СССР в 1920-1930 годы
В данной методическойразработке представлены задания для систематизации пройденного материала, закрепления темы.
Повторение и обобщение темы «СССР в 1920-1930- годы»
Цель: систематизировать, закрепить и корректировать знания обучающихся по теме.
Задачи:
- Учить характеризовать, сравнивать анализировать происходящие события; устанавливать причинно-следственные связи событий.,
- Развивать способности эффективной работы на уроке с помощью выполнения практических заданий
- Содействовать воспитанию индивидуальной культуры учебной деятельности,воспитывать уважение к историческому прошлому
- Оборудование : листы с индивидуальными заданиями в двух вариантах.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний
Ход урока:
- Организационный момент
Определение темы урока, цели урока ( привлекаются сами обучающиеся, преподаватель корректирует при необходимости)
- Актуализация знаний
-Какие понятия и термины ассоциируются у вас с темой урока?
-Какие этапы можно выделить в истории Советского государства 1921-1939 г.г.?( запись в рабочих листах)
- . Систематизация знаний
Выполнение предложенных заданий . .
Предлагаю вам выполнить задания , которые включают в себя тестовые вопросы, работу с таблицей . историческим документом. Предлагается два варианта заданий.
ВАРИАНТ 1
ЧАСТЬ 1
- состав СССР при его образовании в 1922 году вошли
- . Украина, Финляндия, Киргизия; Б. РСФСР, Белоруссия, Украина, Закавказская Федерация; В. Дальневосточная республика, Таджикская и Туркменская республики; Г. Польша, Финляндия, Эстония
- . Существовавшие в СССР в 1920-1930-годы народные комиссариаты( наркоматы)- это
- . органы., осуществлявшие политработу в Красной Армии; .Б. объединения ветеранов Гражданской войны; В. центральные органы управления отраслями хозяйства; Г. судебные органы в центре и регионах
3. Какая из названных организаций ставила перед собой в качестве главной цели борьбу за мировую революциюА. ОСОАВИАХИМ; Б. Коминтерн; В. ООГПУ; Г. ВЧК
4.Что из названного характерно для процесса коллективизации
- ликвидация частных хозяйств; Б. курс на союз с середняком; В. укрепление товарно-денежных отношений; Г. создание комбедов
5. Главным соперником Сталина в борьбе за лидерство в партии после смерти Ленинабыл
А. Л. Троцкий; Б.Л. Каменев;В.С. Киров;Г.Н. Бухарин
6. Отметьте черту политического режима 1930-х
А. формирование культа личности;Б. демократизация советского общества;В.разграничение партийных и государственных органов;Г. расширение полномочий профсоюзов
7.Главное управление лагерями ( ГУЛАГ) было создано
- . 1930 ; Б. 1935; В. 1937; Г. 1940
8. Что из названного является одним из последствий советско-финляндской войны
- . включение территории Финляндии в состав СССР на правах автономной республики; Б. исключение СССР из Лиги Наций; В. вхождение СССР в состав Тройственного союза; Г. укрепление боеспособности советской армии
9.Что явилось следствием заключения секретного протокола к советско-германскому пакту о ненападении ( 1939) г?
- . создание Народного фронта; Б. Раздел сфер влияния в Восточной Европе; В. раздел сфер влияния на Ближнем Востоке; Г. начало Великой депрессии
10 . Паспортная система была введена в СССР А. 1924 ; Б. 1932; В. 1935; Г. 1939
11. Движение ударников , пытающихся увеличить производительность труда, получило название по имени
- . А. Стаханова; Б. П. Ангелиной; В. А. Бусыгина; Г. М. Мазая
ЧАСТЬ 2
- Прочтите отрывок из дневника и укажите , в какой период происходили описываемые события
« Положение. Пожалуй, будет ухудшаться. Сейчас крестьянство не заинтересовано уже больше в частной собственности, перед вступлением в коллективы режут скот, уничтожают лошадей. Они нынче стали «нипочем». За хорошую лошадь просят 10-20 рублей, а год назад она стоила 100-200…»
- . 1917-1918; Б. начало 1920-х; В. конце 1920-х- нач. 1930-х; Г. конце 1930 –х г.г.
2. Прочитайте отрывок из стихотворения и напишите о каком явлении в жизни СССР 1930-х годов в нем говорится?
Мы живем , под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца…
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей…
Как подковы кует за указом указ-
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз…-
3. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения ,соотнеся их начала и варианты завершения их начала и варианты завершения
.Производство сельскохозяйственной продукции ( в млн т)
Сельскохозяйственная продукция |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ |
ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ |
|
|
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами
|
|
|
|
|
|
1940 год ?
ЭСТОНИЯ
?
5.Укажите название международной организации
Первая всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально была создана10 января1920 года и прекратила свое существование 18 апреля 1946 года с образованием ООН. ОТВЕТ:
ЧАСТЬ 3
< >Существует точка зрения, что в 1930-х в Советском Союзе сформировался тоталитарный режим. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих данную точку зренияВам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Коллективизация в СССР». Составьте план в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. ВАРИАНТ 2.
