Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Развитие познавательной мотивации на уроках истории и культуры Санкт Петербурга

Батунова Наталия Ивановна
 
Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании и искусном применении
всего того, что знаешь.
А. Дистервег  
В современном российском обществе, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Но есть другие дети, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай».
 Как разбудить врожденную потребность в познании в таких детях? Как заинтересовать их постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок будет учиться хорошо не потому, что за плохую «оценку» ругают родители, но потому, что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, активно стремящуюся к самореализации. Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности.
Многие учащиеся не могут или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником на уроках истории и культуры Санкт- Петербурга, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не умеют устанавливать причинно-следственные связи. Данные факты говорят о том, что надо искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности. Результативная познавательная деятельность способствует формированию целеустремленной личности, которая готова работать и воспринимать все новую и новую информацию; способна адекватно и ответственно подходить к решению важных жизненных обстоятельств; и ,конечно же, реализовывать свои возможности.
Педагогическая деятельность  на уроках истории и культуры Санкт- Петербурга должна быть направлена на формирование творчески мыслящей личности, способной к самообразованию, саморазвитию и самовыражению. Поэтому на уроках истории необходимо учить ребят слушать и слышать, уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; активно и творчески работать; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу и проявлять свою индивидуальность.
Каждому педагогу необходимо учитывать тот факт, что учащиеся разных возрастных категорий, будут по-разному проявлять активность на уроке. Старшеклассники обычно проявляют свою активность с волевой и интеллектуальной стороны, а для младших школьников активность опосредуется эмоциональной окраской, которая во многом зависит от установки учителя. Соответственно можно говорить об уровнях познавательной активности.
Познавательная пассивность — характеризуется отсутствием желания учиться. Нужен постоянный контроль и напоминание учителя. Здесь учитель должен проявлять терпение: давать время на обдумывание, не перебивать ученика во время ответа; стараться установить добрые отношения.
Активный уровень — характеризуется наличием активности, но только в эмоционально-привлекательных учебных ситуациях. Знания, умения и навыки не имеют системного характера. В этом случае учителю необходимо уметь поддерживать активность ученика на протяжении всего урока.
 Исполнительно-активный уровень — характеризуется стабильностью и постоянством знаний, высоким уровнем учебной мотивации, готовностью к решению проблемных задач и ситуаций. В данном случае учитель должен уметь не допускать скуки на уроке и поддерживать высокий уровень познавательной активности. Использовать активные методы: «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссии и дебаты и т.д.
Творческий уровень — характеризуется готовностью школьников самим ставить задачи и находить поиск их решений. В этом случае учитель должен уметь создать творческую атмосферу. У одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность может резко изменяться, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. педагогических методов и приёмов, помогающих переходу учащихся с одного уровня познавательной активности на другой, способствует и повышению профессионализма самого учителя.
В работе необходимо учитывать возрастные особенности, познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей. В обучении истории   и культуре Санкт- Петербурга разноуровневая дифференциация имеет особое значение.  Поэтому учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания. В процессе обучения дифференциация осуществляется, прежде всего, через применение разноуровневых заданий для учащихся, выполняемых на уроке с целью закрепления знаний, в качестве контрольных заданий на зачетах, контрольных работах. Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по истории. В процессе управления учитель ищет способы, как направлять, корректировать работу учеников, вовремя приходить на помощь отстающим.
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Наиболее распространенные из них являются:
уроки-«погружения»;
уроки — пресс-конференции;
уроки-соревнования;
 уроки типа КВН;
театрализованные уроки;
 уроки-консультации;
уроки с применением ИКТ;
уроки с групповыми формами работы;
 уроки творчества;
уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся;
уроки-зачеты;
уроки — творческие отчеты;
уроки-конкурсы;
 бинарные уроки;
уроки- обобщения;
уроки-фантазии;
 уроки-игры;
 уроки-«суды»;
уроки-лекции «Парадоксы»;
уроки-диалоги;
 уроки — ролевые игры;
уроки-конференции;
 уроки-экскурсии;
интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой.
Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.
Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект — субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога. Широкое применение проблемно — задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций). В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.
