Конспект урока по истории Древнего мира
(антикоррупционное образование и формирование нравственной позиции учащегося 5 класса)
(антикоррупционное образование и формирование нравственной позиции учащегося 5 класса)
Нашествие персидских войск на Элладу
Тимошенко Анна Владимировна,
учитель истории ГБОУ школа № 333
Невского района Санкт-Петербурга
учитель истории ГБОУ школа № 333
Невского района Санкт-Петербурга
Урок №40
Цели и планируемые результаты:
Образовательные (познавательные):
Цели и планируемые результаты:
Образовательные (познавательные):
- Обобщить, систематизировать и закрепить знание предыдущей темы «Марафонская битва»
- Познакомиться с материалом заключительного этапа греко-персидских войн, изучить более подробно битву в Фермопильском ущелье
- Усвоить новые понятия (триера, Гвардия)
- Формировать умения работать с исторической картой, картой-схемой, историческим источником, иллюстративным материалом, заполнить таблицу
- Выявить истоки победы греков над персами и значение этой победы для Эллады и истории развития культуры и искусства
Регулятивные:
- Осуществляют самоконтроль, целеполагание
- Осознают, каким должен быть конечный результат работы, соотносят с поставленными целями и осуществляют коррекцию своих ошибок
Коммуникативные:
- Излагают своё мнение, аргументируют его и подтверждают фактами
- Корректируют своё мнение под воздействием контраргументов
- Организуют работу в паре, группе (самостоятельно распределяют роли, вырабатывают решения)
- Понимают позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в диалоге между собой, в диалоге с автором текста)
Личностные:
- Формирование осознания ответственности за собственные знания
- Формирование у учащегося основы социальных компетенций (ценностно - смысловые установки, моральные нормы)
- Формирование собственной мировоззренческой позиции
- Формирование у учащегося собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям
- Выбирать, как поступать, в том числе в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.
- извлекая из истории уроки прошлого
- Основные понятия, даты, исторические персоналии:
Фемистокл - афинский государственный деятель (вождь демоса) и полководец периода греко-персидских войн (500–449).
Леонид – спартанский царь, правил в 491-480 гг. до н.э., погибший в сражении в Фермопильском ущелье (с греческого имя означает льву подобный)
Триера – греческое боевое судно, с тремя ряжами вёсел, за которыми сидели нищие греки.
480 год до н. э. – начало вторжения персов в Элладу.
Геллеспонт - пролив между европейским полуостровом Галлиполи (Турция) и северо-западом Малой Азии.
Фермопильское ущелье – узкое ущелье представляло собой единственную дорогу из Фессалии в Локриду и вообще в Среднюю Грецию. Фермопилы (с греческого) - Горячие врата.
Битва при Фермопилах – 480 год до н. э.
Гвардия – это особая часть армии, личная часть Царя.
Остров Саламин – остров недалеко от Афин, в 480 г. До н.э. здесь произошло морское сражение
497 г. До. Н.э. – битва при Платеях.
Афинский морской союз – 30 эллинских государств создали союз во главе Афин для совместной борьбы с персами
Крылатые выражения: «Со щитом или на щите»
Тип урока: комбинированный
Образовательные ресурсы:
I. Организационный момент. (1 мин.)Приветствие учителя.
Организация учеников, проверка готовности к уроку. Задача этапа: дисциплинировать класс, сосредоточить внимание учащихся на учителе. быстрое Формируемые УУД - включен в деловой ритм урока.
Учитель вместе с учениками обозначает пройденный материал урока №39.
II. Актуализация знаний: проверка домашнего задания по теме «Начало греко-персидских войн. Марафонская битва». Закрепить материал и подвести к изучению нового. (10 мин)
III. Определение темы урока. (3 мин.)Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока (показать слайд-шоу с переходом персов через Геллеспонт - пролив между европейским полуостровом Галлиполи (Турция) и северо-западом Малой Азии. На с.166 ученики самостоятельно находят фразу итога этой переправы: «Огромное войско вторглось в Северную Грецию».
Вступая в диалог с учителем, отвечая на его вопросы: что будем исследовать, чему будет посвящён урок, ученики, опираясь на предшествующую работу по учебнику формулируют тему урока: «Нашествие персидских войск на Элладу».
Познавательные УУД – через анализ видеоряда, языкового и текстового материала определяют тему урока, вовлекаются в активную познавательную деятельность.
