждения полученных данных. (Консультации с учителем по полученной информации и работе над проектом).
- презентация проекта;
- коллективное обсуждение и выводы.
Использование метода проекта возможно, как при закреплении ранее изу­ченного материала, так и в ходе его освоения. В последнем случае зашита про­ектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в освоении новыми знаниями. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяются заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). Например, при изучении темы «Глобальные проблемы современности» в курсе обществознания совместно с учащимися была сформулирована следующая цель: определить причины, вызвав­шие глобальные проблемы, попытаться оценить степень их опасности для че­ловечества, проанализировать имеющиеся пути их решения и степень эффек­тивности такого решения, предложить собственное видение вывода мира из глобальных проблем. Для оценивания проектов мной были разработаны не­сколько критериев:
- понимание значимости и актуальности выдвинутой проблемы;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- творческая самостоятельность авторов проекта;
- показательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- техническая сторона выполнения работы (для мультимедийных проектов);
- оформление результатов работы;
- форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппо­нентов.
Результаты. Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умения работать с информацией, что в пол­ной мере отвечает основной задаче современной школы - воспитанию социаль­но активной личности, способной к самоутверждению и самореализации. В проектной деятельности удается, как правило, наладить диалог между препода­вателем и каждым учеником, свободный от учительского давления. Таким об­разом, проекты становятся одним из методов повышения учебной мотивации учащихся в процессе изучения истории и обществознания.
Технология игрового обучения (автор Б.П. Никитин): ролевые, деловые игры повышают, прежде всего, мотивацию обучающихся по интересу, повы­шают уровень обученности школьников по предмету. Кроме того, эта техноло­гия хорошо сочетается с используемыми мною другими личностно- ориентиро­ванными технологиями (описаны выше).
На уроках провожу игры:
- «Игра - путешествие»; исторические викторины; КВН; игры - логические це­почки (ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от пре­дыдущего),
- «Горячий стул» - игра: ученик садится на стул спиной к доске, на которой на­писано название, либо явления. Ученики класса по цепочке дают описание на­писанного слова, а сидящий на стуле ученик должен отгадать его.
- применяю игры: «Дополни ответ товарища»; «Один — за всех, все — за одного»; «Кто оп­ределит раньше»; составление и разгадывание ребусов, кроссвордов.
Технологию игрового обучения широко применяю во внеурочной работе - на классных часах, беседах, предметных неделях и месячниках с обучающими­ся 5-11 классов, привлекая к проведению предметных игр и бесед способных, инициативных учеников с высоким уровнем мотивации к изучению предмета. В воспитательной работе (при проведении предметных недель и месячни­ков, на групповых занятиях, занятиях элективного курса) и на уроках я исполь­зую также технологию учебной дискуссии (автор М.В. Кларин), технологию учебной деловой игры (авторы: Д.Г. Левитес, М В. Кларин).
Результаты использования игровых технологий вдохновляют. Развивают­ся навыки публичных выступлений на конференциях, заседаниях кружка, «круглого стола», семинарах, где ребята защищают свои исследовательские ра­боты разной тематики. С одной стороны, выступления учащихся в этом случае носят свободный характер в режиме творческого поиска, но, тем не менее, сле­дуя теоретическим основам данных технологий, дети учатся соблюдать доста­точно жёсткие правила умственной дисциплины и научной этики, публичного выступления.
Проблемное обучение - такой вид обучения, при котором учителем орга­низуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способ­ности. а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. При этом структура обучения следующая:
  1. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.
  2. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких.
  3. Опытная проверка принятых гипотез.
  4. Обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике.
Для организации образовательного процесса, развивающего потребность и умение учиться, важно первоначально определиться, что такое потребность учиться, а что значит умение учиться. Сформировать потребность учиться значит обеспечить развитие у ребенка личностной ценности познавательной деятельности. Такому школьнику интересен сам процесс учения, познания. Он хочет понять способы этой деятельности. И для него умение находить истину - пожалуй, самый значимый результат. Ведь полноценное познание возможно только при овладении личностью определенными действиями, навыками, что, собственно говоря, и означает умение учиться. К таким действиям, необходи­мым для осуществления познавательной деятельности, можно отнести специ­альные предметные действия, универсальные познавательные действия, уни­версальные коммуникативные действия. Естественно, что и определенный объ­ем знаний является важной составляющей. Только знания эти должны быть иного качества.
Ради достижения этих целей применяется проблемное обучение. Во-первых, чтобы обеспечить внутреннюю познавательную мотивацию при изучении оп­ределенной темы, формировании конкретного навыка. Во-вторых, для создания условий, при которых учащиеся могут овладеть познавательными действиями. В-третьих, применение технологии проблемного обучения на уроках позволяет так организовать освоение понятий, социальных явлений, теорий обучающими­ся. что эти знания в дальнейшем становятся для них инструментом познания, а не набором сложных научных слов.
Существуют и некоторые сложности применения проблемного обучения. Для этого необходимы большие затраты времени. Практически невозможно эффективно организовать процесс на уроке, если учащиеся с необходимость решения   проблемного задания впервые сталкиваются в восьмом, девятом классе. К этому времени у них уже складываются устойчивые способы учебной деятельности репродуктивного характера и   переходить на продуктивные способы работы им сложно, да и не очень-то хочется. И совершенно неоправданно использовать проблемного обучения при освоении фактов, либо каких-то знаний описательного характера.
Эффективность использования технологии проблемного обучения определяется значительным объемом предварительной работы педагога.
