Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Способы и приемы формирования мотивации на уроках истории

Переславцева Ирина Владимировна
Тема формирования мотивации обучения традиционно вызывает повышенный интерес ученых, психологов, педагогов. Ее можно отнести к «нестареющим» темам, не теряющим свою актуальность. Достаточно просмотреть педагогические периодические издания, журналы, газеты, интернет-ресурсы последних лет, чтобы убедиться в этом.
Интерес к теме объясняется, в первую очередь, ролью мотивации в учебной
деятельности. Как отмечает А.Н.Иоффе: «Мотивация - это искра, которая зажигает факел познания»
    Несомненно, работа с мотивированным учеником продуктивнее, он  добивается лучших результатов. Повышение мотивации является одним из факторов, способствующих росту результативности, качества обучения. Но сегодня исследователи обращаются к этой теме больше из-за того, что мотивация учащихся стала серьезной проблемой современной школы. Большинство детей не хотят учиться в школе. Им скучно на уроках, они пассивны, эмоционально равнодушны к результатам учебной деятельности, и как предупреждал Л.С. Выготский «все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поэтому поиск технологий, методик, приемов и средств, направленных на пробуждение интереса обучающихся к учебной деятельности, повышающих мотивацию является важной задачей теории и практики дидактики.
В этой статье я хочу поделиться методическими приемами и средствами формирования мотивации на уроках истории из своей педагогической практики.
Начнем с определения содержания мотивации. Ее используют в нескольких значениях. Мотивация - это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность, осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий. Ее также рассматривают как один из ключевых этапов современного урока, направленный на формирование познавательного интереса к учебной деятельности. Чаще всего мотивация проводится в начале урока с целью заинтересовать обучающихся, пробудить желание изучить тему, создать положительную эмоциональную атмосферу. Однако мотивация не эпиграф к уроку, а важнейший составляющий элемент урока. К мотивации необходимо возвращаться в ходе занятия, на этапе объяснения материала, рефлексии, сформулировать на ее основе домашнее задание.
    Какими приемами и средствами можно формировать мотивацию на уроках истории?
Следует отметить, что вариантов много, и среди них невозможно выделить лучшие.
Выбор оптимальных мотивирующих приемов и средств зависит от психологических, возрастных особенностей группы, оснащенности кабинета, изучаемой темы и других факторов.
    Одним из самых распространенных приемов мотивации является демонстрация картинок, портретов, презентаций. При их использовании задействуется образное мышление учеников. Мотивирующим элементом выступает не картинка или презентация как объект, а их содержание, сопровождающие занимательные, проблемные вопросы, необычность преподнесения материала. Приведем несколько примеров из практики.
Большой интерес учеников при изучении темы «Россия в годы правления Петра I» вызывает инфографика «Петр I. Особые приметы», с удивлением изучают коллаж из предметов, появившихся в России при Петре; надолго запомнится слайд с фотографиями Президента РФ В.В.Путина и императрицы Екатерины II с вопросом что их объединяет по теме «Внешняя политика России во второй половине XVIIIв».
Часто используется на уроках интерактивный материал (карты, схемы, презентации, задания) с сайта История российской государственности, который вызывает у учеников повышенный интерес. Преимуществом данного интернет-ресурса является возможность работы с интерактивной картой, позволяющей проследить изменения территории России, и лентой времени.
Таким же успехом пользуется просмотр видеофрагментов из документальных и художественных фильмов. С поиском видеоматериала сегодня практически нет проблем.
На видеохостингах YouTube, Vimeo.com, RuTube размещено огромное количество материалов.
    Огромные возможности в обеспечении устойчивого интереса к учебе и глубокого запоминания учебного материала предоставляет применение на уроках истории мультимедиа учебников издательства Клиософт: «История России XIXв», «История России XXв». Ключевым элементом этих курсов являются интерактивные мультимедийные лекции, виртуальные «уроки-фильмы», состоящие из анимаций, видеофрагментов, фотографий, картин, «оживающих» карт, тестов. По словам разработчиков к выпуску готовится полная версия «История России с древности до сегодняшних дней».
    Следует отметить также ресурсы Федерального портала История РФ и портала культурного наследия России Культура.РФ, где можно найти фильмы, инфографики, карты, исторические документы, памятники культуры, более 100 виртуальных музеев.
    Развитию мотивации способствует установление межпредметных связей с литературой, географией, обществознанием, информатикой. На уроках истории в начале или при объяснении темы можно использовать малоформатные литературные произведения, стихотворения, притчи, афоризмы. Например, изучая историю допетровской России, автор использует стихотворения Н.П.Кончаловской «Наша древняя столица», отрывки из книги А.О.Ишимовой «История России в рассказах для детей».
   Самым запомнившимся, вызвавшим массу противоречивых эмоций и как следствие вопросов было чтение отрывка из работы историка С.Ф.Платонова о последних минутах жизни Петра I.
    При закреплении, повторении, обобщении пройденного материала с большим желанием ученики выполняют задания по применению практических умений работы с компьютерными программами, составляют интерактивные презентации, кроссворды, иллюстрированные родословные, схемы, проектные работы. С помощью таких заданий возможна мотивация домашней работы. Лучшие работы студентов размещаются в облаке, что также мотивирует их к творческой работе.
    Самым эффективным приемом развития мотивации большинство исследователей признают увлекательный, эмоциональный рассказ, объяснение учителя. Это достигается постоянной работой педагога над повышением своего профессионального мастерства, чтением дополнительных источников, художественных произведений.
    В числе факторов, способствующих формированию мотивации, также могу отметить применение новых форм организации учебной деятельности, современных технологий, разнообразных форм и видов занятий. Рамки статьи не позволяют рассмотреть их подробно.
    В завершении следует отметить, что в современных условиях мотивация это важнейший, ключевой элемент урока, призванный повысить интерес к учебной деятельности. Формировать и развивать мотивацию, вовлекать учащихся в активную учебную работу можно используя разные технологии, приемы и средства. Большие возможности открывает применение информационных технологий, без которых невозможно представить современный урок. Мотивация должна носить систематический
характер, а не случайный, лишь тогда она дает положительный результат. И следует помнить древнюю мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Можно усадить детей за парты, но без внутренней мотивации хорошего результата добиться нельзя.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»