Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Повседневная жизнь петербуржцев в первой половине XIX века

Батунова Наталия Ивановна
6 класс
Цели урока:
обучающие:
- познакомить учащихся с жизнью и бытом петербуржцев в первой половине XIX века;
- показать, что жизнь и быт Петербурга складывались на основе наследия всей России, что современные петербуржцы - хранители этих богатств;
развивающие:
- развивать интерес к истории своего города не только как к школьному предмету, но и как к истории поколений, истории своей страны;
- формировать и развивать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять события первой половине XIX века и сегодняшнего дня;
- развивать умения ориентироваться в культурном пространстве современного города, находить информацию в разных источниках;
воспитывающие:
- прививать любовь к родному городу, сопричастности к родной истории;
- воспитывать бережное отношение к объектам культурного наследия.
Оборудование урока:
Карта Санкт-Петербурга
Фотографии с видами Петербурга в первой половине XIX века
Раздаточный материал для учащихся (текст для чтения, таблица «Верите ли вы, что..», карточки для рефлексии)
Основные термины и понятия:  расцвет русской литературы и искусства, аристократы, особняк, убранство и интерьеры особняков, стиль жизни и поведения, благотворительность, доходный дом, светский образ жизни.
Технологии, применяемые на уроке:
  развития критического мышления (ТРКМ), здоровьесберегающие
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
-Урок  истории и культуры Санкт- Петербурга. Проверьте вашу готовность к уроку.
 -Вы готовы к работе?
-Сегодня нам предстоит работа в группах.
-Вспомним правила успешной работы в группе.
II. Актуализация знаний.
-Возьмите карточку с таблицей «Верите ли вы….» из голубого конверта.
-Заполните ее.
№/№ Высказывание  в начале урока в конце урока
1. Верите ли вы, что от извозчиков требовалось знание грамоты, чтобы они могли название улицы и номер дома прочитать?    
2. Верите ли вы, что наиболее востребованными были каменщики, ремесленники, извозчики, плотники?    
3. Верите ли вы, что главной особенностью Петербурга в  первой половине XIX веке стало строительство доходных домов?    
4. Верите ли вы, что железнодорожные билеты в то время выглядели как небольшая книжечка?    
5. Верите ли вы, что пешеходных дорожек не было, и поэтому, переходя улицу, нужно было быть очень осторожным - того гляди попадешь под колеса какого-нибудь лихача?    
6. Верите ли вы, что в Петербурге впервые в России открылась в 1814 году библиотека для широкой публики?    
7. Верите ли вы, что в первой половине  XIX века в городе было больше 30 перевозных пристаней?    
-Как вы ответили на вопросы в таблице? Кто готов прокомментировать свои  ответы?
Рассмотрите фотографии.
-Что на них изображено? Назовите эти здания.
-Что вы можете о них рассказать?
-Для какой цели они были построены?
-Рассмотрите фотографии. Кто на них изображен?
III. Объявление темы урока.
-Что вам известно о сословиях в Петербурге  начала XIX века.
-Как вы думаете, были в жизни  петербуржцев XIX века  различия в быте?
-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
-Попробуйте сформулировать тему урока.
- Какие цели и задачи мы поставим к уроку истории  и культуры Санкт- Петербурга?
IV. Осмысление новых знаний.
-Возьмите из голубого конверта текст для  самостоятельного чтения.
Текст  для чтения.
«В первой половине XIX в. население увеличилось почти в 2,5 раза. Как и раньше, оно пополнялось в основном за счёт пришлого населения. В начале XIX века население города составляло более 220 тысяч человек. В Петербурге жили дворяне, купцы, ремесленники, военные, мещане, крестьяне, представители духовенства и другие. Среди жителей Петербурга преобладали военные и чиновники. Открывались новые фабрики, на которых применялся исключительно мужской труд. Из деревень приезжали в столицу люди, желающие освоить новую профессию. Наиболее востребованными были каменщики, ремесленники, извозчики, плотники.
В Петербурге начала XIX века движение в центре города было весьма оживленным. В городе было более трехсот специальных стоянок - бирж, как они назывались тогда, для извозчиков.
