Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технология проблемного обучения

Образовательные технологии и методики на уроках истории, эффективность их применения

Кузьмина Наталья Викторовна
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают
 его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.
Б. Паскаль 
Элементы данной технологии я применяю давно на разных этапах урока. Считаю наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин.
При работе с технологией проблемного обучения выделяются четыре взаимосвязанных этапа:
    1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
    2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
    3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала.
    4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность об учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, и развитие мыслительных способностей.
Данная технология обучения является объективной необходимостью, так как
1) В современной исторической науке продолжаются дискуссии по проблемам формирования Киевского государства (норманнская теория), спор «западников» и «славянофилов» об оценках деятельности Петра I., альтернативы развития российского общества после Февральской ( 1917 г.) революции; революция или переворот (октябрь 1917 г.). Учащиеся вольно или невольно втягивается в полемику, развернутую на страницах учебников и учебных пособий.
2) Применение в преподавании истории в старших классах концентрической системы требует отхода от дублирования материала, изучавшегося в 5-9 классах, и работы по основным ключевым, узловым проблемам. Обучение строится на выявлении сущности исторических явлений, причинно-следственных связей и отношений, закономерностей исторического развития. Большое значение отводится исследовательской работе учащихся по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников, документов, монографий и мемуаров.
Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию?
Я использую следующие приемы:
1. Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.
Например, Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т. д. И, тем не менее, Ольга Православной церковью канонизирована.
Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут — в святые!
2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.
Например, почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?
3. Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в проблеме
Например, в истории России встречаются поэты и писатели, буквально оскорблявшие русский народ, который мы привыкли называть великим. А. И. Полежаев в своем памфлете «Четыре нации» (1827г.) написал: В России чтут царя и кнут... а русаки, как дураки, Разинув рот, во весь народ.  Кричат: «Ура! Нас бить пора! Мы любим кнут!» Зато и бьют Их, как ослов, без дальних слов. А какой смысл надо искать в стихах М. Ю. Лермонтова о «немытой России, стране рабов, стране господ»? А как воспринимать слова Н. Г. Чернышевского, вложенные в уста одного из своих героев, о русских как «жалкой нации, нации рабов, сверху донизу все — рабы»? А что ответить Д. И. Писареву на слова об «ультраослином терпении» русского народа? Патриоты, ли писатели и поэты, видя Россию «немытой», «рабской», «жалкой», а народ — с «ультраослиным терпением»?
4. Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Например, первая половина XIX ознаменована такими историческими событиями как отечественная война 1912 г., восстание декабристов. Этот же период времени вошел в историю как Золотой век русской культуры. Какая была связь между событиями, происходящими в стране и творениями деятелей культуры Золотого века?
5. Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся.
Например, после взятия города Торжка монголо - татары двинулись было к Новгороду. Но, не дойдя двух сотен километров, они «повернули морды коней» в степи, по пути осадив город Козельск, который, несмотря на героическую оборону его защитников, был ими взят и уничтожен. Почему богатый Новгород, а об этом хорошо знали завоеватели, не был подвергнут захвату и разорению?
Или такой вопрос: В русском языке люди всех национальностей России — от чукчей до украинцев — называются именами существительными, и только одни русские — именем прилагательным. Почему?
 
6. Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.
Например: Результат проводимых в конце 1960-х гг. А.Н.Косыгиным реформ: 1. создание на селе фермерских хозяйств; 2. отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю; 3. восстановление централизованного управления экономикой, отказ от территориальной системы; 4. резкое сокращение военно-промышленного комплекса.
Вопросы для создания проблемных ситуаций содержатся и в темах уроков:
1.      Иван IV – тиран или реформатор?
2.      Петр I – антихрист или православный русский царь?
3.      Преобразования Петра I. Петр Великий — чудо или чудовище?
4.      Можно ли считать время Л. И. Брежнева – временем “застоя”?
5.      М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?
6.“Дней Александровых прекрасное начало”. (А. С. Пушкин)
7.  Пакт Молотова и Риббентропа- победа немецкой дипломатии?
           Таким образом, на конкретных примерах рассмотрены типы проблемных ситуаций, без которых проблемное обучение невозможно. Однако проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации.
Авторы этой теории отмечают, что основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами. Использовать элементы данной технологии можно на всех формах уроков: от изложения материала до контроля знаний, а также при всех формах организационной деятельности учащихся: коллективной, групповой, индивидуальной.
Результативность: создавая проблемную ситуацию, я направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения.  Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации всегда, требует дифференцированного и индивидуального подхода. 
Технология критического мышления
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь (китайская мудрость). 
Эти слова как нельзя лучше характеризуют суть технологии критического мышления. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.  Технология помогает вырабатывать умение работать с увеличивающимся потоком информации, умение выражать свои мысли, умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься своим обучением, умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Методы и приемы данной технологии:
1.Прием «Представление информации в кластерах»
          Кластеры или «грозди» - графический способ организации учебного материала. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в центре – тема; вокруг нее - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности.
2.ЗХУ- представляет собой три фазы, по которым строится образовательный процесс:
         вызов, осмысление, рефлексия. Данную форму наиболее уместно использовать в том случае, когда урок предваряет собой  исследовательскую работу учащихся и  предполагает дальнейшую самостоятельную работу.  Этот метод применяется с использованием одноименной таблицы:
              Знаем.                                        Хотим узнать.                                  Узнали.
3.Прием ИНСЕРТ
На смысловой стадии учитель организует работу с текстом, значки ставятся по ходу чтения текста:
 «v» - уже знал;   «+» - новое ;  «- « - думал иначе;  « ?» - не понял, есть вопросы
  Каждый ученик читает текст индивидуально в течение 10-15 минут.
 Данный прием стимулирует более внимательное чтение.
4.Прием «Синквейн»
Синквейн – стихотворная форма, которая позволяет выразить свои чувства, мысли, эмоции. Это французское слово, обозначающее «5строк». Для его написания существуют следующий алгоритм:
- первая строка- слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь;
- во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта;
-  третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта;
- четвертая строка- фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту.
- в пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта.
Синквейн позволяет создать в классе творческую атмосферу, проверить, как ученики запомнили важнейшие понятия темы, особенности обществоведческих и исторических объектов и явлений. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, группах.
5.«Мозговой штурм»
Этот вид работы используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо их оценки или обсуждения. Идеи фиксируются учителем на доске, а «мозговой штурм» продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится время, отведенное для задания.
6.Использование таблиц при организации самостоятельной работы с текстом
 Работа с таблицами широко используется мною на уроках.  Для систематизации информации, характеристики существенных признаков изучаемых явлений, событий, объектов и т. д. Примеры используемых таблиц: 
таблица «За и против»

 
вопрос За Против
Пакт Молотова и Риббентропа-победа германской дипломатии    
     
 
 
 
 
Сюжетная таблица
       Таблица состоит из пяти вопросов, она поможет при работе с историческими текстами, документами (описание события). Читая текст, ученик делает пометки по пяти вопросам, создавая скелет текста. Таким образом, развивается сюжетное мышление учеников.
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
         
 
Таблица ПМИ (Плюс – Минус -  Интересно)
«П+» - позитивный характер «М-» - негативный характер «И» - интересно
     
