Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка обобщающего урока истории в 5-м классе

Путешествие в Древнюю Грецию

(в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Федотова Елена Геннадьевна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ 158
          Урок направлен на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода. Учащиеся 5 классов на уроке совершают путешествие в Древнюю Грецию в сопровождении музы истории Клио. Содержание урока четко направлено на формирование личностных результатов. Для чего материал урока представлен в деятельной форме. А также  содержание урока направлено на понимание ценности греческой культуры для формирования культуры Европы и нашей страны в частности. Урок способствует формированию универсальных учебных действий (УУД). При работе с учащимися  использованы современные методы – психологическое вхождение в урок, работа в командах, проверка личных знаний учащихся (конкурс капитанов). В течение урока сохраняется атмосфера доброжелательности и делового сотрудничества ученика и учителя. После каждого этапа работы ученики подводят итоги своей деятельности, делают выводы, дают оценку работе своих одноклассников.
Методическая разработка урока может быть использована в качестве обобщающего урока по теме «Древняя Греция».
Средства обучения: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.  М., Просвещение, 2010, раздаточный материал (контурная карта, паззлы, таблица на соответствие, басни Эзопа, бумажные монеты), компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация (греческая музыка, видеофрагменты битв, изображения на греческих вазах, олимпийские символы)
Использование технологий: обучение в сотрудничестве; дифференцированное обучение; информационно-коммуникационные технологии
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. 
Пояснительная записка
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о Древней Греции, способствовать развитию интереса у учащихся к изучению истории.
Задачи урока:
Обучающие:
применение полученных знаний на практике
формирование умений учащихся получать информацию из различных видов источников
Развивающие:
развитие логического мышления, умения делать выводы.
развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать полученные данные.
Воспитательные:
формирование воспитание ответственности, самостоятельности, критичного отношения к себе
формирование мышления, необходимого для продуктивной жизни в обществе
воспитание рациональной организации времени
воспитание умения работать в группе
воспитание положительного эмоционального отношения к гуманитарным наукам.
 Средства обучения: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.  М., Просвещение, 2010, раздаточный материал (контурная карта, паззлы, таблица на соответствие, басни Эзопа, бумажные монеты), компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация (греческая музыка, видеофрагменты битв, изображения на греческих вазах, олимпийские символы)
Использование технологий: обучение в сотрудничестве; дифференцированное обучение; информационно-коммуникационные технологии
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формирование УУД:
Личностных:
  • o умение мотивировать себя на успешную учебную деятельность;
  • o умение уважительно относиться к мыслям и настроениям одноклассников, доброжелательно относиться к учителю;
Регулятивных:
  • o умение настроиться на работу;
  • o уметь организоваться к работе
  • o умения определить и формулировать цель на уроке;
  • o умение сознательно организовать и регулировать свою деятельность;
  • o умения выбирать методы для решения поставленных вопросов;
  • o умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • o умения работать по коллективно составленному плану;
  • o умение осуществлять контроль результата, планировать будущую деятельность;
  • o умение анализировать степень усвоения материала
Познавательных:
  • o умение независимо и критически мыслить;
  • o умение логически мыслить;
  • o умение работать с ИКТ
  • o умение работать с картой (отмечать на контурной карте выбранные объекты)
  • o умения найти и выделить информацию;
  • o умение определять событие по картинкам;
  • o умения выделить следствия из подведенных понятий;
Коммуникативных:
  • o умение взаимодействовать в социальном окружении (взаимодействовать с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, отвечать на вопросы);
  • o умения контролировать и оценивать действия партнера;
  • o умения разрешать конфликтные ситуации;
  • o умения сотрудничать при поиске и сборе информации (слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности)
  • o умение озвучивать свое мнение, выслушивать одноклассников.
Планируемые  результаты урока:
  • Предметные: умение применять полученные ранее знания при работе с исторической картой, с письменными и изобразительными источниками, с «лентой времени», речевые умения (грамотно излагать исторический материал, используя основные термины и понятия), определять по видеофрагментам исторические события, знать исторических персонажей, основные понятий той эпохи, систематизировать полученные знания.
Метапредметные:  умение формулировать цель на различных этапах урока, определять последовательность действий, работать по составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уроке и вносить необходимые коррективы, уметь оформлять мысли в устной форме, слушать и понимать речь окружающих, уметь ориентироваться в системе знаний и добывать новые; применять  математические приемы при работе с «лентой времени», умения географически ориентироваться в карте, знать части света и моря, где располагалась Древняя Греция; умение находить главную мораль в баснях Эзопа и соотносить ее с основной мыслью произведения; умение ориентироваться в видах спорта первых Олимпийских игр; умение находить информацию в изобразительных источниках.
Личностные:  уметь проводить самооценку на основе критериев успешной учебной деятельности, осознать необходимость толерантного отношения к другим странам и народам.
 