Виды ситуаций:
 - ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);
- ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
- ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;
- ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;
 - ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;
- ситуация - ученик по очереди и в индивидуальном порядке работает с другими учениками класса или учебной группы под общим руководством учителя. В этом случае учащийся работает попеременно то, как учитель, то, как ученик.
Коллективный способ организации обучения предполагает такую организацию учебной работы, которая является коллективной по существу, так как в этом случае все обучают каждого, а каждый всех; знания каждого зависят от знаний других членов группы и являются общей ценностью.
Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению истории родного города. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка.
Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках:
 - тематические презентации,
- теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме,
 - видеофрагменты и видеосюжеты,
- карты,
- картосхемы,
- таблицы.  
Эффективным для активизации познавательных интересов учащихся является использование интерактивных карт. Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения истории.
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат — всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями.
Учащиеся, самостоятельно создавая презентации, посвященные любимому городу и его истории, осваивают работу с компьютером, причем одну из самых распространенных сейчас программ Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий. Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент приобретения навыков тому, как его выполнить. Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.
Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательным и потребностями — желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.
Мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно — ориентированного развивающего подхода. Учитель должен постоянно находится в поиске новых технологий обучения на уроках истории родного города. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а, следовательно, хороших знаний.
С использованием активных методов обучения повышается  интерес у ребят к предмету, обеспечивается объективность в оценке знаний учащихся, снижается трудоемкость процесса составления контрольных работ и экзаменационных материалов.
Невозможно представить себе повышение эффективности обучения истории без развития у учащихся стойкого познавательного интереса к предмету. Используя разнообразные методы, приемы и средства обучения, можно добиться качественного и прочного усвоения знаний, сформировать необходимые умения и навыки, выработать у учащихся четкую гражданскую позицию. На уроках надо стараться создать ситуацию успеха, одобрения, доброжелательности, поддержки, чтобы не наносить ущерба достоинству личности подростка. Необходимо заинтересовать ребят, побудить их самостоятельно работать над дополнительным источником, сделать сообщения, доклады, написать рефераты, решить какую - либо проблему. К сожалению, не всегда хватает времени на уроке, чтобы не только преподнести весь необходимый материал, но и провести работу по его закреплению и отработке навыков самостоятельной работы обучающихся.
И все-таки я думаю, мое стремление развивать познавательный интерес к истории через использование ИКТ имеет свои положительные результаты.
Обогащение уроков истории и культуры Санкт- Петербурга средствами, методами, приемами познавательной деятельности развивает познавательный интерес обучающихся и способствует более глубокому усвоению учебного материала. Организация учебно-воспитательного процесса ориентирована на формирование у учащихся умений и навыков познавательной деятельности, что способствует достижению высоких результатов.
Цель использования активных методов обучения – познание своего жизненного пространства, умение ориентироваться в культурном пространстве города, востребовать его культурный потенциал, осознание ценности, значимости наследия Санкт-Петербурга, восприятие его как часть всемирного и российского культурного наследия, умение самостоятельно находить информацию об объектах. В процессе работы у учащихся формируется  познавательная активность,  интерес к изучению предмета, самостоятельная познавательная деятельность по изучению Санкт-Петербурга, его истории и культуры.
Средства, используемые на уроке, позволяют усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала, построить индивидуальные образовательные траектории учащихся, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Одним из продуктивных путей преобразования современной школы, устранения противоречия между быстро растущим объёмом знаний и возможностью их усвоения является интеграция. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.
Список литературы:
  1. Иоффе А.Н. Мотивации в обучении истории и обществознанию // Преподавание истории в школе. – 2009. – №6.
  2. Канарская О.В. Теоретические основы формирования положительной учебной мотивации (инновационный подход). СПб. – 2002.
  3. . Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-иторическое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. М. : Academia, 2007
  4. . Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. — Минск : Изд-во Университетское, 1990.
  5. 14. М.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактические аспекты / Ю.К. Бабанский. М. : Педагогика, 1977.
  6. Балаев A.A. Активные методы обучения / A.A. Балаев. — М. : Просвещение, 1986.
  7.  Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной // Изучение мотивации поведения и подростков : сб. ст. М. : Педагогика, 1972.
  8. Маркова А.П. и др. Формирование мотивации учения.- М.:Просвещение,1990
  9. Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации.// муниципальное образование: инновации и экперимент.2012.-№1.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»