Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование коммуникативных технологий в процессе изучения истории

Моргуненко Ирина Александровна
              История как учебный предмет в школе в большей степени, чем какой-либо другой, ориентирован на формирование активной жизненной позиции учащегося и воспитание гражданина. Наиболее эффективными формами организации учебной деятельности учеников выступают в этой связи уроки, в основе которых лежит дискуссионная (диалоговая, коммуникативная) технология: урок-диспут, урок-дискуссия, урок-дума, перекрестная регламентированная дискуссия.
            Урок-дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, которое и является ее целью, они достигают в процессе обсуждения лучшего взаимопонимания.
          Тема дискуссии может формулироваться в некотором утверждении, но целесообразнее, если она представлена в виде проблемы, которую необходимо решить. Следует познакомить учащихся с основными правилами проведения дискуссии. Например, каждый в группе высказывается по кругу не более 1 минуты, либо право голоса имеет только тот, у кого «микрофон», остальные слушают, не перебивая, выступление до конца, допускается пересаживание из группы в группу, если убеждают аргументы «за» и «против» (так называемая наглядная перекрестная дискуссия), право учителя  остановить дискуссию в любой момент  и т.д.
            Урок-дебаты в форме полемического спора во многом подобен уроку-дискуссии, но отличается от последнего по своей цели и применяемым средствам (способам, правилам). Цель полемики – не достижение согласия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Способы, употребляемые в полемике, не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждый из них может применять те приемы, которые находит нужным для достижения победы. Однако победа ошибочной точки зрения, добытая благодаря уловкам и слабости другой стороны, недолговечна и не способна принести моральное удовлетворение участникам.
           В то же время на практике в спорах элементы дискуссии и полемики чаще всего переплетаются. Чистый урок-дискуссия такая же редкость, как и чистый урок-полемика: то развернувшаяся дискуссия становится бурной, перерастает в полемику, в результате «оппонент» превращается в «противника»; то полемика, делаясь спокойной, начинает походить на дискуссию, и вместо «противника» появляется «уважаемый оппонент».
          Правила дебатов способствуют обучению учащихся навыкам взаимодействия в полемике, формируют умения в постановке вопросов и подборе весомых и значимых аргументов, а также формируют культуру общения и корректное отношение к противнику. Учитель выступает здесь в роли тренера и наставника. Он готовит команды утверждающей и отрицающей сторонам, намечает линии сравнения, помогает в формулировке контрвопросов, намечает вместе с учащимися тезисы их выступлений, наконец, рекомендует необходимую литературу для самостоятельной работы учеников. Заранее в командах определяются роли спикеров. Однако по правилам команды не должны знать до начала урока, кто из них будет утверждающей, а кто – отрицающей стороной. Этот вопрос решается жеребьевкой перед началом дебатов. Как исключения, на первых порах можно заранее оговорить с командами, кто будет утверждать, а кто – отрицать. Заранее готовится необходимое «оборудование» к дебатам – секундомер, карточки с цифрами «1», «2», «3», «4» для обозначения лимита времени в ходе выступления спикеров, «трибуна» и два стола с табличками «утверждающая» и «отрицающая» сторона.
          Следует подчеркнуть, что, по правилам, учитель в ходе уроков-дебатов не имеет права вмешиваться, вносить коррективы или замечания по выступлениям спикеров.
          Для активного вовлечения учащихся в дискуссию и для того, чтобы вдохновлять развитие дискуссии в определенном направлении, используются некоторые дискуссионные приемы. Например, учитель вводит новую информацию с целью спровоцировать комментарии учеников, стимулирует ход выступлений неожиданными вопросами. Чтобы учащиеся не допускали ошибки в понимании друг друга, используется техника «активного слушания»: каждый говорящий перед собственным выступлением излагает своими словами мнение партнера, затем партнер высказывает свое согласие или несогласие, и только потом дискуссия продолжается. К дискуссионным приемам можно отнести парное и групповое обсуждение вопросов, заполнение анкеты и листка с аргументами «за» и «против» при перекрестной дискуссии, оформление вопросника, который станет мостиком к общему разговору.
         В заключение укажем на проблему возрастания объема знаний, который дает школа. Учителя, как правило, стремятся расширить информационное ядро содержания исторического образования, перегружая память учащихся сведениями о второстепенных фактах, событиях, процессах. Как говорил еще древнегреческий философ Гераклит, многознание не научает мудрости. Мудрость – это не просто обширные знания, но, прежде всего, умение рассуждать, анализировать, обобщать. Уроки в форме полемического спора, дискуссии, диспута лучше всего позволяют решить проблему формирования ведущих интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»