Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ на уроках истории
Полянская Виктория Владимировна
Процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной жизненной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.
Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
На уроках истории в старшей школе проектная деятельность с использование ИКТ является одной из ключевых и эффективных при формировании ключевых педагогических компетенций. Проектная технология применяется мной регулярно. Мне бы хотелось рассказать о работе над одним из проектов учеников 10 класса, изучающих курс «Россия и мир».
Обоснование выбора проекта как метода обучения:
- Дидактические цели проекта
- Методические задачи проекта
- Обобщить знания учащихся по теме «Декабристы»;
- Продолжить формирование информационной, мыслительной, коммуникативной и организационной компетентности учащихся;
- Научить добывать информацию из различных источников;
- Сформировать умения представлять результаты работы, используя компьютер.
А) Исходный уровень подготовленности учащихся:
- владеют общей информацией, базовыми знаниями по истории Отечества 19 века,
- владеют навыками работы с различными историческими источниками, умеютанализировать, сравнивать, обобщать полученную из них информацию
- информационная компетентность – умение проверять информацию, полученную из разных источников.
- мыслительная компетентность – выявление исторических закономерностей в результате систематизации полученной информации.
- коммуникативная компетентность – работа в группах потребует общения, умения вести диалог, излагать свои мысли. Участие в дискуссии на конференции научит задавать и отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, вести себя корректно.
-организационная компетентность будет формироваться при непосредственной организации конференции – подготовке зала, налаживании аппаратуры, приглашении зрителей ит.п.
В) Учащиеся могут получить необходимую помощь от учителя, который подскажет, где и как искать информацию. Учитель может дать примерный список литературы и интернет - ресурсов, которые необходимо изучить, работая над проектом.
Г) Поскольку проект готовится и реализуется старшеклассниками, то учащиеся практически на каждом этапе будут работать самостоятельно. Учитель займет позицию координатора, консультанта, к которому можно обратиться за помощью в случае необходимости.
Тип предложенного ученикам проекта – исследовательский, т.к:
- Именно он позволит старшеклассникам развить аналитические способности, критическое мышление, навыки обработки информации, ее обобщения, сравнения, выявления закономерностей, т.е. развить мыслительную деятельность.
- Позволяет развить коммуникативную и организационную компетентности, что очень важно для социализации подростков.
Проблема проекта была поставлена самими подростками. Учитель на уроке истории рассказал, что декабристы - герои. Часть ребят заспорила с ним, ведь в современных книгах по истории России 19 века и на форумах в интернете часто высказываются мысли, что декабристы – просто избалованные сынки аристократов, пролившие кровь невинных людей. Один из учеников принес на следующий урок истории книгу А.Ю. Щербакова «Декабристы. Заговор против России», в которой утверждается, что декабристы – банальные бунтовщики. Между подростками и учителем опять разгорелся спор: кем же на самом деле были декабристы – героями или государственными преступниками? Если героями, то в чем заключался их героизм и в чем состоял их истинный подвиг? Если бунтовщики, то в чем состоит их преступление? В результате ученики захотели сами разобраться и выяснить, кто прав. Таким образом, была сформулирована проблема и цель проекта.
Было решеноизучить деятельность декабристов и выяснить, кем же на самом деле были декабристы – героями или государственными преступниками? Их жизнь до и после 14 декабря 1825 года - нравственный подвиг или бунт? Поскольку было выяснено место декабристов в русской истории, проблема проекта была решена.
Проектным продуктом стала конференция «Нравственный подвиг или «нещастный бунт», «уничтоженный тремя выстрелами картечи?» с использованием мультимедиа.
Данный проектный продукт позволил достичь цели проекта, т.к. учащиеся сами исследуют проблему и сформулируют вывод о значении и роли декабристов в русской истории в ходе подготовки конференции. На наш взгляд, данный проектный продукт был оптимальным способом решения проблемы, т.к. в обсуждении и решении проблемы смогли поучаствовать все старшеклассники школы.
Процесс планирования:
Учащиеся смогли самостоятельно выделить и следующие этапы работы:
- сформулировать цель и задачи проекта.
- выбрать способы работы над проектом (технологии)
- определить последовательность работы над проектом:
- сбор информации о деятельности декабристов
- приблизительно наметить темы докладов на конференции
- создать рабочие группы
- создать мультимедийные презентации к докладам
- проведение конференции
- написание отчета рабочих групп
- рефлексия
Ученики не смогли определить сроки выполнения отдельных этапов проекта, но это было сделано с помощью учителя при согласовании с администрацией школы. Учитель помог ученикам разработать более подробный план и график работы в ходе консультаций с рабочими группами.
Процесс реализации:
В ходе работы над проектом учащиеся столкнулись со следующими трудностями:
1.Отбор материала для конференции – информации много, нужно отобрать только важную, отвечающую теме обсуждения. В ходе обсуждения информации в каждой из рабочей групп была отобрана только необходимая информация.
2. Формулировка тем докладов – должны нести проблему, быть краткими и четкими. Учитель участвовал в обсуждении формулировок тем и их отборе. Было решено подготовить четыре доклада. На этапе подготовки докладов учитель проводил консультации для каждой группы, помогает структурировать материал, отобрать аргументы, сформулировать корректные выводы.
3. При создании рабочих групп начались споры об их составе. Учитель проконтролировал, чтобы группы были равны по составу участников, каждый из которых выполняет свою часть работы. В каждой группе в ходе обсуждения был выбран авторитетный руководитель.
4.При создании мультимедийных презентаций возникли проблемы с отбором иллюстративного материала, с необходимостью совместить материал докладов со слайдами презентаций. Для решения проблемы учитель провел ряд консультаций для рабочих групп.
5.При подготовке и проведении конференции возникли проблемы с работой аппаратуры. Для обеспечения технической стороны проведения конференции были выбраны учащиеся, разбирающиеся в мультимедийной аппарат
Процесс рефлексии и самооценки:
При анализе проектной работы учащиеся провели устное обсуждение результатов работы и сумели определить, что ими были допущены ошибки в оформлении письменной части проекта, не был дан исчерпывающий анализ ситуаций, возникших в ходе работы групп над проектом ( личные взаимоотношения) и не были вовремя сделаны необходимые выводы. Выполнить всю работу над проектом от начала до конца самостоятельно не получилось – учитель оказывал помощь и поддержку на всех этапах осуществления проекта. Поэтому старшеклассники оценили свою работу над проектом оценкой «4», что совпало с оценкой, выставленной учителем.
При написании отчетов о подготовке и проведении конференции выяснилось, что старшеклассники не умеют формулировать свои мысли кратко и четко. Учитель оказывал необходимую помощь, требуя кратких и информативных отчетов.
Работа над проектом принесла несомненную пользу его участникам: им была предоставлена возможность решить волнующую их проблему самим в ходе работы и проведения конференции. Учащиеся смогли продолжить формирование общеучебных навыков и приобрести новые знания в ходе работы над проектом. Присутствовавшие на конференции старшеклассники смогли поучаствовать в дискуссии, разгоревшейся между участниками научного общества. Таким образом, запланированные дидактические цели, методические задачи и воспитательный эффект были достигнуты.