Проблемы и тенденции развития исторического
образования в системе профессионального обучения
«Изучая предков, мы узнаём самих себя.
Без знаний истории мы должны признать себя
Случайностями, не знающими ,как и зачем
Мы пришли в мир , как и для чего мы в нём
Живём ,как и к чему мы должны стремиться.»
(В.О. Ключевский)
История, как и любой школьный предмет, имеет свои цели обучения, при определении которых следует исходить прежде всего из интересов личности учащихся, её развития. Общественные интересы не должны подавлять интересы личности и тем более превалировать над ними.
Важнейшая специфическая функция обучения истории—это функция социальной памяти .Она делает человека гражданином именно этой страны, последователем её традиций и обычаев.
В процессе обучения истории формируется историческое мышление личности, её историческое сознание .Именно поэтому ,выбрана такая тема для обсуждения и исследования.
Институтом общеобразовательной школы определены следующие
важнейшие цели обучения:
1) Овладение учащегося знаний об истории пути человечества с древнейших времен до нашего времени.
2) Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе истории.
3) Формирование ценностных ориентаций и убеждений учащегося на основе осмысления идей гуманизма, опыта истории,
4) Развитие интереса и уважения к истории и культуре народов.
В 90-ые годы решили отказаться от традиционных для России прав и ввести по заданному образцу государственный стандарт ,определяющий обязанности. Минимум исторического образования, количественные привилегии оценки качества обучения.
Стандарт содержащий обязательный минимум по истории , т.е базовое содержанию.
Знания, вошедшие в эту часть, должны быть общепринятыми с точки зрения их образовательной ценности. Базовое содержание истории фиксирует с такой степенью детализации которая бы исключала или сводила к минимуму возможность его произвольного толкования. Стандарт должен учитывать возможность массовой школы, но и должен оставлять возможность создавать его на основе любые программы. Обязательный минимум- это то ядро которое необходимо усвоить любому ученику. В то же время в стандарте заложен и базовый компонент-тот минимум знаний , который должен дать преподаватель. Базовое содержание шире и глубже по сравнению с минимальным требуемым уровнем усвоения. Исходя из вышеизложенного , необходимо перейти к основному пункту исследования- проблеме развития исторического образования в системе НПО.
Как писал Д.С. Лихачёв :» Отношение к миру формируется мелочами и крупными явлениями. Их воздействие на человека известно, не вызывает сомнений , и самое важное –«мелочи» из которых складывается работник, его мировосприятие, мироотношение. Все мелочи должны учитываться , когда мы задумываемся над судьбой наших собственных детей и нашей молодёжи в целом. Человек крепче хранит память благодарную ,чем память злую. Интересы человека формируются главным образом в его детстве.»
Основная проблема, к сожалению заложена в самой программе гос. ..стандарта. Сокращены часы преподавания с 202-ух до 120-и , при этом 49 часов выделено на изучение всеобщей истории, в итоге историю России 71 час- это изучение истории России с древнейших времен до 21 века! Этого недостаточно даже для повторения пройденного учащегося в школе. К сожалению в системе НПО и контингент слабее , и знания низкие. В программе выражена ориентировка на цели которые совершенно не учитывают патриотической направленности исторического образования например на изучение 2-ой мировой войны выделено всего 5 часов! И называется эта тема «Победа антигитлеровской коалиции во 2-ой мировой войне»! Отсюда вытекает ещё один недостаток программы, полное отсутствие регионального компонента. Городу-герою, пережившему такую блокаду не выделено не 1-го часа! В книге Ченгиза Айтматова «Буранный полустанок» есть поучительная легенда племя завоевателей подвергало своих пленников следующей процедуре: им начисто обривали головы, натягивая на них кусок сырой верблюжьей шкуры, и связанными отправляли на солнцепеке. Те, кто выдерживал эту мучительную пытку, поскольку голова пленника сжималась подобно железному обручу, становились манкуртами- лишенными памяти подобиями людей. Манкурт превращался в раба, не ведавшего страстей, чувств, любви. Только покорность хозяину, а из радости насыщение. Историческое беспамятство-вещь не менее страшная. Человек лишенный исторической памяти, перестаёт быть таковым.
Как писал в своих мемуарах Российский генерал Александр Лебедь: «Я родился на Российской земле, я в неё и уйду. Бежать мне с неё некуда и незачем на ней жить моим детям и внукам, и она мне далеко не безразлична. Велика Россия, отступать то и некуда: там, где мы теперь стоим там и есть наше Куликово поле» Поэтому, вдвойне обидно за подобное отношение к историческому образованию. И ещё одно из главных-в своём исполинском тысячелетнем деле созидатели России опирались на 3 великих устоя- духовную мощь православной церкви, творческий гений русского народа и доблесть русской армии.
