Визуализация на уроках истории и обществознания
Денисенкова Анастасия Александровна
Конфуций сказал: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму», поэтому современному педагогу нужно стараться достичь более продуктивной учебной деятельности учащихся. Как заинтересовать и вовлечь школьника в учебный процесс его на уроках истории, чтобы реализовать требования ФГОС? Во многом приходит визуализация материала на уроке для более полного достижения уровня заинтересованности обучающихся. В начале XXI века в России произошел визуальный поворот, который отразился на современной методике обучения истории. Исходя из собственного педагогического опыта, мы можем делать вывод, что в современных школах активно используются различные методы визуализации материала. Однако эффективность обучения школьников во многом зависит от подачи материала учителем, от организации им познавательной деятельности учащихся. В своих работах Эрвин Панофски писал, что «свойством реальности наделено лишь то, что постигается посредством зрительного представления, … которое ни при каких обстоятельствах не может быть рациональным».Психологи утверждают, что около 80 % людей визуалы, то есть воспринимают информацию визуально.
Визуализация – (от лат. visualis, «зрительный») – общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа. Другими словами, визуализация – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается учащимися. Специалисты в области визуального мышления разделяют процесс восприятия и переработки визуальной информации на три этапа. Первый этап выступает как анализ ее структуры. Ему должны соответствовать два важнейших параметра: нацеленность учеников на активное (продуктивное) восприятие и специальная организация учебного материала. На втором этапе происходит создание новых образов. При этом умственные усилия учащихся направлены на формирование целостной системы, отвечающей поставленной задаче. Третий этап по своим целям и учебным возможностям можно отнести к поисковой деятельности. В этом случае любая формула, рисунок или схема подразумевают подсказку, но при этом не должна потерять смысловой нагрузки. Поэтому необходимо научить ребенка «сжимать» информацию, выделять главное, что современные ученики не всегда грамотно умеют делать.
Любой материал, который представлен визуально гораздо легче запомнить.
Наглядным называется обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений.
Принцип наглядности в своё время Я. Коменский охарактеризовал так: «…все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
Классификация наглядности:
Изобразительная наглядность
работа с мелом и доской;
репродукции картин;
фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;
рисунки и аппликации;
видеофрагменты;
аудиофрагменты;
видеофильмы (в т.ч. аудио и видеосюжеты).
Условно-графическая
таблицы;
схемы;
блок-схемы
диаграммы;
графики;
карты;
картосхемы;
планшеты.
Предметная
музейные экспонаты;
макеты;
модели.
В учебной деятельности визуальные источники:
- выступают средством формирования мировоззрения,
-стимулируют развитие абстрактно-логического мышления,
-сокращают время на обучение.
- выступают носителями новых исторических знаний,
-иллюстрируют теоретический материал,
-они помогают при актуализации знаний,
-помогают для закрепления и проверки знаний.
-создают проблемную ситуацию
-формируют эмоциональный компонент
Визуальные источники, используемые на уроках истории, могут быть самыми разными: картины, рисунки, плакаты, фотографии, бытовые предметы. Современные компьютерные технологии позволяют активно включать в образовательный процесс изобразительные материалы, создавать авторские презентации, с учётом особенностей учебных групп. В учебной деятельности визуальные источники выступают носителями новых исторических знаний, иллюстрируя теоретический материал, они помогают при актуализации знаний, их закрепления и проверки. Варианты заданий могут быть самыми разными: от виртуальной экскурсии по городу или стране до использования источника в качестве аргумента в предложенной дискуссии, от установления типа источника до составления характеристики исторического деятеля.
Методика использования визуальных исторических источников соответствует задачам современного образования, ориентированного на развитие личности обучающихся на основе освоения различных способов деятельности, помогает ученикам осваивать метапредметные умения работы с информацией, представленной в различных знаковых формах.