Во-первых, надо понимать, что проблемное обучение применимо при освоении обучающимися единиц знания высокого уровня обобщённости. Либо это понятие, законы, теории, либо некоторые самые общие способы деятельности. Поэтому первым шагом организации такой работы должно стать выделение тех понятий курса, качественное освоение которых является основой дальнейшего успешного обучения по данному предмету. Далее важно продумать последовательность освоения этих понятий так, чтобы они образовали иерархию вложения от самого общего к частным.
Во-вторых, эффективность проблемного обучения напрямую зависит от системности его применения и возраста учащихся. Мне бы хотелось, чтобы ребята из начальной школы приходили ко мне на уроки истории (5 класс) с опытом такой деятельности. Но и в шестом классе учащиеся еще довольно живо откликаются на предложение поработать в таком режиме. А вот предлагаешь проблемное задание в 8 классе первый раз, то на вопрос чаще слышишь с их стороны не ответ-гипотезу, а предложение сказать, как правильно, ведь я же знаю ответ. Системность применения проблемного обучения совсем не означает, что его должно быть как можно больше. С одной стороны, однообразие деятельности быстро надоест учащимся, с другой – будет затрачено неоправданно много времени.
Проблемное обучение на уроках я провожу через решение задач. Что такое задача? Это возникшая в естественных условиях или искусственно сформированная ситуация, в которой требуется получить определенный полезный результат. Чем отличается контрольный вопрос от задачи? Чисто вопрос требует простого воспроизведения какой-то порции известной информации: откройте учебник, прочитайте соответствующий раздел, запомните – ответ готов. При решении задачи необходимо:
1. Умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу.
2. Четкое знание терминов.
3. Правильное решение задачи (полезный результат).
Прежде чем предложить решить учащимся задачу, следует повторить пройденный материал главы, темы или курса. На каждом уроке ученик имеет возможность получить оценку, а класс полезную информацию. Все это по­вышает интерес учащихся к предмету, помогает им получать информацию из дополнительных источников, составлять задачи, интересные вопросы для уро­ком и внеклассных мероприятий. И, конечно, постоянно звучит вопрос «Поче­му?» ученики не только излагают материал, но и отвечают на этот вопрос, на­чинают верить в себя. Ученик может больше, чем думает об этом сам. Таким образом, в ходе решения задач можно определить, умеет ли учащийся использовать свои знания и насколько успешно он это делает. Опираясь на них, решать многочисленные задачи, которые ставит перед нами жизнь. Но самое главное - это не просто правильно решить задачу, а понять путь к ее решению. Задача - это тренажер мыслительной деятельности. Самостоятельное решение задачи - это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утоми­тельная нагрузки, а интересная работа.
Хочу отметить, что в применении проблемного подхода имеются свои трудности:
  1. Проблемное обучение требует большего количества времени, чем обычное изложение материала учителем.
  2. Школьники должны обладать определенной эрудицией, поскольку отсутст­вие знаний не позволит им успешно обсуждать поставленную проблему.
  3. От учителя требуется отличное знание предмета, а также гибкость и оперативность в работе на уроке.
Следовательно, работу по развитию исследовательской культуры учащихся проводить значительно труднее, чем работать в объяснительно-иллюстративном плане. Однако преимущества того подхода в обучении очевидны: у учащихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи, большинство учащихся начинает положительно относится к учебе, интерес к предмету заставляет школьников читать больше литературы, расширяя свои познания.
Таким образом, работа по развитию исследовательской культуры у учащихся оказывает позитивное влияние на усвоение учащимися всех четырёх компонентов содержания образования: знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочного отношения к миру.
Результаты опыта. Использование проблемного подхода в обучении истории и обществознания позволяет мне достигать определенных результатов:
- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику сложно учиться, тем более с интересом;
- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к истории и обществознанию;
- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Технология развития критического мышления. Применяя данную образовательную технологию, я ставила перед собой цель обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс. Компетенции, на формирование которых направлено использование технологии: ценностно-смысловая; учебно-познавательная; социокультурная; коммуникативная; информационная.
Результат применения технологии: процесс обучения становится интересным; формируются навыки работы с информацией; воспитываются качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.
 
Аспекты успешного урока истории и обществознания.
На основании вышесказанного мной, я бы хотела подвести итог и выделить основные аспекты, способствующие успешному проведению уроков истории и обществознания, которых я придерживаюсь в своей преподавательской практики:
1. Формирование предметной компетентности (показать обучающимся значимость исторических и обществоведческих знаний, возможность их применения в повседневной жизни);
2. Развитие познавательной активности и самостоятельности (не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать; формировать общие учебные умения и создавать условия для саморазвития; постоянно стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся);
3. Формирование информационной культуры (научить работать с информацией, анализировать и систематизировать ее, находить скрытые составляющие, обобщать, творчески перерабатывать);
4. Развитие мышления (каждому обучающемуся помочь освоить основные логические операции, развить творческое мышление);
5. Развитие творческих способностей (стимулировать творческую активность обучающихся; создавать условия для разных ее проявлений; фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности);
6. Формирование коммуникативной компетентности и толерантности (любой урок – это общение; учить слышать и понимать друг друга, с уважением относится к любому мнению, к любой точки зрения);
7. Создание психологически комфортной среды (создавать условия, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания живой природы, но и радость общения, радость творчества, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения, ощутил вкус победы).
 
 
Список используемой литературы:
  1. Ажунова А.З. Современный урок истории в школе // Преподавание истории в школе. – 2011 - №8
  2. Борытко Н.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.М. Соловцова, А.М. Байбаков; Под ред. Н.М. Борытко – Волгоград: Изд-во ВГИПЕ РО 2006 – 59 с.
  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе – М.: Владос, 1999
  4. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 1967
  5. Педагогика. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., 2000. - 371 с.
  6. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1999.
  7. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»