Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль Северного флота в исследовании Арктики

Шиманский Станислав Вячеславович,
воспитатель Суворовского Санкт-Петербурского
ВУ МОРФ,  г. Санкт-Петербург

Содержание:
         Введение. Актуальность  выбранной темы…………………..стр. 2 - 3
         1.Текст
         1.1.Краткая история создания Северного флота
     и освоения Арктики …………………………………………........   стр. 3 – 4
         1.2.Возрождение Арктики …………………….………………   стр. 4 -  5  
         1.3.Северный Флот как арктический щит……………………  стр. 5 – 6
         Заключение………………………………………………………   стр. 6 - 6
         Список литературы……………………………………………..   стр. 6 - 6
       
           «Была Россия в древние времена довольно мужественна и
             храбра, но не довольно  вооружена, ниже правильно 
             расположена. И как политическая пословица  сказует
             о государствах, морского флота не имущих, что те, то кто
             одну руку имеют, а имеющие и флот - обе, так и наша
             Россия одну только руку имела тогда».
                                                      Петр Великий 
                                                                                                   
         Введение.
Актуальность выбранной темы  в том, что в современном мире наблюдается всплеск интереса к Арктике, богатой природными ресурсами, путь к которым проложили наши великие флотоводцы. На эти ресурсы  претендуют  многие страны и готовы вкладывать в них огромные инвестиции.
       Арктика - это одно из немногих мест на планете, которым еще предстоит национальное присвоение, так как ресурсы пока еще не поделены между странами.
       На арктические зоны претендуют, как минимум пять государств: Россия, Норвегия, Дания, Канада и Соединенные Штаты. Все эти страны имеют выход к побережью Северного Ледовитого океана.
      В последнее время Россия усилила внимание к Арктике и ее проблемам. В 2000 году Северный морской путь был признан в качестве приоритета российской политики  -  наши северные морские границы имеют большую протяженность около 19 724,1 км и составляют – 50,83% от протяженности морских границ, и 32,37% от общей протяженности Российских границ. Положено начало принятию различных политических и экономических решений, призванных укрепить российское влияние в регионе. 
     Длина Северного морского пути от Карских Ворот на западе до бухты Провидения на востоке составляет около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км, а через Суэцкий канал - свыше 23 тыс. км.
       История открытия и исследования Северного морского пути, благодаря которому стало возможным открытие и освоение арктических регионов   тесно связана с развитием Северного флота России. Арктика приумножалась и расширялась благодаря героической деятельности великих флотоводцем Северного  флота России, их каждодневному ратному подвигу в освоении суровых северных широт в тяжелейших климатических условиях.
     Текст. 1.1. Краткая история освоения Арктики. С 1996 г. по приказу главнокомандующего Военно-Морским Флотом № 253 ежегодно 1 июня отмечается день рождения Северного флота.  Именно в этот день, в далеком 1933 г., начальником штаба РККА был издан циркуляр о сформировании Северной военной флотилии.
      Но сама история создания военно-морских сил России на Севере началась с создания волей Петра Великого и при его непосредственном участии первых регулярных военно-морских подразделений на Белом море и приведших к образованию современного Северного флота России.
      Многовековое владение Россией побережьем Белого и Баренцева морей способствовало развитию русского кораблестроения и мореходства на Севере. В 1693 году в Архангельске на основании указания Петра I была основана Соломбальская судоверфь, которая начала строительство военных кораблей на Севере.
     Стратегическое значение этого региона для судеб России  было осознанo еще царем Иваном Грозным, когда в результате поражения в Ливонской войне Россия, лишилась всех выходов к Балтийскому  морю. 
    В эпоху Петра Великого шло интенсивное строительство военных кораблей и перевод их на Балтику.
  Во времена правления императрицы Анны Иоанновны генерал-адмиралом  графам  А.И. Остерман была проведена реформа флота :