IV. Целеполагание, мотивация постановка проблемного вопроса. (3 мин.)Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Учитель: «Если вы сегодня дружно включитесь в урок, будете оперативно работать, то мы узнаем, почему маленькая Греция победили большую державу Царя царей Персию, которая держала в страхе многие древние народы». (Работа с картой – сравниваем территории Греции и Персидской державы).
Регулятивные УДД – целеполагание.
Коммуникативные УУД - постановка вопросов.
Познавательные УУД - самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.
V. Изучение нового материала. (20 мин.)
Б) Работа с учебником. (с.165) Анализ речи Фемистокла на Народном собрании, ученики отвечают на поставленные учителем вопросы:
- Являлась ли победа при Марафоне разгромом персов? – Нет. Впереди Элладу ждали тяжёлые испытания войны.
- К чему призывал Фемистокл? – Вождь демоса призывал греков прекратить вражду и объединиться, и объединиться. Создать флот.
-Какой союз образовался для борьбы с персами? – Афинский морской союз, в который вошли 30 эллинских государств.
- Сколько триер составили флот греков? – 200 триер.
- Почему греки сознательно не использовали на триерах в качестве гребцов рабов? * – Корабли греки строили на налоги, деньги свободных граждан Афин. Только свободный человек, а не раб способен защитить свою Родину. Рабы всегда готовы к восстанию и могут переметнуться к врагам своих врагов. Греки после реформ Солона осознавали ценность свободы. Поэтому на триерах служили свободные бедные граждане Афин. Так они вносили свой вклад. Этот вывод ученики делают совместно с учителем.
Регулятивные УУД - принимают учебную задачу, организуют себя для работы над вопросами
Познавательные УУД - выбор в тексте главного по вопросу учителя; определяют роль Фемистокла.
Коммуникативные УУД - взаимопомощь и сотрудничество в группе, выслушивание ответов:
корректировка и оценивание, осуществляют смысловое чтение
Личностные: осознание учеником значимости свободы личности и гражданина, провести параллель с современностью (гражданским долгом служения в армии и защиты Родины)
*Этот материал один из этапов на уроке, направленный на антикоррупционное воспитание учащегося, через формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины.
2. Работа с учебником. (с.166) найти ответ на вопрос в тексте: «В сравнении с армией Греции из кого была набрана армия Ксеркса?» - «Большая часть воинов Ксеркса была набрана из покорённых народов. И интересы персидского царя им были чужды. А персидский флот состоял из финикийских и египетских кораблей».
3. Бой в Фермопильском ущелье. * (просмотр видеоролика из презентации). Класс перед просмотром делится на 3 группы – по рядам. У каждой группы свой вопрос, на который она отвечает, опираясь на материал презентации и учебника с.166-167) Дополняют его учащиеся ряда. Беседа. Это трагическая страница для эллинов в истории греко-персидских войн.
- Почему все попытки персов овладеть ущельем ни к чему не привели? – Проход был очень узким, а объединённое войско под командованием спартанского царя Леонида заняло Фермопильское ущелье и преградило путь врагу. Начальники персидских отрядов кнутами гнали воинов в теснины. Персы несли тяжёлые потери. (1 группа)
- Чем и почему закончилось Фермопильское сражение? – Греки несмотря на героизм в битве сражение проиграли из-за предательства некоего Эфиальта, местного жителя, который на третий день пришёл к царю и за награду показал врагам обходную тропу, ведущую через горы. Ксеркс обрадовался и послал отряд в тыл защитникам Фермопил. (2 группа)
В беседу включается весь класс. - Какую цель преследовал Эфиальт? – Он не думал о Родине. Он думал о своей наживе. Цель корыстная, постыдная. Это сделка со своей совестью. У него нет совести. Его вознаграждение стоило жизни защитникам Фермопил (300 спартанцам) и жителям Средней Греции (Аттики). Его имя навсегда покрыто позором. А 300 спартанцев совершили подвиг, оставшиеся в веках.
-Почему все смертельные ранения у спартанцев были не в спину, а в грудь? – Спартанские воины встречали опасность лицом, а не поворачивались к ней спиной, они не бежали с поля боя. «Ломались мечи и копья – спартанцы дрались руками и зубами, пока не погибли все до единого».
*Этот материал один из этапов на уроке, направленный на антикоррупционное воспитание учащегося, через формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины. Формирование морально-нравственных принципов, совести и чести, бескорыстности. Осознание того, что подлость и предательство может обернуться гибелью народа и Родины. Проводя параллель прошлого и настоящего, ученики убеждаются, что у предательства нет срока давности.