2.2.Технологическая карта
№ п/п Этап, время (мин.) УУД Деятельность Приемы, методы, формы работы  и технологии
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникатив-ные учитель ученик
1
 
Организационный момент
1 минута
Умение уважительно относиться к одноклассникам и учителю Уметь организоваться к работе   Умение взаимодействовать с учителем Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, зачитывается античный афоризм, ставится вопрос на урок Приветствуют учителя.  
2 Психологический настрой
2 минуты
  Умение настроиться на работу, сознательно организовать и регулировать свою деятельность Умение найти и выделить информацию из представленного сюжета
 
  Проводит психологический настрой – обращение к музе истории Клио Слушают греческую музыку, смотрят сюжеты из древнегреческой истории и настраиваются на работу Видео с греческими видами и медленной греческой музыки
3
 
Актуализация опорных знаний по теме «Древняя Греция»
1 минута
    Умение независимо и критически мыслить, определять событие по картинкам Уметь взаимодействовать с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, отвечать на вопросы Муза Клио приветствует учащихся, задает вопросы о том, куда сегодня состоится путешествие, используя презентацию и интерактивную карту Участвуют в обсуждении фронтально Презентация, фронтальный опрос
 
4 Реализация намеченного. Работа в командах
3 минуты
Умение
навыков сотрудничества и мотивов успешной учебной деятельности;
Умение применять, осуществлять учебную задачу; Умение анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение; Умение слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Предлагает учащимся работу в командах.   Выясняет какие качества помогут учащимся эффективно работать в команде, выбрать капитана, придумать название, рассказывает про монеты с о.Эгина и о листе самопроверки в конце урока Делятся и работают в группах, ищут различные способы выполнения задания, решают задачи и формулируют совместно выводы. Работа в группах.
Технология работы в сотрудничестве

 
5.
 
 
 

 
Работа с контурной картой
3        минуты
  Умение работать по коллективно составленному плану.
 
Умение отмечать объекты на контурной карте o        Умение слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи; умение контролировать и оценивать действия партнера;
умение разрешать конфликтные ситуации;
Клио предлагает вспомнить, где находится Древняя Греция: моря, полуострова, острова, города и отметить объекты на карте В командах отмечают предложенные объекты на карте и потом соперники проверяют  работу Презентация, работа с картой (См.:Контурная карта
Древней Греции)
6.
 
 