По сохранившейся статистике в Петербурге в 1815 году было 8102 казенных, 7519 обывательских и 2476 извозчичьих лошадей. По улицам скакали верховые, неслись кареты, украшенные гербами, щегольские коляски и дрожки, английские возки с зонтами, дормезы, кабриолеты, фаэтоны, линейки, тарантайки. Тут же рядом с ними катились нагруженные верхом телеги и фуры. Зимой повсюду скрипели сани, саночки и салазки. Пешеходных дорожек не было, и поэтому, переходя улицу, нужно было быть очень осторожным - того гляди попадешь под колеса какого-нибудь лихача. Извозчики были, как правило, из крепостных крестьян, приходивших в город, чтобы заработать денег на оброк. От извозчиков требовалось знание грамоты, чтобы они могли название улицы и номер дома прочитать. Но требование это соблюдалось с трудом - грамотных среди крестьян было мало. Проезд на извозчике стоил дорого - 80 копеек. Примерно столько же составлял дневной заработок мелкого чиновника. Поэтому горожане предпочитали ходить пешком.
С лета 1830 года в Петербурге появились «городские кареты, известные в Париже под названием омнибус, для доставления небогатой, то есть многочисленной части нашей публики», с помощью которых можно было «за небольшую плату посещать загородные места». В карете на сидячих местах помещались 6 человек, столько же помещались на империале.
Люди состоятельные, имея свой выезд, ни омнибусами, ни извозчиками не пользовались. Красота лошадей, экипажа и упряжи была предметом особой заботы, и часто лошади, карета, кучер, форейтор стоили немалых денег. Ездили в Петербурге очень быстро, что было подмечено Гоголем.
Не меньше, чем экипажей на улицах, в Петербурге на реках и каналах было самых разных лодок. Мостов в городе не хватало, наплавные мосты в бурную погоду снимали, и тогда сообщение между берегами прекращалось. В городе было больше 30 перевозных пристаней. За перевоз взималась плата по таксе.
Главной особенностью Петербурга в XIX веке стало строительство доходных домов. Сдача квартир внаем приносила домовладельцам огромные прибыли, доход (отсюда и название этих домов). Обычно дом включал несколько корпусов. Лицевой корпус выходил фасадом на улицу, в глубине участка возводились внутренние дворовые флигели.
Планировка квартир в доходных домах была разнообразной – от огромных барских до скромных, в одну-две комнаты. Квартиры для состоятельных жильцов располагались в лицевых корпусах, с окнами на улицу. Эти квартиры имели две лестницы – парадную и черную.
Парадные лестницы оформлялись нарядно, с витражами в окнах, лепниной, красивыми перилами. Для обогрева часто имелся камин. Черными лестницами пользовалась прислуга, торговцы. В дворовых флигелях размещались небольшие дешевые квартиры.
Петербург был не только самым культурным, но и самым модным городом страны. Именно Петербург стал лидером по производству и оказанию модных услуг.
С появлением железнодорожного сообщения петербуржцы начали ездить в поездах. Обычно эти путешествия были исключительно деловыми. Железнодорожные билеты в то время выглядели как небольшая книжечка, куда вклеивалась фотография пассажира и указывался пункт назначения. В XIX веке автомобили могли позволить себе только самые богатые люди. Для сравнения, пуд хлеба стоил 2 рубля, а автомобиль – 7 тысяч рублей.
Этот же период - и время бурного развития общественной и культурной жизни Санкт-Петербурга. Первые десятилетия XIX века - время расцвета русской литературы. С Петербургом первой половины XIX столетия связана жизнь Пушкина и многих других русских писателей. В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, К. Н. Батюшков, А. С. Грибоедов жили и творили в это время в Петербурге.
В Академии художеств, ставшей центром искусств города, учились и преподавали известные русские художники, скульпторы и архитекторы. Имена К. П. Брюллова, С. Ф. Щедрина, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина тесно связаны с Петербургом того времени.
В городе работала певческая капелла, которую возглавлял композитор Д. С. Бортнянский. В это время в Петербурге жил и работал М. И. Глинка. Был открыт Оперный театр, в котором впервые была поставлена опера Глинки «Жизнь за царя».
Открылись для публики Эрмитаж и Румянцевский музей. В Петербурге впервые в России открылась в 1814 году библиотека для широкой публики. В 1830-1840 годах в библиотеке было уже около полумиллиона книг. Работали в библиотеке И. А. Крылов, А. Н. Оленин, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. И. Гнедич.
Петербург был и остается самым современным городом страны».
