Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока по истории Древнего мира
(антикоррупционное образование и формирование нравственной позиции учащегося 5 класса)

Нашествие персидских войск на Элладу

Тимошенко Анна Владимировна,
учитель истории ГБОУ школа № 333
Невского района Санкт-Петербурга
 
Урок №40
Цели и планируемые результаты:
Образовательные (познавательные):
  • Обобщить, систематизировать и закрепить знание предыдущей темы «Марафонская битва»
  • Познакомиться с материалом заключительного этапа греко-персидских войн, изучить более подробно битву в Фермопильском ущелье
  • Усвоить новые понятия (триера, Гвардия)
  • Формировать умения работать с исторической картой, картой-схемой, историческим источником, иллюстративным материалом, заполнить таблицу
  • Выявить истоки победы греков над персами и значение этой победы для Эллады и истории развития культуры и искусства
Регулятивные:
  • Осуществляют самоконтроль, целеполагание
  • Осознают, каким должен быть конечный результат работы, соотносят с поставленными целями и осуществляют коррекцию своих ошибок
Коммуникативные:
  • Излагают своё мнение, аргументируют его и подтверждают фактами
  • Корректируют своё мнение под воздействием контраргументов
  • Организуют работу в паре, группе (самостоятельно распределяют роли, вырабатывают решения)
  • Понимают позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в диалоге между собой, в диалоге с автором текста)
Личностные:
  • Формирование осознания ответственности за собственные знания
  • Формирование у учащегося основы социальных компетенций (ценностно - смысловые установки, моральные нормы)
  • Формирование собственной мировоззренческой позиции
  • Формирование у учащегося собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям
  • Выбирать, как поступать, в том числе в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.
  • извлекая из истории уроки прошлого
  • Основные понятия, даты, исторические персоналии:
    Фемистокл - афинский государственный деятель (вождь демоса) и полководец периода греко-персидских войн (500–449).
    Леонид – спартанский царь, правил в 491-480 гг. до н.э., погибший в сражении в Фермопильском ущелье (с греческого имя означает льву подобный)
    Триера – греческое боевое судно, с тремя ряжами вёсел, за которыми сидели нищие греки.
    480 год до н. э. – начало вторжения персов в Элладу.
    Геллеспонт -  пролив между европейским полуостровом Галлиполи (Турция) и северо-западом Малой Азии.
    Фермопильское ущелье – узкое ущелье представляло собой единственную дорогу из Фессалии в Локриду и вообще в Среднюю Грецию. Фермопилы (с греческого) -  Горячие врата.
    Битва при Фермопилах – 480 год до н. э.
    Гвардия – это особая часть армии, личная часть Царя.
    Остров Саламин – остров недалеко от Афин, в 480 г. До н.э. здесь произошло морское сражение
    497 г. До. Н.э. – битва при Платеях.
    Афинский морской союз – 30 эллинских государств создали союз во главе Афин для совместной борьбы с персами
    Крылатые выражения: «Со щитом или на щите»
    Тип урока: комбинированный
Образовательные ресурсы:
  • Учебник А.А. Вигасин Г.И. Годер И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений, издательство «Просвещение» - 2016 г. (у каждого ученика)
  • Атлас издательство «Дрофа» - 2016 (у каждого ученика)
  • Карта Древней Греции V в. До н.э.
  • Г.И. Годер История Древнего мира рабочая тетрадь, ч.1, М. Просвещение 29014 (распечатка с.24-26. Задания №34-35)
  • К.В. Волкова УМК. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира к учебнику А.А. Вигасин Г.И. Годер И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» для 5 класса» Издательство «Экзамен» Москва 2010
  • Арсланова О.В., соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 кл. – 3-е изд., перабот. и доп. – М.: ВАКО, 2007- (В помощь школьному учителю)
Интернет ресурсы:  Оборудование:
  • цифровой проектор, ноутбук,
  • презентация «Нашествие персов на Элладу»
  • нарезка видео фрагментов из фильма «300 спартанцев»
  • карточки с заданиями
  •  ксерокопия фрагмента трагедии Эсхила «Персы»
  • Иллюстративный материал
Этапы урока
I. Организационный момент. (1 мин.)Приветствие учителя.
Организация учеников, проверка готовности к уроку. Задача этапа: дисциплинировать класс, сосредоточить внимание учащихся на учителе. быстрое Формируемые УУД - включен в деловой ритм урока.
Учитель вместе с учениками обозначает пройденный материал урока №39.