 24 января (4 февраля) 1732 г. был издан высочайший указ «О приведении флота в надлежащий добрый и надежный порядок» для «лучшей пользы и безопасности государства», была образована «Воинская морская комиссия о рассмотрении флотов», непосредственно занявшаяся ревизией всех флотских дел. По результатам работы комиссии в начале
1733 г. были составлены и утверждены новые штаты флоту, упорядочены дела  и 15 (26) марта создан Архангельский военный порт. Первым командиром Архангельского военного порта был назначен вице-адмирал П.П. Бредаль.
    Комиссия  определила  - «из построенных в Архангельске кораблей некоторую эскадру при том порте для диверсий содержать». Эта эскадра явилась первым штатным соединением военных кораблей на русском Севере.
    Регулярный, постоянный Северный флот появился в 1933 году, когда 1 июня была основана Северная военная флотилия с базированием на Кольском заливе. Первым командующим Северной военной флотилией был Захар Александрович Закупнев.
    11 мая 1937 года Народный комиссар обороны издал приказ о преобразовании Северной военной флотилией в Северный флот СССР.
    Одновременно с освоением районов базирования и операционной зоны флота шло освоение Северного морского пути, сыгравшего важную роль в укреплении обороны советского сектора Арктики в мирное время, а позднее и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., а также, -   в освоении арктических просторов. Северный флот оставался надежным, а порой - важнейшим средством государственной политики России.                      
   Основными факторами, определяющими изменения направленности строительства флота, служат: общеполитическая обстановка, возможности экономики и рост военно-экономического потенциала страны, развитие отечественной и зарубежной науки и техники, изменение задач, возлагаемых на флот. 
              1.2. Возрождение и освоение Арктики в 21-м веке.
    Огромную роль СМФ сыграл в возрождении Российской Арктики в новом тысячелетии  - возобновлена работа дрейфующих станций, стали активно обсуждаться проблемы Арктической зоны, проводятся новые полярные экспедиции с участием международных партнёров, работают крупные научно-исследовательские институты, идёт строительство новых дорог, современных поселков, метеорологических станций.
   Перед Правительством РФ поставлен ряд задач по дальнейшему развитию и благоустройству российской Арктики - принята Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», предусматривающая рациональное освоение арктических просторов. Её основные цели: охрана национальных интересов, внедрение инновационных технологий, бережная эксплуатация природных ресурсов, защита территории от техногенных и природных катастроф, повышение уровня жизни населения.
             В Арктике остаются неосвоенными богатейшие месторождения, миллионы квадратных километров территории, поэтому работы хватит не  только нашим современникам, но  и последующим поколениям на много лет вперед.
 1.3. Идет битва за Север. В августе 2016 г. профильная комиссия ООН приступила к рассмотрению заявки России на расширение границ континентального шельфа в Арктике. Нашими учёными были собраны доказательства того, что значительная часть дна Северного Ледовитого океана (подводные хребты Ломоносова и Менделеева) является продолжением континентальной плиты. Согласно Конвенции по морскому праву это означает, что экономическая зона, принадлежащая России, может быть расширена за пределы 200 морских миль. 
   Кроме освоения полезных ископаемых, перед Северным флотом поставлен ряд стратегических задач по возрождению важного  торгового маршрута международного значения  - Северного морского пути, который имеет целый ряд преимуществ перед морским путём, связывающим Европу с Азией через Суэцкий канал,  -  это экономия топлива и времени, уменьшение всевозможных расходов.
   Северный морской путь после развала СССР по вине предательской политики бывшего руководства страны в течение длительного времени не был востребован. Усилиями наших мужественных и преданных делу людей был сохранен наш атомный ледокольный флот, строятся новые ледоколы.
    В настоящее время Северный морской путь ожил, зарубежные компании всё чаще выбирают его для грузовых перевозок. Это значит, что в города и посёлки российской Арктики возвращается жизнь, там создаются хорошие условия, появляются рабочие места с высокой зарплатой.