По ходу чтения прошу вас делать пометки.
Маркировочные знаки:
  • — информация, которая уже была известна тебе;
+ -новая информация ;
? -информация, которую ты не понял.
Представители от групп знакомят с результатами работы группы.
V.Физкультминутка.
Музыкальная пауза.
VI. Продолжение работы по теме урока.
-Какие новшества были введены в Петербурге? Какие из них дошли  до нашего времени?
1)  Назовите первую железную дорогу Петербурга.
2) Какой вокзал был построен первым?
1) Как жили дворяне?
 По представленным в группе фотографиям попробуйте составить рассказ о жизни дворян.
Роскошные дворцы и особняки знати располагались в основном на Невском проспекте, на Миллионной улице, на Дворцовой и Английской набережных. Крупные чиновники и богатые купцы заселяли в основном берега Фонтанки и левый берег Мойки.
Основным видом жилья богатых горожан были особняки. Фасады домов выстраивались в «красную линию». Парадные апартаменты располагались обычно на 2 этаже. Комнаты шли анфиладой, одна за другой: гостиная, столовая, «зала», библиотека, диванная, бильярдная и др.
Парадные лестницы украшали цветные витражи, ковры. В интерьерах дворцов были паркетные полы, расписные потолки с лепниной. Большие зеркала. Мебель выполнялась из разных сортов дерева.
Во дворе были конюшни, каретная, склады, погреба, флигели для прислуги. В центре города богатые семьи снимали доходные дома «барские квартиры». Часто такая квартира занимала целый этаж и имела два выхода: на парадную лестницу (для господ) и на «черную» (для прислуги, доставки воды и дров).
-Представители от групп делают сообщение о жизни дворян  века.
- Какие здания вам известны?
 Как вы думаете, существовала ли в первой половине XIX века в Петербурге современная проблема дорогого и дешевого жилья?
- Честное имя дворянина не подвергалось сомнению, а кто нарушал его… (продолжите предложение)
(его презирали, не принимали в обществе, за честь семьи дрались на дуэлях)
3) Какие районы города не являлись аристократическими?
На ваш взгляд, справедливо или нет мнение:
«Петербуржцы первой половины XIX века отличались от нас, жителей XXI века, всем: составом населения, благоустройством жизни, бытом, стилем поведения, одеждой, и ничего из прошлой жизни горожан до нашего времени не дошло»? Обоснуйте свою точку зрения.
-Что особенно вам запомнилось о жизни петербуржцев в первой половине XIX века?
VII. Рефлексия
-Прошу вас повторно заполнить таблицу»Верите ли вы…»
№/№ Высказывание  в начале урока в конце урока
1. Верите ли вы, что от извозчиков требовалось знание грамоты, чтобы они могли название улицы и номер дома прочитать?    
2. Верите ли вы, что наиболее востребованными были каменщики, ремесленники, извозчики, плотники?    
3. Верите ли вы, что главной особенностью Петербурга в  первой половине XIX веке стало строительство доходных домов?    
4. Верите ли вы, что железнодорожные билеты в то время выглядели как небольшая книжечка?    
5. Верите ли вы, что пешеходных дорожек не было, и поэтому, переходя улицу, нужно было быть очень осторожным - того гляди попадешь под колеса какого-нибудь лихача?    
6. Верите ли вы, что в Петербурге впервые в России открылась в 1814 году библиотека для широкой публики?    
7. Верите ли вы, что в первой половине  XIX века в городе было больше 30 перевозных пристаней?    
 
-На что вы обратили внимание при повторном заполнении таблицы?
-Что вас удивило?
Прием « Незаконченные предложения»:
  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу……
  6. меня удивило…
  7. урок дал мне для жизни…
  8. мне захотелось…
VIII. Итог урока.
Достигли ли вы поставленной перед собой цели?
 Какая информация отложилась у вас в памяти?
-Чему учились на уроке?
-Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
- Что было для вас самым трудным на уроке?
- Оцените работу вашей группы.
- На что следует обратить внимание?
Дайте оценку работы вашей группы.
-На что вы обратили внимание?
IX. Домашнее задание
Подготовить сообщение ( по выбору):
  1. Особняк Н.П. Румянцева
  2. Дом В. Ф. Гагариной
  3. Михайловский дворец
X.Организованное окончание урока.
Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!
Урок окончен.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»