II. Актуализация знаний: проверка домашнего задания по теме «Начало греко-персидских войн. Марафонская битва». Закрепить материал и подвести к изучению нового. (10 мин)
  1. Причины войны. Сравнить за что боролись греки, за что боролись персы.
  2. Объяснить значение слов: стратег, фаланга.
  3. С каким требованием явились в города Эллады послы Дария I? Что оно означало? Как ответили афиняне, и как ответили персы?
  4. Когда и с чего началась Марафонская битва и чем она закончилась?
  5. Почему спартанцы не участвовали в битве?
  6. Какое состязание проводиться в память о быстроногом эллине, принесшим весть афинянам о победе?
  7. Поработайте с датами (работа в тетради, взаимопроверка результата): когда греки будут праздновать 2500 лет, прошедших со дня победы при Марафоне?
Регулятивные УУД- контроль знаний предыдущего урока
 
III. Определение темы урока. (3 мин.)Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока (показать слайд-шоу с переходом персов через Геллеспонт -  пролив между европейским полуостровом Галлиполи (Турция) и северо-западом Малой Азии.  На с.166 ученики самостоятельно находят фразу итога этой переправы: «Огромное войско вторглось в Северную Грецию».
Вступая в диалог с учителем, отвечая на его вопросы: что будем исследовать, чему будет посвящён урок, ученики, опираясь на предшествующую работу по учебнику формулируют тему урока: «Нашествие персидских войск на Элладу».
Познавательные УУД – через анализ видеоряда, языкового и текстового материала определяют тему урока, вовлекаются в активную познавательную деятельность.

IV. Целеполагание, мотивация постановка проблемного вопроса. (3 мин.)Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Учитель: «Если вы сегодня дружно включитесь в урок, будете оперативно работать, то мы узнаем, почему маленькая Греция победили большую державу Царя царей Персию, которая держала в страхе многие древние народы». (Работа с картой – сравниваем территории Греции и Персидской державы).
Регулятивные УДД – целеполагание.
Коммуникативные УУД -  постановка вопросов.
Познавательные УУД - самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

V. Изучение нового материала. (20 мин.)
  1. Подготовка эллинов к войне.
А) Просмотр видеоролика о построении афинянами флота (3 мин)
Б) Работа с учебником. (с.165) Анализ речи Фемистокла на Народном собрании, ученики отвечают на поставленные учителем вопросы:
- Являлась ли победа при Марафоне разгромом персов? – Нет. Впереди Элладу ждали тяжёлые испытания войны.
- К чему призывал Фемистокл? – Вождь демоса призывал греков прекратить вражду и объединиться, и объединиться. Создать флот.
-Какой союз образовался для борьбы с персами? – Афинский морской союз, в который вошли 30 эллинских государств.
- Сколько триер составили флот греков? – 200 триер.
- Почему греки сознательно не использовали на триерах в качестве гребцов рабов? * Корабли греки строили на налоги, деньги свободных граждан Афин. Только свободный человек, а не раб способен защитить свою Родину. Рабы всегда готовы к восстанию и могут переметнуться к врагам своих врагов. Греки после реформ Солона осознавали ценность свободы. Поэтому на триерах служили свободные бедные граждане Афин. Так они вносили свой вклад. Этот вывод ученики делают совместно с учителем.
Регулятивные УУД -  принимают учебную задачу, организуют себя для работы над вопросами
Познавательные УУД - выбор в тексте главного по вопросу учителя; определяют роль Фемистокла.
Коммуникативные УУД - взаимопомощь и сотрудничество в группе, выслушивание ответов:
корректировка и оценивание, осуществляют смысловое чтение
Личностные: осознание учеником значимости свободы личности и гражданина, провести параллель с современностью (гражданским долгом служения в армии и защиты Родины)  
*Этот материал один из этапов на уроке, направленный на антикоррупционное воспитание учащегося, через формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины.

