Методическая разработка школьной конференции
Гроза двенадцатого года через призму науки
Романова Татьяна Ивановна,
учитель истории ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
учитель истории ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Война двенадцатого года настала.
Кто же нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский Бог?
А.С. Пушкин
Цель: создать условия для рассмотрения Отечественной войны 1812 года войны через призму наук – астрономии и геофизики, математики и экономики, военного дела.Кто же нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский Бог?
А.С. Пушкин
Задачи:
а) образовательные: расширить знания по теме за счет привлечения Интернет
ресурсов;
б) развивающие: способствовать развитию навыков исследования
в изучении проблемы, в работе с документами; развивать умение анализировать новый материал;
в) воспитательные: прививать интерес к истории как к науке, воспитывать
уважение к родной истории, развивать патриотические чувства гордости за свое Отечество
Планируемые результаты: учащиеся научатся
- сотрудничать в группе, обмениваться знаниями между членами группы;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира учащихся;
-обобщать информацию из различных источников;
- находить различные варианты решения поставленных проблем.
Формы организации деятельности: коллективная.
Место проведения: актовый зал лицея
Участники: учащиеся 8-11-х классов
Этапы конференции | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Подготовительный | Учащимся были предложены темы для подготовки их презентации на конференции. Каждую тему получили два класса. Определен учитель-куратор. ТЕМЫ: 1. Комета – предвестник опасности или… Какую комету видел Пьер Безухов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир?» Что такое комета? Какая знаменитая комета часто изображалась в истории, где и когда? Существует ли кометная опасность? В чем она выражается? Какие кометы мы можем наблюдать осенью 2012 г. с помощью наших телескопов (LX-200 и диаметр зеркала 304 мм и ETX-800 диаметром 80 мм)? Куратор – учитель физики 2. Роль «генерала Зима» в поражении Великой Армии Когда в 1812 г. в России выпал первый снег? Каковы были морозы во время отступления французов? Какие геофизические катастрофы имели место на Земле во время наполеоновских войн 1812-1815 гг? Оказали ли они какое-либо влияние на их ход? Куратор – учитель биологии 3. Коммуникации в русской армии и армии Наполеона Меры длины и веса Что такое дюйм, вершок, линия, миля, лье, туаз, фут, фунт, пуд, сажень, четверть? Сколько времени уходило на путешествие из СП-га в Москву: на почтовых, по казенной надобности? Какое устройство использовала армия Наполеона для быстрой связи между Парижем и Москвой? Кураторы – учитель математики и учитель истории 4. Вооружение русской армии и армии Наполеона Рода войск, оснащение Каковы дистанции стрельбы из ружей и орудий 1801-1815 гг? Почему даже при плотном огне пехота действовала сомкнутым строем и колоннами? Как пехота защищалась от кавалерии? Куратор – учитель ОБЖ, руководитель зарничного отряда 5.Наполеон Бонапарт В чем популярность Наполеона в войсках, позволившая ему без единого выстрела дойти до Парижа в 1815 г? Какие результаты деятельности и идеи Наполеона используются в современной цивилизации? Отражение личности Наполеона Бонапарта в литературе. Кураторы – учитель истории и литературы 6. Экономика «объединенной армии» и бюджет России накануне 1812 года Бюджет России накануне войны 1812. Каково экономическое бремя войны 1812 г. Как работала экономика «объединенной Европы» под контролем Наполеона? Куратор – учитель географии 7. Отражение темы «Отечественная война 1812 г.» в архитектуре и изобразительном искусстве Санкт-Петербурга Куратор – учитель ИСПб 8. Музыкальное оформление Увертюра Чайковского «1812 год». Стихи Иванчина-Писарева «Надпись на поле Бородинском» (написаны в 1813 году). Романс «Генералам 1812 года» из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово» на ст. М. Цветаевой, муз. А. Петрова Кураторы – учитель музыки, руководитель Школьного театра |
Сбор материала, систематизация, подготовка презентаций, творческих выступлений |
Мотивация деятельности учащихся | Слова ведущего. В 2012 году, объявленным президентом РФ Годом истории, наша страна отмечала 200-летие Отечественной войны 1812 года. Историю Отечественной войны 1812 года продолжают изучать и осмысливать ученые, историки России и Европы, Азии и Америки, стремясь разгадать «русский феномен»: почему одна из лучших европейских армий, армия Наполеона, покорившая почти всю Европу, потерпела столь жестокое поражение в войне с Россией? Сегодня на нашей школьной конференции мы тоже попытаемся приподнять завесу над этим вопросом. |
|
Ход конференции | Слова ведущего.2 сентября 2012 года на Бородинском поле прошли юбилейные торжества, в которых приняли участие около 100 тысяч человек, приехавших сюда, чтобы ощутить свою причастность к героическому прошлому Российского государства. Кульминацией праздника стала военно-историческая реконструкция эпизодов Бородинского сражения на плац-театре западнее села Бородина. Открывает конференцию слайд-шоу реконструкции на Бородинском поле. Звучит увертюра Чайковского «1812 год». |
|
«Связки» ведущего, предоставление возможности раскрыть заранее предложенные темы. | Презентация собранного материала учащимися, чередуемые с творческими выступлениями | |
Рефлексия | Проводится в форме викторины. Командам – знатокам от каждого класса предлагаются вопросы из трех разделов:
|
Ответы учащихся. Команда, которая первая поднимает карточку (у каждой команды свой цвет), получает балл за правильный ответ. Победители определяются по сумме набранных баллов. |
Заключительный. | Подведение итогов конференции. Выдача грамот. |
Открытый микрофон. Мнения учащихся о конференции. |