      1.4. Арктический «щит»

      В годы холодной войны на островах Северного Ледовитого океана был создан мощный «щит», призванный спасти СССР в случае агрессии со стороны США. В Арктике строились военные базы (в первую очередь системы ПВО), аэродромы, локаторные станции. Это была огромная инфраструктура, которая щедро снабжалась с материка. Даже в составе мирных научных экспедиций, круглогодично работавших на дрейфующих льдинах, всегда был полярник-гидрограф, делавший замеры рельефа морского дна в интересах Министерства обороны.
     В 1990-е  по вине недальновидной и предательской политики бывшего руководства российские военные из Арктики были вынуждены уйти. В последние годы за полярным кругом развёрнута полноценная войсковая группировка, там проходят учения. Россия постоянно расширяет военное присутствие в регионе.
    Арктика - это стратегически важный для России регион, оставить который в современных геополитических условиях будет равноценно самоубийству. По заявлению американского адмирала Пола Заканфта на конференции в Вашингтоне - арктическое противостояние  сравнивается с гонкой в космосе.
    Нынешняя внешнеполитическая нестабильность связана с желанием сильных мировых игроков найти новые масштабные, стратегические точки приложения капитала, и Арктика  - тот именно макрорегион, который может быть стать такой точкой.
    С другой стороны - геополитика. Если Северный морской путь станет международным товарным путём, это изменит международную ситуацию кардинально. Экономическое взаимодействие с Китаем может сделаться для Европы более эффективным, чем трансатлантическое партнёрство.
    Военное направление освоения Арктики необходимо для обеспечения безопасности региона, и в этом главное стратегическое назначение Северного ВМФ.    
    За океаном противоположные приоритеты  - пока мы строили атомные ледоколы, американцы строили атомные ракетоносцы. И сейчас США делают ставку  на военное освоение Арктики. 
   Освоение Арктики - это задача государственной важности, поэтому ключевая роль в  реиндустриализация Арктики требует скоординированной общегосударственной программы, проводниками государственной политики  являются госкомпании  - «Роснефть» и «Газпром», поскольку они, в отличие от частного бизнеса, способны вкладывать средства в долгосрочные проекты, а их надежный Щит и помощник -  Вооруженные силы  Северного флота России.
   Заключение. Опыт СССР показал, что успехи страны в Арктике во многом зависят от степени вовлечённости государства в развитие региона. Именно государство, в отличие от разрозненных и зачастую неэффективных частных инициатив, может обеспечить координацию усилий, методический, комплексный подход. Большинство американских экспертов разделяют эту точку зрения и выражают убеждённость, что именно такая модель освоения региона позволила нашей стране тогда и позволяет сейчас одерживать верх над Штатами в «арктической гонке».
     Более интенсивное таяние арктических льдов  и использование Арктики в качестве нового транспортного пути и источника энергоресурсов становится все более перспективным. Арктика превращается в регион, где сталкиваются экономические интересы многих стран. Наличие в Арктике значительных запасов углеводородных ресурсов, приводит к появлению и развитию значительных геополитических претензий на регион со стороны сильных государств.
    Также, одной из ключевых предпосылок для развития региона, является наличие и освоение Северного морского пути. России необходимо использовать свои ресурсы и материальные, и человеческие, и пропагандистские для дальнейшего изучения территории Арктики, укрепления своего присутствия в Арктике и международного признания этого сектора Арктики за Россией.
 
      Литература:
    1. Бодровцева Н.Ю. «История возникновения торгового
        мореплавания на Руси»,  «Молодой ученый», 2017г, № 5 .
    3. Ефимов А.В. «Из истории великих русских географических
        открытий», М.: «Государственное издательство географической
        литературы».,1950г.
    4. «Исторические исследования»: материалы V Междунар. науч.
        конф.(г. Самара, март 2017 г.). - Самара: ООО "Издательство 
        АСГАРД", 2017г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»