Методические рекомендации для учителей истории по подготовке к ГИА
Прохоров Константин Игоревич
Содержание экзаменационной работы в ГИА по истории определяется на основе ФГОС среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.Содержание предмета «История» в основной школе включает в себя изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В экзаменационной работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, по истории войн; отдельные вопросы истории экономики и культуры и др.).
Особенности проведения ОГЭ по истории и методические рекомендации по подготовке к экзамену.
ОГЭ по истории проводится для выпускников 9-х классов в качестве экзамена по выбору на основе централизованно разработанных контрольных измерительных материалов.
Задания охватывают курс истории с древнейших времен до 1914 г. В части 1 работы задания условно разделены на тематические блоки, относящиеся к одному из четырех периодов истории, выделенных с учетом общей периодизации:
- VIII – середина XV в.;
- середина XV – XVII в.;
- XVIII – середина XIX в.;
- вторая половина XIX – начало ХХ в.(до 1914 г.).
Независимо от варианта на выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Распределение заданий по уровню сложности также является общим для обоих вариантов. К базовому уровню сложности относятся здания, в которых экзаменуемым предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию.
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от экзаменуемого требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность выпускника направлена на воспроизводящее преобразование знаний.
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ОГЭ по
истории
Эффективное обучение с целью сдачи основного государственного экзамена требует продуманного планирования работы, тщательного составления рабочей программы курса истории, отбора и учета преподаваемых дидактических единиц, а также использование различных форм проверки знаний обучающихся, в т.ч. и решение заданий в формате ОГЭ. При подготовке к ОГЭ необходимо, чтобы ученики представляли себе возможные варианты типов заданий. Алгоритм работы с картой, историческим текстом и иллюстративным материалом, составления плана подробно разработан методистами и неоднократно помещался в рекомендациях по подготовке к ОГЭ по истории.
При этом работа над заданиями в формате ОГЭ может быть как тренировкой к экзамену, так и одной из форм освоения учебного материала. В таком случае выполнение заданий носит не только тренинговый, но и познавательный характер. Учитель может организовать разбор заданий, продумать к ним дополнительные вопросы для углубления знаний учеников, привлекать учащихся к составлению заданий, соответствующих требованиям части 1 КИМов по истории. Имеет смысл использовать при подготовке к урокам открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ) Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge. Учитель может самостоятельно разрабатывать задания или использовать уже готовые пособия (например, Журавлева О.Н. История: 9 класс: тематический практикум. М.: Учебная литература, 2018. Барыкина И.Е. История: 9 класс: тренировочные задания. М.: Учебная литература, 2018).
Традиционно сложности вызывают задания на поиск информации в источнике, анализ источника и атрибуция текста, работа со статистическим материалом. Помимо формирования предметных УУД, данные задания способствуют также формированию метапредметных УУД.
Пример 1.
Прочтите отрывок из сочинения историка:
«Крестоцеловальная запись» царя — реального соперника Романовых, недолгое время продержавшегося на русском престоле и не сумевшего организовать подавления «смуты» и изгнания поляков, — представляла ту условную альтернативу жёсткому абсолютизму, полицейскому государству, которое складывалось в России в течение долгого времени.
В отрывке упомянут царь
- Иван IV
- Фёдор Иванович
- Борис Годунов
- Василий Шуйский
Пример 2.
Прочтите отрывок из записок кн. И.М. Долгорукова:
Наследник престола препровождал, обыкновенно, лето в двух своих увеселительных замках: в Павловском, близ Сарского Села, и в Гатчине, занимаясь, по склонности врождённой к воинской службе, вахтпарадами, учил каждое утро при разводе или баталион морской, состоящий в его ведомстве, потому что он был президентом Адмиралтейств-коллегии и генерал-адмирал, или Кирасирский свой полк, а с утренней зарей иногда забавлялся полковыми строями. Прочее время дня он томился в скуке, не имея, кроме чтения, никаких занятий, вечера он убивал за шашками. Объехавши почти всю Европу в последнем своём путешествии, он привёз с
собою вкус к изящным художествам и искусствам. <…> За ним [замужем] была принцесса Виртембергская, о которой только скажу то, что она к мужу своему была очень привязана и Бог благословил их изрядным поколением. <…>.
В отрывке идёт речь о наследнике престола
- Петре Фёдоровиче
- Павле Петровиче
- Александре Павловиче
- Николае Павловиче
Таким же образом осуществляется подбор текстов для работы над заданиями (анализ источника, атрибуция документа, логический анализ структуры текста).
Пример.
Наставления стольникам, отправленным на учёбу за границу.
- Знать чертежи, или карты, компасы и протчие признаки морские.
- Владеть судном как к бою, так и в простом шествии, и знать все снасти, или инструменты, к тому принадлежащие: парусы, верёвки, а на каторгах и на иных судах — вёсла и протчая.
- Сколько возможно искать того, чтоб быть на море во время боя; а кому и не случится, то с прилежанием искать того, как в то время поступать; однако ж обоим, видевшим и не видевшим бой, от начальников морских взять на то свидетельствованные листы <…˃ за печатями, что они в том деле достойны службы своея. <…˃
- Укажите имя монарха, в чьё царствование был составлен этот документ, и века, на которые пришлось его правление.
- В третьем пункте найдите и запишите выражение, в котором говорится о документе, подтверждающем получение стольниками знаний, ради которых они были отправлены в Европу. Выпишите не менее двух видов знаний, необходимых для получения документа.
Не вызывает сомнения образовательный потенциал статистических материалов, на основании которых формируется представление о причинно- следственных связях. Так, при решении задания обучающиеся могут самостоятельно выделить причины революции 1905—1907 гг.
Пример.
Доходы и налоги на душу населения в России и европейских странах в начале XX в.
Страна | Годовой доход, руб. | Налог, % | Остаток, руб. |
Россия | 126,20 | 7,2 | 117,11 |
Франция | 343,00 | 6,5 | 320,75 |
Германия | 287,50 | 7,7 | 265,24 |
Англия | 310,50 | 13,7 | 267,89 |
Начала суждений | Варианты завершения суждений |
А) Благосостояние населения Российской империи было |
1) самой преуспевающей страной |
Б) По величине налогов Российская империя была |
2) выше, чем в европейских странах. |
В) По уровню доходов на душу населения Российская империя была |
3) на третьем месте среди развитых стран Европы |
При работе с иллюстративным материалом следует обратить внимание на анализ карикатур.
Пример.
Данная карикатура могла появиться
- в начале XIX в.
- в середине XIX в.
- в начале XX в.
- в середине XX в.
«земского человека» говорит о том, что изображение появилось в период проведения земской реформы, т.е. в середине XIX в.