Слова учителя: это поражение обернулось моральной победой. Оно сплотило греков и показало преимущество греков перед лицом смертельной опасности и возможность сражаться против, казалось бы, бесчисленного войска царя Ксеркса, свободных греков за свободу своей Родины и победить в дальнейших битвах (Саламинском морском сражении и при Платеях) и в войне в целом.
Регулятивные УУД - принимают учебную задачу, организуют себя для работы над вопросами
Познавательные УУД - выбор в тексте главного по вопросу учителя; определяют роль Эфиальта и Леонида, который отпустил союзников, сохраняя им жизнь и бился своим отрядом
Коммуникативные УУ - взаимопомощь и сотрудничество в группе, выслушивание ответов:
корректировка и оценивание, осуществляют смысловое чтение.
Личностные: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Учатся осознанно делать, как поступать, в т. ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор. извлекая из истории уроки прошлого.
4. Продолжение работы по заполнению таблицы (окончить таблицу дома). На слайде презентации таблица. Не заполненные графы делаются дома.
Регулятивные УУД - принимают учебную задачу, организуют себя для работы с таблицей.
Познавательные УУД - выбор в тексте материал для заполнения граф таблицы.
5. Итоги греко-персидский войн: (формулируются классом):
- Греки победили и отстояли свою независимость
- Возвышение Афин в Афинском морском союзе
- Расцвет культуры и искусства
Регулятивные УУД - принимают учебную задачу, организуют себя для работы над вопросом
Коммуникативные УУД - взаимопомощь и сотрудничество, выслушивание ответов:
Корректировка своего ответа и оценивание ответа одноклассников.
VI.Закрепление материала и ответ на проблемный вопрос. (5 мин.)- Почему Леонид и его воины попали в тяжёлое положение? – Среди греков нашёлся предатель, который провёл врага в тыл спартанцев.
- Какое значение имели эти крупные военные сражения? - В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.
- Почему маленькая Греция победили большую державу Царя царей Персию, которая держала в страхе многие древние народы? - Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.
Познавательные УУД - устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, делают выводы.
Коммуникативные УУД - высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.
VII. Подведение итогов урока и информация о домашнем задании (3 мин.)
2. Объяснение домашнего задания. (последний слайд презентации) §35, доделать таблицу в тетради, задания №1-4; лабиринт: опишите по рисунку «Бой в Саламинском проливе» с.168.
- Учебник А.А. Вигасин Г.И. Годер И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений, издательство «Просвещение» - 2016 г. (у каждого ученика)
- Атлас издательство «Дрофа» - 2016 (у каждого ученика)
- Карта Древней Греции V в. До н.э.
- Г.И. Годер История Древнего мира рабочая тетрадь, ч.1, М. Просвещение 29014 (распечатка с.24-26. Задания №34-35)
- К.В. Волкова УМК. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира к учебнику А.А. Вигасин Г.И. Годер И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» для 5 класса» Издательство «Экзамен» Москва 2010
- Арсланова О.В., соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 кл. – 3-е изд., перабот. и доп. – М.: ВАКО, 2007- (В помощь школьному учителю)
- https://trclips.com/rev/.html
- https://www.youtube.com/watch?v=ImZS8T-k4XA
- https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/04/15/prezentatsiya-k-uroku-istorii-v-5-klasse-na-temu-greko-persidskie
- https://volna.org/istorija/griekopiersidskiie_voiny.html
- цифровой проектор, ноутбук,
- презентация «Нашествие персов на Элладу»
- нарезка видео фрагментов из фильма «300 спартанцев»
- карточки с заданиями
- ксерокопия фрагмента трагедии Эсхила «Персы»
- Иллюстративный материал
I. Организационный момент. (1 мин.)Приветствие учителя.
Организация учеников, проверка готовности к уроку. Задача этапа: дисциплинировать класс, сосредоточить внимание учащихся на учителе. быстрое Формируемые УУД - включен в деловой ритм урока.
Учитель вместе с учениками обозначает пройденный материал урока №39.
II. Актуализация знаний: проверка домашнего задания по теме «Начало греко-персидских войн. Марафонская битва». Закрепить материал и подвести к изучению нового. (10 мин)
- Причины войны. Сравнить за что боролись греки, за что боролись персы.
- Объяснить значение слов: стратег, фаланга.