2.  Работа с учебником. (с.166) найти ответ на вопрос в тексте: «В сравнении с армией Греции из кого была набрана армия Ксеркса?» - «Большая часть воинов Ксеркса была набрана из покорённых народов. И интересы персидского царя им были чужды. А персидский флот состоял из финикийских и египетских кораблей».
3. Бой в Фермопильском ущелье. * (просмотр видеоролика из презентации).  Класс перед просмотром делится на 3 группы – по рядам. У каждой группы свой вопрос, на который она отвечает, опираясь на материал презентации и учебника с.166-167) Дополняют его учащиеся ряда. Беседа. Это трагическая страница для эллинов в истории греко-персидских войн.
- Почему все попытки персов овладеть ущельем ни к чему не привели? – Проход был очень узким, а объединённое войско под командованием спартанского царя Леонида заняло Фермопильское ущелье и преградило путь врагу. Начальники персидских отрядов кнутами гнали воинов в теснины. Персы несли тяжёлые потери. (1 группа)
- Чем и почему закончилось Фермопильское сражение? – Греки несмотря на героизм в битве сражение проиграли из-за предательства некоего Эфиальта, местного жителя, который на третий день пришёл к царю и за награду показал врагам обходную тропу, ведущую через горы. Ксеркс обрадовался и послал отряд в тыл защитникам Фермопил. (2 группа)
В беседу включается весь класс. - Какую цель преследовал Эфиальт? – Он не думал о Родине. Он думал о своей наживе. Цель корыстная, постыдная. Это сделка со своей совестью. У него нет совести. Его вознаграждение стоило жизни защитникам Фермопил (300 спартанцам) и жителям Средней Греции (Аттики). Его имя навсегда покрыто позором. А 300 спартанцев совершили подвиг, оставшиеся в веках.
-Почему все смертельные ранения у спартанцев были не в спину, а в грудь? – Спартанские воины встречали опасность лицом, а не поворачивались к ней спиной, они не бежали с поля боя. «Ломались мечи и копья – спартанцы дрались руками и зубами, пока не погибли все до единого».
*Этот материал один из этапов на уроке, направленный на антикоррупционное воспитание учащегося, через формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины. Формирование морально-нравственных принципов, совести и чести, бескорыстности. Осознание того, что подлость и предательство может обернуться гибелью народа и Родины. Проводя параллель прошлого и настоящего, ученики убеждаются, что у предательства нет срока давности.
Слова учителя: это поражение обернулось моральной победой. Оно сплотило греков и показало преимущество греков перед лицом смертельной опасности и возможность сражаться против, казалось бы, бесчисленного войска царя Ксеркса, свободных греков за свободу своей Родины и победить в дальнейших битвах (Саламинском морском сражении и при Платеях) и в войне в целом.
Регулятивные УУД -  принимают учебную задачу, организуют себя для работы над вопросами
Познавательные УУД - выбор в тексте главного по вопросу учителя; определяют роль Эфиальта и Леонида, который отпустил союзников, сохраняя им жизнь и бился своим отрядом
Коммуникативные УУ - взаимопомощь и сотрудничество в группе, выслушивание ответов:
корректировка и оценивание, осуществляют смысловое чтение.
Личностные: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Учатся осознанно делать, как поступать, в т. ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор. извлекая из истории уроки прошлого.
4. Продолжение работы по заполнению таблицы (окончить таблицу дома). На слайде презентации таблица. Не заполненные графы делаются дома.
Дата сражение Результаты сражения Причины победы/ поражения
490 г. До н.э. Марафонская битвы Победа греков Все способные сражаться встали в строй (10000 воинов) Стратег Мильтиад хорошо знал военные приёмы персов. Безумная отвага эллинов. Преимущество фаланги.
480 г. до н.э. Фермопильское сражение Победа персов Предательство Эфиальта
480 г. до н.э. Саламинская битва Победа греков  
479 г. До н.э. Битва при Платеях Победа греков Опытный полководец Павсаний
 
Регулятивные УУД -  принимают учебную задачу, организуют себя для работы с таблицей.
Познавательные УУД - выбор в тексте материал для заполнения граф таблицы.
5.  Итоги греко-персидский войн: (формулируются классом):
- Греки победили и отстояли свою независимость
- Возвышение Афин в Афинском морском союзе
- Расцвет культуры и искусства
Регулятивные УУД -  принимают учебную задачу, организуют себя для работы над вопросом
Коммуникативные УУД - взаимопомощь и сотрудничество, выслушивание ответов:
Корректировка своего ответа и оценивание ответа одноклассников.

 VI.Закрепление материала и ответ на проблемный вопрос. (5 мин.)- Почему Леонид и его воины попали в тяжёлое положение? – Среди греков нашёлся предатель, который провёл врага в тыл спартанцев.
- Какое значение имели эти крупные военные сражения? - В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою неза­висимость.
- Почему маленькая Греция победили большую державу Царя царей Персию, которая держала в страхе многие древние народы? - Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих го­сударств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился неза­урядный талант Фемистокла.
Познавательные УУД - устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, делают выводы.
Коммуникативные УУД - высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.

VII. Подведение итогов урока и информация о домашнем задании (3 мин.)
  1. Выставление отметок за работу в классе. Поощрение наиболее активных учеников.
Регулятивные УУД – оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке.
        2. Объяснение домашнего задания. (последний слайд презентации) §35, доделать таблицу в тетради, задания №1-4; лабиринт: опишите по рисунку «Бой в Саламинском проливе» с.168.



 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»