 
Работа с историческими личностями
2        минуты
   
 
Умение независимо и критически мыслить;
соотнести исторического персонажа и его характеристики
Умение взаимодействовать в команде, распределять работу на всех Клио предлагает восстановить историческую правду – кто кем был в Древней Греции Собирание паззлов с именами древних греков Презентация, раздаточный материал (См: Паззлы)
7. Работа с изобразительными источниками
2 минуты
    Умение извлекать историческую информацию с изобразительного источника Умение взаимодействовать с учителем Клио предлагает рассмотреть изображения на греческих вазах и рассказать, чем занимались древние греки Ответы учеников (фронтально и при обсуждении в группах) Фронтальный опрос с опорой на презентацию
8 Объяснение крылатых выражений и работа с таблицей
5 минут
Умение мотивировать себя на успешную учебную деятельность   Умение соотносить увиденное с историей Древней Греции, умение работать с интерактивной доской Умение озвучивать свое мнение, выслушивать одноклас-сников Клио предлагает капитанам команд поработать у доски, учащиеся в это время работают с таблицей, соотнося греческих богов с их функциями 2 человека работают у доски, остальные заполняют таблицу, правильные ответы заполняет участник у интерактивной доски (записывает на ней)  Индивидуальная и групповая работа (презентация, См.: Лист 1.)
9. Работа с видеоматериа-лом
4 минуты
  Умение выбирать методы для решения поставленных вопросов; Умение соотносить увиденное с историей Древней Греции   Клио предлагает определить битвы по видеосюжетам Ученики просматривают видео и поднимают руки, отвечая на вопросы Фронтальный опрос и групповая работа
10. Работа с текстовым источником
4 минуты
    Умение логически мыслить Умение работать в команде Клио предлагает прочитать басни Эзопа и найти к ним нужную мораль Ученики читают басни и соотносят их с моралью Работа в командах
(См.: Лист 2)
11. Актуализация знаний по Олимпийским играм
3 минуты
  Умение логически мыслить, делать выводы Умение определять событие по картинкам, знать виды спорта при первых Олимпийских играх, дату первых игр; уметь вычислять даты по «ленте времени» Умение работать в команде Клио задает вопросы по Олимпийским играм Ученики, по одному или посовещавшись с командой, отвечают на вопросы Фронтальный опрос и групповая работа
12. Связь истории Древней Греции с современностью
4 минуты
Умение уважительно относиться к мнению одноклассников Умение логически мыслить, обобщать, отвечать на поставленные вопросы Умение систематизировать ранее изученный по теме материал Умение работать в команде, сотрудничать при поиске и сборе информации Клио заставляет учеников задуматься, зачем надо изучать историю Древней Греции и какие достижения древних греков мы используем сегодня Ученики, посовещавшись в группах, отвечают на вопрос Групповая работа
13 Рефлексия (самопроверка)
3 минуты
Умение работать по коллективно составленному плану Умение
осуществлять контроль результата, планировать будущую деятельность;
Умение независимо и критически
мыслить,
анализировать степень усвоения материала;
Умение озвучивать свое мнение, выслушивать одноклассни-ков Клио вспоминает начало урока и приведенный афоризм. Ученики должны объяснить его и высказать свое мнение об уроке и работе одноклассников, об уровне их знаний Высказывание учеников об уроке Индивидуальные ответы. Работа с листом самопроверки (Приложение 1)
14. Домашнее задание
1 минута
Умение уважительно относиться к культуре других народов
 
Умение выбирать методы для решения поставленных вопросов;
умение логически мыслить;
Умения выделить следствия из подведенных понятий;
умение анализировать степень усвоения материала
Умение взаимодействовать с учителем Учитель в качестве закрепления «путешествия в Древнюю Грецию» предлагает дома применить уже известную форму обобщения материла – синквейн и записать его в тетрадях Ученики записывают в дневники д/з  
                   
  Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке истории
 
На этом уроке для оценки предметных результатов использовались следующие методы:
Игровая форма урока с двумя соперничающими командами, куда входит:
  1. Работа с исторической картой
  2. Работа с письменными и изобразительными источниками
  3. Работа с видеофрагментами
  4. Работа с «лентой времени»
  5. Работа с историческими персонажами, историческими понятиями
Оценка игры:
  • За каждый правильный ответ команда получает: 1 бал (монету),
  • За неправильный ответ: 0 баллов.
  • За правильный ответ на вопрос команды соперников: 2 балла.
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы;
Инструментарий контроля: задания по обобщению материала по истории Древней Греции; набранные учащимися за урок монеты (индивидуально и командой); таблица с итогами игры (заполняется по ходу урока с помощью гиперссылок в презентации после каждого этапа игры).
 
На этом уроке для оценки метапредметных результатов использовались следующие методы:
  1. Наблюдение (критерием которого служит сформированность у обучающихся личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных  учебных действий)
  2. Лист самооценки (См: Приложение №1)
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; персонифицированный и неперсонифицированный опросы
Инструментарий контроля: задания по формированию УУД, карта наблюдений, лист самооценки.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»