ЧАСТЬ 1
< >Объединял и возглавлял мировое коммунистическое движениеА. Комуч; Б. Коминтерн; В. Пролеткульт; Г. ОСОАВИАХИМ
2. В результате внутрипартийной борьбы в 1920-е годы укрепились позиции
А. Л. Троцкого; Б. И.Сталина; В. М. Калинина; Г. Л. Берии
3.Формирование советской интеллигенции, придерживающейся социалистической идеологии,-это составная часть проводимой в СССР
А. культурной революции; Б. модернизации; В. монополизации; Г. коллективизации
4.Курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства предусматривал
А. передачу всей земли совхозам; Б. создание агрогородов на селе; В. переселение в деревню рабочих; Г. объединение единоличников в колхозы
5.. Что из названного относилось к следствиям индустриализации СССР в 1930-е годы
А. ликвидация безработицы; Б. рост производства товаров народного потребления; В. полная механизация сельского хозяйства; Г. автоматизация производства
6.Что относится к последствиям реализации двух пятилетних планов
< >. широкий выход советских машин и оборудования на мировой рынок; Б. значительное сокращение числа оборонных предприятий;В. рост количества частных хозяйств в деревне. превращение СССР в мощную индустриальную державу8. Что явилось характерной чертой политического режима, сформировавшегося при И. Сталине?< >. признание частной собственности наравне с государственной; Б. провозглашение гражданских свобод в конституции и их отсутствие на практике; В. многопартийная политическая система; Г. введение земств в качестве местных органов власти9. Что явилось следствием заключения секретного протокола к советско-германскому пакту о ненападении?
< >. создание Народного фронта; Б. раздел сфер влияния в Восточной Европе; В. раздел сфер влияния на Ближнем Востоке; Г. начало Великой депрессии10. Советско-финляндская война велась в
< >. март-сентябрь 1938; Б. декабрь август 1939; В. ноябрь 1939-март 1940; Г. декабрь 1940-июнь 1941г.. Существовавшие в СССР в 1920-1930-годы народные комиссариаты( наркоматы)- это . органы., осуществлявшие политработу в Красной Армии; .Б. объединения ветеранов Гражданской войны; В. центральные органы управления отраслями хозяйства; Г. судебные органы в центре и регионахЗапишите название республики, пропущенное в схеме?
Белорусская ССР
СССР 1922 год
Закавказская ССР
Украинская ССР
< >Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения ,соотнеся их начала и варианты завершения их начала и варианты завершенияПроизводство сельскохозяйственной продукции ( в млн т)
Сельскохозяйственная продукция |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ |
ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ |
А) Производство продукции в период НЭПа Б)Коллективизация крестьянских хозяйств привела к В) Производство зерна в 1937 г. |
1) упадку животноводства 2)выросло по всем показателям 3) росту животноводства 4)выросло по ряду показателей 5) почти в 2 раза превысило уровень 1922 г. |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами
|
|
|
|
|
|
< >Прочитайте отрывок из научного труда и укажите имя передовика производства, о котором говорится и о каком движении идет речь« Новый почин зародился в ночь на 31 августа 1935 года на шахте «Центральная-Ирмино»
в Кадиевке (Донбасс).Этот шахтер за шестичасовую смену врубил с двумя крепильщиками 102 тонны угля, выполнив тем самым 14,5 норм. За эту смену он заработал200 рублей вместо 28-30. Наутро партком шахты постановил выдать ему премию в размере месячной зарплаты, в трехдневный срок предоставить квартиру с мебелью обеспечить разнообразные льготы. Центральные газеты сразу же оповестили страну о всесоюзном рекорде.
А . А. Бусыгин; Б. А. Стаханов; В. П.Кривонос; Г. И.Гудов
4. Запишите название организации, о которой идет речь
< > Международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран. Была основана 4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и ее руководителя В. Ленина. Цель организации- мировая социалистическая революция, развитие идей революционного социализма в противовес реформистскому социализму»5. Прочитайте стихотворение и напишите о чем идет речь( о каком событии)
Огромные вопросищи, огромней слоних,
Страна решает миллионолобая.
В сбоку ходят индивидуумы, а у них
Мнение обо всем особое…
В индустриализацию льем заем,
А индивидуум сидит в томлении
И займа не покупает и настаивает на своем
Собственном , особенном мнении.
Колхозим хозяйства бедняцких масс,
Кулацкой не спугнуты злобою,
А индивидуумы шепчут: «У нас
Мнение имеется особое»
< >Существует точка зрения, что в 1930-е годы в Советском Союзе сформировался тоталитарный режим. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих данную точку зрения.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Индустриализация в СССР». Составьте план, в соответствии с которым ,вы будете освещать эту тему. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события, связанные с превращением СССР в крупную индустриальную державу.
< > . РефлексияСегодня на уроке я закрепил..
Самое трудное для меня было …
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
Сегодня на уроке мы очень плодотворно поработали.Результаты выполнения заданий выузнаете после проверки .