- С каким требованием явились в города Эллады послы Дария I? Что оно означало? Как ответили афиняне, и как ответили персы?
- Когда и с чего началась Марафонская битва и чем она закончилась?
- Почему спартанцы не участвовали в битве?
- Какое состязание проводиться в память о быстроногом эллине, принесшим весть афинянам о победе?
- Поработайте с датами (работа в тетради, взаимопроверка результата): когда греки будут праздновать 2500 лет, прошедших со дня победы при Марафоне?
III. Определение темы урока. (3 мин.)Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока (показать слайд-шоу с переходом персов через Геллеспонт - пролив между европейским полуостровом Галлиполи (Турция) и северо-западом Малой Азии. На с.166 ученики самостоятельно находят фразу итога этой переправы: «Огромное войско вторглось в Северную Грецию».
Вступая в диалог с учителем, отвечая на его вопросы: что будем исследовать, чему будет посвящён урок, ученики, опираясь на предшествующую работу по учебнику формулируют тему урока: «Нашествие персидских войск на Элладу».
Познавательные УУД – через анализ видеоряда, языкового и текстового материала определяют тему урока, вовлекаются в активную познавательную деятельность.
IV. Целеполагание, мотивация постановка проблемного вопроса. (3 мин.)Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Учитель: «Если вы сегодня дружно включитесь в урок, будете оперативно работать, то мы узнаем, почему маленькая Греция победили большую державу Царя царей Персию, которая держала в страхе многие древние народы». (Работа с картой – сравниваем территории Греции и Персидской державы).
Регулятивные УДД – целеполагание.
Коммуникативные УУД - постановка вопросов.
Познавательные УУД - самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.
V. Изучение нового материала. (20 мин.)
- Подготовка эллинов к войне.
Б) Работа с учебником. (с.165) Анализ речи Фемистокла на Народном собрании, ученики отвечают на поставленные учителем вопросы:
- Являлась ли победа при Марафоне разгромом персов? – Нет. Впереди Элладу ждали тяжёлые испытания войны.
- К чему призывал Фемистокл? – Вождь демоса призывал греков прекратить вражду и объединиться, и объединиться. Создать флот.
-Какой союз образовался для борьбы с персами? – Афинский морской союз, в который вошли 30 эллинских государств.
- Сколько триер составили флот греков? – 200 триер.
- Почему греки сознательно не использовали на триерах в качестве гребцов рабов? * – Корабли греки строили на налоги, деньги свободных граждан Афин. Только свободный человек, а не раб способен защитить свою Родину. Рабы всегда готовы к восстанию и могут переметнуться к врагам своих врагов. Греки после реформ Солона осознавали ценность свободы. Поэтому на триерах служили свободные бедные граждане Афин. Так они вносили свой вклад. Этот вывод ученики делают совместно с учителем.
Регулятивные УУД - принимают учебную задачу, организуют себя для работы над вопросами
Познавательные УУД - выбор в тексте главного по вопросу учителя; определяют роль Фемистокла.
Коммуникативные УУД - взаимопомощь и сотрудничество в группе, выслушивание ответов:
корректировка и оценивание, осуществляют смысловое чтение
Личностные: осознание учеником значимости свободы личности и гражданина, провести параллель с современностью (гражданским долгом служения в армии и защиты Родины)
*Этот материал один из этапов на уроке, направленный на антикоррупционное воспитание учащегося, через формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины.
2. Работа с учебником. (с.166) найти ответ на вопрос в тексте: «В сравнении с армией Греции из кого была набрана армия Ксеркса?» - «Большая часть воинов Ксеркса была набрана из покорённых народов. И интересы персидского царя им были чужды. А персидский флот состоял из финикийских и египетских кораблей».
3. Бой в Фермопильском ущелье. * (просмотр видеоролика из презентации). Класс перед просмотром делится на 3 группы – по рядам. У каждой группы свой вопрос, на который она отвечает, опираясь на материал презентации и учебника с.166-167) Дополняют его учащиеся ряда. Беседа. Это трагическая страница для эллинов в истории греко-персидских войн.
