Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методические рекомендации для учителей истории по подготовке к ГИА

Прохоров Константин Игоревич
Содержание экзаменационной работы в ГИА по истории определяется на основе ФГОС среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.
Содержание предмета «История» в основной школе включает в себя изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В экзаменационной работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, по истории войн; отдельные вопросы истории экономики и культуры и др.).
Особенности проведения ОГЭ по истории и методические рекомендации по подготовке к экзамену.
ОГЭ по истории проводится для выпускников 9-х классов в качестве экзамена по выбору на основе централизованно разработанных контрольных измерительных материалов.
Задания охватывают курс истории с древнейших времен до 1914 г. В части 1 работы задания условно разделены на тематические блоки, относящиеся к одному из четырех периодов истории, выделенных с учетом общей периодизации:
  1. VIII – середина XV в.;
  2. середина XV – XVII в.;
  3. XVIII – середина XIX в.;
  4. вторая половина XIX – начало ХХ в.(до 1914 г.).
В каждый вариант КИМ включены 2 задания по истории внешней политики России в XIX в. На отдельных позициях каждого варианта КИМ представлены задания, направленные на проверку знания выдающихся деятелей отечественной истории, основных фактов истории культуры, а также умения работать с исторической картой, схемой, иллюстративным материалом. Есть задани, направленные преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования, могут относиться к любым периодам истории – с VIII в. по 1914 г. При этом в каждом из заданий могут быть рассмотрены разные аспекты истории: экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры, жизнь и деятельность отдельных исторических личностей.
Независимо от варианта на выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Распределение заданий по уровню сложности также является общим для обоих вариантов. К базовому уровню сложности относятся здания, в которых экзаменуемым предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию.
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от экзаменуемого требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность выпускника направлена на воспроизводящее преобразование знаний.
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ОГЭ по
истории
Эффективное обучение с целью сдачи основного государственного экзамена требует продуманного планирования работы, тщательного составления рабочей программы курса истории, отбора и учета преподаваемых дидактических единиц, а также использование различных форм проверки знаний обучающихся, в т.ч. и решение заданий в формате ОГЭ. При подготовке к ОГЭ необходимо, чтобы ученики представляли себе возможные варианты типов заданий. Алгоритм работы с картой, историческим текстом и иллюстративным материалом, составления плана подробно разработан методистами и неоднократно помещался в рекомендациях по подготовке к ОГЭ по истории.
При этом работа над заданиями в формате ОГЭ может быть как тренировкой к экзамену, так и одной из форм освоения учебного материала. В таком случае выполнение заданий носит не только тренинговый, но и познавательный характер. Учитель может организовать разбор заданий, продумать к ним дополнительные вопросы для углубления знаний учеников, привлекать учащихся к составлению заданий, соответствующих требованиям части 1 КИМов по истории. Имеет смысл использовать при подготовке к урокам открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ) Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge. Учитель может самостоятельно разрабатывать задания или использовать уже готовые пособия (например, Журавлева О.Н. История: 9 класс: тематический практикум. М.: Учебная литература, 2018. Барыкина И.Е. История: 9 класс: тренировочные задания. М.: Учебная литература, 2018).
Традиционно сложности вызывают задания на поиск информации в источнике, анализ источника и атрибуция текста, работа со статистическим материалом. Помимо формирования предметных УУД, данные задания способствуют также формированию метапредметных УУД.
Пример 1.
Прочтите отрывок из сочинения историка:
«Крестоцеловальная запись» царя — реального соперника Романовых, недолгое время продержавшегося на русском престоле и не сумевшего организовать подавления «смуты» и изгнания поляков, — представляла ту условную альтернативу жёсткому абсолютизму, полицейскому государству, которое складывалось в России в течение долгого времени.
