Методическая разработка урока в 8 классе
Россия при Павле 1
Котова Ирина Анатольевна,
учитель истории и обществознания ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Тип урока: Изучение нового материала.учитель истории и обществознания ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
На уроке используются технология личностно-ориентированного обучения на основе учебного материала и информационно – коммуникационная технология, элементы ролевой игры.
Цель урока: выявить противоречивый и непоследовательный характер внутренней политики Павла I;
способствовать формированию личностного отношения к данному историческому деятелю;
создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения высказывать и аргументировать ее;
способствовать развитию умения анализа материала, работы с историческими документами, таблицами;
способствовать воспитанию толерантности, уважения к другой точке зрения.
Задачи.
-ознакомить учащихся с ходом и результатами развития России в конце ХVIII – начале XIX века.
- продолжить формирование умений работать с историческими документами и картой, анализировать и делать выводы.
- Создать условия для дальнейшего развития общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, классификации, обобщения и самоконтроля, самоанализа.
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся посредством выполнения индивидуальных заданий.
- :прививать любовь и уважение к родной истории, развивать интерес к деятельности исторических личностей.
Оборудование: презентация, карта. Тест (Симонова Е. В. Тесты по истории России: 7 класс: К учебнику Данилова А.А., Косулиной Л. Г. История России. Учебник для 7 кл. – М.: Экзамен, 2010; Андреевская Т. П. Тесты по истории России: 7 класс: К учебнику Данилова А.А., Косулиной Л. Г. История России. Учебник для 7 кл. – М.: Экзамен, 2005.), учебник.
План урока
1 Павел 1
2. Основные направления внутренней политики Павла I. Её противоречивость.
3. Основные направления внешней политики Павла 1.
4. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г.
5. Закрепление изученного.
1. Учитель: В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел I. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории.
Учитель: таинственный российский император - Павел I. Почему таинственный? Да, потому, что в исторической науке за два столетия так и не сложилось единого взгляда на личность императора и его деятельность. По сути, существуют две противоположные оценки павловского царствования. Первая однозначно негативная. Деятельность Павла называется капризами сумасшедшего, которая привела все отрасли государственного управления в неописуемый беспорядок (В.О. Ключевский, Н.К. Шильдер)
Вторая точка зрения – позитивная, оценивающая Павла, как царя-реформатора, имевшего чёткую программу действий, целью которой была борьба с надвигавшейся революцией. (М.В. Клочков, Н.Я. Эйдельман).( Слайд №1.2.3)
Определение темы и цели урока (2 минуты) – сегодня вам предстоит дать оценку Павлу I и его политике. (Слайд №4)
Выступление учащегося, заранее подготовившего характеристику событий повлиявших на становление личности Павла I. (Слайд № 5, 6, 7, 8, 9)
Просвещенческим идеалам гражданской вольности Павел противопоставлял идеалы средневекового рыцарства с его представлениями о благородстве, верности, чести, служении государю. Это была “рыцарская консервативная идея наперекор “свободе, равенству и братству,… Рыцарство против якобизма”.
Вопросы для обсуждения:
В чём причины резкого изменения характера Павла к моменту вступления на престол?
В чём причины изменения политических взглядов Павла?
2. Внутренняя политика Павла I.
Определите, исходя из высказываний Павла I, какую общую направленность будет иметь внутренняя политика, проводимая им.
-“Блаженство всех и каждого!” главный принцип, провозглашённый императором. -“В стране нет вторых, только первый – и все остальные”.-“…каждый подданный имеет значение, поскольку я с ним говорю и до тех пор, пока я с ним говорю. Я – ваш закон!” (Презентация, слайд № 10, 11, 12)
Сообщение
- Экономика в правление Павла I (отдельная презентация).
Внутренняя политика Павла I. (работа по таблице)
Анализ политики по отношению к крестьянству; (Презентация, слайд № 11)
-Каким было положение крестьян при Екатерине II?
-Менялось ли это положение теперь? Каким образом?
Мероприятия по отношению к дворянству. (Презентация. Слайд №12)
-Можно ли, объединив мероприятия, выделенные курсивом, назвать “Разжалованной грамотой дворянству”? Почему?
-Была ли политика по отношению к дворянству противоречивой? Если да, то докажите.
Сообщение ученика о результатах внутренней политики Павла I (индивидуальное опережающее задание).
Каков же общий итог этих преобразований?
3. Внешняя политика Павла I.
Работа с картой “Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова”. ( Слайд №13.14)
1. Какое влияние оказала внешняя политика на внутриполитическую и внутриэкономическую ситуацию в России?
4. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г.( Слайд №15)
5. Оценка исторической личности. (Презентация. (Слайд № 16, 17)
“Хотя многие имели все основания забыть о Павле, фактически то, что он совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX века. Его реформы создали строго централизованную систему управления, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи”.
6. Рефлексия.
- Можно ли поставить в один ряд Павла I с Петром I и Екатериной II? Кто же Павел I: деспот или “романтический император”?
(Можно использовать, заранее приготовленные листы с напечатанными на них эпитетами “романтика рыцарства, несдержанность, недальновидность, неуравновешенность, вспыльчивость, желание реформаторствовать, деспот, самодур”)(Слайд №18,19.20)
Итоги:анализ и самоанализ работы на уроке.