- Почему все попытки персов овладеть ущельем ни к чему не привели? – Проход был очень узким, а объединённое войско под командованием спартанского царя Леонида заняло Фермопильское ущелье и преградило путь врагу. Начальники персидских отрядов кнутами гнали воинов в теснины. Персы несли тяжёлые потери. (1 группа)
- Чем и почему закончилось Фермопильское сражение? – Греки несмотря на героизм в битве сражение проиграли из-за предательства некоего Эфиальта, местного жителя, который на третий день пришёл к царю и за награду показал врагам обходную тропу, ведущую через горы. Ксеркс обрадовался и послал отряд в тыл защитникам Фермопил. (2 группа)
В беседу включается весь класс. - Какую цель преследовал Эфиальт? – Он не думал о Родине. Он думал о своей наживе. Цель корыстная, постыдная. Это сделка со своей совестью. У него нет совести. Его вознаграждение стоило жизни защитникам Фермопил (300 спартанцам) и жителям Средней Греции (Аттики). Его имя навсегда покрыто позором. А 300 спартанцев совершили подвиг, оставшиеся в веках.
-Почему все смертельные ранения у спартанцев были не в спину, а в грудь? – Спартанские воины встречали опасность лицом, а не поворачивались к ней спиной, они не бежали с поля боя. «Ломались мечи и копья – спартанцы дрались руками и зубами, пока не погибли все до единого».
*Этот материал один из этапов на уроке, направленный на антикоррупционное воспитание учащегося, через формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины. Формирование морально-нравственных принципов, совести и чести, бескорыстности. Осознание того, что подлость и предательство может обернуться гибелью народа и Родины. Проводя параллель прошлого и настоящего, ученики убеждаются, что у предательства нет срока давности.
Слова учителя: это поражение обернулось моральной победой. Оно сплотило греков и показало преимущество греков перед лицом смертельной опасности и возможность сражаться против, казалось бы, бесчисленного войска царя Ксеркса, свободных греков за свободу своей Родины и победить в дальнейших битвах (Саламинском морском сражении и при Платеях) и в войне в целом.
Регулятивные УУД - принимают учебную задачу, организуют себя для работы над вопросами
Познавательные УУД - выбор в тексте главного по вопросу учителя; определяют роль Эфиальта и Леонида, который отпустил союзников, сохраняя им жизнь и бился своим отрядом
Коммуникативные УУ - взаимопомощь и сотрудничество в группе, выслушивание ответов:
корректировка и оценивание, осуществляют смысловое чтение.
Личностные: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Учатся осознанно делать, как поступать, в т. ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор. извлекая из истории уроки прошлого.
4. Продолжение работы по заполнению таблицы (окончить таблицу дома). На слайде презентации таблица. Не заполненные графы делаются дома.
Дата | сражение | Результаты сражения | Причины победы/ поражения |
490 г. До н.э. | Марафонская битвы | Победа греков | Все способные сражаться встали в строй (10000 воинов) Стратег Мильтиад хорошо знал военные приёмы персов. Безумная отвага эллинов. Преимущество фаланги. |
480 г. до н.э. | Фермопильское сражение | Победа персов | Предательство Эфиальта |
480 г. до н.э. | Саламинская битва | Победа греков | |
479 г. До н.э. | Битва при Платеях | Победа греков | Опытный полководец Павсаний |
Регулятивные УУД - принимают учебную задачу, организуют себя для работы с таблицей.
Познавательные УУД - выбор в тексте материал для заполнения граф таблицы.
5. Итоги греко-персидский войн: (формулируются классом):
- Греки победили и отстояли свою независимость
- Возвышение Афин в Афинском морском союзе
- Расцвет культуры и искусства
Регулятивные УУД - принимают учебную задачу, организуют себя для работы над вопросом
Коммуникативные УУД - взаимопомощь и сотрудничество, выслушивание ответов:
Корректировка своего ответа и оценивание ответа одноклассников.
VI.Закрепление материала и ответ на проблемный вопрос. (5 мин.)- Почему Леонид и его воины попали в тяжёлое положение? – Среди греков нашёлся предатель, который провёл врага в тыл спартанцев.
- Какое значение имели эти крупные военные сражения? - В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.
- Почему маленькая Греция победили большую державу Царя царей Персию, которая держала в страхе многие древние народы? - Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.
Познавательные УУД - устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, делают выводы.
Коммуникативные УУД - высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.
VII. Подведение итогов урока и информация о домашнем задании (3 мин.)
- Выставление отметок за работу в классе. Поощрение наиболее активных учеников.
2. Объяснение домашнего задания. (последний слайд презентации) §35, доделать таблицу в тетради, задания №1-4; лабиринт: опишите по рисунку «Бой в Саламинском проливе» с.168.