В отрывке упомянут царь
  1. Иван IV
  2. Фёдор Иванович
  3. Борис Годунов
  4. Василий Шуйский
При работе над этим заданием важно продемонстрировать обучающимся, что ключевым понятием, указывающим на хронологические рамки события и государственного деятеля, о котором идет речь, является крестоцеловальная запись, принятая Василием Шуйским.
Пример 2.
Прочтите отрывок из записок кн. И.М. Долгорукова:
Наследник престола препровождал, обыкновенно, лето в двух своих увеселительных замках: в Павловском, близ Сарского Села, и в Гатчине, занимаясь, по склонности врождённой к воинской службе, вахтпарадами, учил каждое утро при разводе или баталион морской, состоящий в его ведомстве, потому что он был президентом Адмиралтейств-коллегии и генерал-адмирал, или Кирасирский свой полк, а с утренней зарей иногда забавлялся полковыми строями. Прочее время дня он томился в скуке, не имея, кроме чтения, никаких занятий, вечера он убивал за шашками. Объехавши почти всю Европу в последнем своём путешествии, он привёз с
собою вкус к изящным художествам и искусствам. <…> За ним [замужем] была принцесса Виртембергская, о которой только скажу то, что она к мужу своему была очень привязана и Бог благословил их изрядным поколением. <…>.
В отрывке идёт речь о наследнике престола
  1. Петре Фёдоровиче
  2. Павле Петровиче
  3. Александре Павловиче
  4. Николае Павловиче
В этом задании на правильный выбор указывают резиденции Павла I – Павловск и Гатчина, а также титул его супруги – принцесса Вюртембергская, ставшая императрицей Марией Федоровной.
Таким же образом осуществляется подбор текстов для работы над заданиями (анализ источника, атрибуция документа, логический анализ структуры текста).
Пример.
Наставления стольникам, отправленным на учёбу за границу.
  1. Знать чертежи, или карты, компасы и протчие признаки морские.
  2. Владеть судном как к бою, так и в простом шествии, и знать все снасти, или инструменты, к тому принадлежащие: парусы, верёвки, а на каторгах и на иных судах — вёсла и протчая.
  3. Сколько возможно искать того, чтоб быть на море во время боя; а кому и не случится, то с прилежанием искать того, как в то время поступать; однако ж обоим, видевшим и не видевшим бой, от начальников морских взять на то свидетельствованные листы <…˃ за печатями, что они в том деле достойны службы своея. <…˃
5. Когда возвращаться будут к Москве, должен всякой по два человека искусных мастеров морского дела привесть с собою до Москвы <…˃ Да сверх того отсюда из солдат даны будут того ж учения по одному человеку; а кто из солдат взять не похочет, и тем или знакомца, или человека своего тому ж выучит. <…˃
  1. Укажите имя монарха, в чьё царствование был составлен этот документ, и века, на которые пришлось его правление.
  2. В третьем пункте найдите и запишите выражение, в котором говорится о документе, подтверждающем получение стольниками знаний, ради которых они были отправлены в Европу. Выпишите не менее двух видов знаний, необходимых для получения документа.
Выполняя подобные задания, обучающиеся не только отрабатывают навыки решения экзаменационной работы, но и изучают особенности петровских реформ.
Не вызывает сомнения образовательный потенциал статистических материалов, на основании которых формируется представление о причинно- следственных связях. Так, при решении задания обучающиеся могут самостоятельно выделить причины революции 1905—1907 гг.
Пример.
Доходы и налоги на душу населения в России и европейских странах в начале XX в.

 
Страна Годовой доход, руб. Налог, % Остаток, руб.
Россия 126,20 7,2 117,11
Франция 343,00 6,5 320,75
Германия 287,50 7,7 265,24
Англия 310,50 13,7 267,89
 
Начала суждений Варианты                завершения
суждений
А) Благосостояние населения Российской
империи было
1) самой преуспевающей
страной
Б) По величине налогов Российская империя
была
2) выше, чем в европейских
странах.
В) По уровню доходов на душу населения
Российская империя была
3) на третьем месте среди
развитых стран Европы
 
При работе с иллюстративным материалом следует обратить внимание на анализ карикатур.
Пример.
 
Данная карикатура могла появиться
  1. в начале XIX в.
  2. в середине XIX в.
  3. в начале XX в.
  4. в середине XX в.
Следует обратить внимание обучающихся, на то, что карикатура содержит информацию, необходимую для ответа на вопрос. Указание на
«земского человека» говорит о том, что изображение появилось в период проведения земской реформы, т.е. в середине XIX в.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»