          В  графу «П» заносится информация, которая носит позитивный характер, «М» - негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу «И». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие  графы.
Таким образом, графические организаторы развивают умения систематизировать учебный материал, а также имеют важное значение для систематизации собственных оценочных суждений самими учащимися, отслеживания самого процесса познания.
Информационно-коммуникативные технологии
В современных условиях главной задачей образования, как я упоминала ранее, является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых информационно-коммуникационных технологий в обучении не только информатики, но и на уроках других предметов. ИКТ позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации, использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.
Виды деятельности  с применением компьютерных технологий
1. Использование готовых мультимедиа - программ по истории, обществознанию на уроках и во внеурочной деятельности.
2. Создание компьютерных презентаций по истории и обществознанию.
3. Создание заданий для компьютерного тестирования учащихся.
4. Работа в Электронном дневнике. Ребята получают файлы с заданиями, ссылки на необходимые сайты.
5. Использование программ серии «Репетитор» для индивидуальных занятий со способными учениками при подготовке к школьным, районным и республиканским олимпиадам.
6. Создание иллюстративно – наглядного и дидактического материала для использования на уроках.(схемы, таблицы, карты и т.д.)
7. Использование возможностей Интернета для получения новой информации.
Значительная часть из данных видов деятельности мною используются при подготовке к урокам и их проведению. Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.
Учитель истории часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины по истории, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху.
Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.
Часто на уроках я использую такой вид работы учащихся как заполнение таблицы. Схему таблицы можно перенести на слайд презентации.
Работая с презентацией, я экономлю время, которое затрачивается на запись информации на доске – она появляется сразу на слайде. Заполнение таблицы проходит последовательно, в соответствии с моим замыслом. И в конце урока обучающийся видит результат работы и может его сравнить с тем, что он записал.
Весь урок не должен быть построен на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.
При объяснении нового материала наиболее обширны возможности презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.
ИКТ технологии позволяют работать с учеником дистанционно, что является большим плюсом при подготовке обучающихся к олимпиадам, конференциям, семинарам.
Большую помощь в подготовке и проведении уроков мне оказывает электронные  ресурсы. 
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории позволяет развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, уметь видеть, сформулировать и решить проблему. Результат очевиден – ученики овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации. 
Методика  дифференцированного обучения
Необходимость введения в образовательный процесс уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Каждый ученик неповторим в своей индивидуальности. Нет, и не может быть вообще не способных учеников. И одним из плюсов разноуровневого подхода к обучению является то, что с помощью него появляется возможность проявить себя каждому ученику. Всякий неуспех, неудача порождают у школьников нежелание учиться и задача учителя - поставить учеников в такие условия, при которых все испытывают моральное удовлетворение от сделанного, создать высокий эмоциональный настрой, а это вызывает у учеников радость переживания за свои успехи.
Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а ориентирует школьников на различные требования к ее усвоению, что и обеспечивается использованием разноуровневых заданий в моей педагогической практике.
Обычно принята следующая градация заданий:
Первый уровень – продвинутый, творческий (предполагает, что ученики справятся с заданием самостоятельно, без подсказок учителя). Эти задания носят характер сравнения, выявления и решения какой-либо проблемы.
Второй уровень – базовый, репродуктивный (основное звено, базовые знания, возможен некоторый алгоритм выполнения задания)
Третий уровень – стартовый, минимально допустимый (слабые ученики должны иметь подсказку в виде плана).
Примеры разноуровневых заданий:
1.Повторение темы: «Россия в эпоху Петра 1»
1.Оцените деятельность Петра I для будущего развития России.
2.Опишите, какие преобразования были осуществлены Петром I
А) в экономической сфере
Б) в сфере государственного управления
В) в военной сфере
Г) в культурно-бытовой сфере
3.Расскажите об участии России в Северной войне по плану:
-причины
-основные события
- результаты и значение
2.Тема: «Новая экономическая политика большевиков»
1.Опишите, что изменилось после введения новой экономической политике в области сельского хозяйства, промышленности, торговли, в социальной сфере.
2.Сравните новую экономическую политику и политику «военного коммунизма».
3.Каковы причины перехода большевиков к новой экономической политике?
Также необходима корректность при делении учеников на группы. Самым целесообразным является предоставление возможности ученикам самим выбрать уровень, на котором они будут работать. Практика показывает, что ученики в большей части адекватно оценивают свои возможности, но в то же время стремятся всегда к повышению уровня сложности, чтобы получить более высокую оценку своих знаний. Это лишний раз доказывает, что разноуровневый подход стимулирует учеников.
Таким образом, разноуровневое обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию успеха. Каждая группа учащихся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. При таком обучении, не увидишь скучающих учеников, которым нечего делать на уроке. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность, формируется трудолюбие.
Особое внимание в своей педагогической деятельности уделяю работе с одаренными детьми. Это  ученики с  повышенной мотивацией, устойчивым познавательным интересом к предмету, которые не удовлетворяются тем, что читают в учебнике, поэтому беру во внимание это обстоятельство и таких учеников привлекаю к участию в олимпиадах, конкурсах.
 Для этой категории обучающихся составляю индивидуальные планы работы, в которые включается подготовка к школьным олимпиадам, работа над рефератами, разработка совместных творческих проектов, обучение навыкам исследовательской и краеведческой работы.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»