Ментальные карты как средство реализации
системно-деятельностного подхода в преподавании истории
Кашина Наталья Васильевна
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования второго поколения, по которым строится образовательный процесс в современной школе. Одним из эффективных средств реализации системно-деятельностного подхода, при котором обучающиеся должны уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, является использование метода интеллект-карт (ментальные карты, карты ума, майндмэппинг). Созданная более 50 лет назад британским психологом Тони Бьюзеном технология с каждым годом становится все больше востребованной в образовательном процессе современной школы. Связано это, на наш взгляд, с тем, что на обучающихся увеличивается поток учебной информации, а чтение линейных текстов с каждым годом вызывает сложности, а порой и отторжение восприятия информации у современных школьников.
Сегодня существует довольно много публикаций, где рассматриваются правила составления интеллект-карт, в этой статье я хотела бы остановиться на собственном опыте построения работы с ментальными картами на уроках истории и представить эффективные приемы использования карт на разных этапах урока.
Ментальная карта – это простая и эффективная техника визуализации мышления. Она может использоваться как на разных ступенях обучения, так и на разных предметах, и помогает обучающимся конспектировать сложные темы, анализировать и систематизировать учебный материал, писать эссе, готовить доклады, разрабатывать планы, проекты. Следовательно, ментальные карты – это средство, с помощью которого можно формировать и развивать универсальные учебные действия – основу метапредметных результатов.
Будет неправильным, если учитель даст задание обучающимся составить ментальную карту по какой-либо теме без предварительной подготовки, т.к. у них нет понимания, для чего это нужно делать. Я выделяю следующие этапы в организации работы с ментальными картами:
1. На первом этапе, объясняя новый материал, учитель обращается к ментальной карте как к демонстрационной, опорной таблице, размещая её на доске.
2. На следующем этапе знакомства с ментальными картами обучающиеся вместе с учителем составляют ментальную карту по учебному материалу.
3. Третий этап предполагает самостоятельную работу обучающихся по составлению карты с использованием шаблона учителя и вставкой недостающих элементов.
4. Уже после совместной с учителем работы над ментальной картой можно давать ученикам самостоятельно составить карту по теме.
5. В дальнейшем следует познакомить обучающихся с интернет-инструментами для создания собственных интеллект-карт. Их сегодня много, как платных, так и бесплатных. Например, MindMeister, Coggle, Xmind, Bubbl.us и другие.
Надо заметить, что при работе с ментальными картами можно организовать как индивидуальную работу, так и работу в парах и группах. Свёрнутая информация, представленная в графической форме – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование.
На каких этапах урока можно использовать ментальные карты?
Этап урока | Варианты организации работы с ментальной картой |
1. Актуализация знаний | 1. С опорой на информацию карты ученики вспоминают и повторяют материал. |
2. Открытие новых знаний | 1. Опираясь на интеллект-карту, учитель объясняет новый материал. 2. Имея шаблон учителя, обучающиеся заполняют карту по ходу объяснения или чтения учебного материала, т.о. получается конспект по теме 3. Читая текст учебника, дополняют недостающую информацию на карте 4. Составляют свою карту, работая с учебным материалом самостоятельно 5. Работа в группах. Группа составляет часть карты, например по теме "Либеральные реформы Александра II". Можно одной группе дать задание составить карту по военной реформе, другой – по судебной и т.д., к концу урока объединяем все части карты. |
3. Закрепление изученного | 1. Восстановление интеллект-карты 2. Дополнение недостающих элементов в карту по памяти 3. Составление карты на основе полученных на уроке знаний |
4. Контроль знаний | 1. Заполните пропуски в ментальной карте, используя лист с информацией 2. Составьте ментальную карту, в качестве подсказки используйте лист с информацией |
Кроме вышеперечисленного, интеллект-карты можно задавать в качестве домашней работы, использовать как опору при устных ответах и взаимопроверках при работе в парах.
Метод интеллект-карт дает и ученикам, и учителям огромные возможности в обучении, которые можно использовать на разных типах и формах урока. Обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса, что способствует достижению личностных и метапредметных результатов.