Первый из этих устоев Иваны родства не помнящие начали растаскивать на государственном уровне сразу после революции 1917-го года и завершили свою дьявольскую работу в начале 30-ых , подняв на воздух тысячи храмов и похоронив под их обломками духовность Отечества, загнав её на 10-тилетие в подполье, искусственно сделав постыдной и непристойной. Расправа над второй державной опорой в основном была завершена к концу 30-ых годов- всех, посмевших своих суждения иметь , прислонили к стенке или разместили в местах не столь отдалённых от северного полюса. Остальных пригнули и выровняли, ввергнув таким образом, творческий гений народа в шок!
Величайший русский поэт М. Волошин ещё в 1917 году написал стихотворение:
«С Россией кончено. На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали , пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях.
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огонь, язвы и бичи:
Германцев с запада, монгол с востока
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного суда.»
Теперь пытаются и последнюю державную опору – армию отправить в небытие и даже кое в чём преуспели. Но преступление против суворовских наследников не удалось.
В годы Великой отечественной войны армия выдвинула из своих рядов новых гениальных полководцев, прикрыла образовавшиеся бреши новыми бойцами , сначала выстояла, а потом и одержала победу в величайшей из войн. Немецкие фашисты отождествляли СССР и Россию, называя всех бойцов русскими. И это правильно, сражалась великая многонациональная Россия и победила ,явив миру величие русского духа.
И было обидно ,когда на параде 9 мая в прошлом году не было сказано ни одного слова о победе именно Советского союза , о значении этой победы для всего мира, говорилось о победе антигитлеровской коалиции ..События на Украине в этом году отразились в речи В. В. Путина. Он подчеркнул и выделил значение именно Советского Союза в разгроме фашизма, назвав это –«Великой победой-Великого народа!»
Старики и дети …..Прошлое и настоящее…Настоящее и будущее…
Отношение к ним есть есть один из главных способов определения наличия морального здоровья общества. Оно или есть ,или его нет . И оно есть граница ,отделяющая общество людей от сборища нелюдей.
Надо остановиться , задуматься. Не разорвать бы связь времён, не похоронить бы своё будущее, не убить бы надежду, ибо , к сожалению . смертность превышает рождаемость. Такого даже в Великую отечественную войну не было! Неприхотлив , мужественен наш народ! Пройдя через великие испытания . оплатив кровью всё и вся, привык обходиться малым. И как бы тяжело не было , мы в состоянии преодолеть любые трудности.!
Всегда нужно помнить : мы наследники 1000- летия православной Руси, 300- летия дома Романовых,74-летия Советской власти и т. д И ни от чего и ни от кого в своей истории мы не имеем права отказываться ! Без прошлого нет и не может быть будущего!
Есть ли пути выхода из ситуации? Каковы тенденции развития исторического образования в системе НПО?
Учитывая недостатки программы, необходимо взять направление на проектную деятельность учащихся ,что успешно опробовано в нашем учебном заведении.
Именно в процессе проектной деятельности у учащихся формируются универсальные учебные действия, особенно умение самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовность , находить решение учебных и социальных проблем, развивать потребности и способности к саморазвитию.
Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:
1)стимулирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся, когда они ищут заинтересованно способы решения поставленной ими проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности.
2)Применение учащимися базовых знаний и умений, усвоенных ими на уроках, для поиска и решения разнообразных проблем.
3)многоаспектное рассмотрение сложных объектов с точки зрения нескольких наук, что стирает границы между предметами, показывает учащимся взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям.
4)участие детей в социально значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает как личностных качеств, так и профессиональных интересов.
По нашей практике, было выявлено ,что существенно изменяется роль педагога. Он демократичный руководитель, консультант, помощник, соответственно , ученик выполняет роль активного участника, организатора собственной деятельности, созидателя, творца.
Практическим результатом проектной деятельности является проект.
Учебные проекты – предусматривают самостоятельную учебную деятельность учащихся по освоению и применению на практике новой информации в рамках изучаемых одной или нескольких дисциплин. Как правило эти проекты выполняются под руководством преподавателей. Проекты могут выполняться индивидуально, либо в группе. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувства коллективной ответственности. При групповой работе учащиеся усваивают материал в совместной инновационной форме его изучения, обсуждения с выработкой обобщённого , коллективного решения. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности.
Необходимо учитывать ,при подборе объектов проектной деятельности, ряд требований:
1)творческий характер постановки и решения задач
2)интерес учащихся к проблеме
3)самостоятельная деятельность учащихся.
4)личностная и социальная значимость проекта
5)практическая направленность и осуществимость проекта.
6)использование различных средств , обеспечивающих исследованию творческий характер деятельности.
В проектной деятельности важен индивидуальный подход к учащимся, ,так как в каждом коллективе есть учащиеся с различными способностями .Хорошо подготовленные ученики могут выполнить более глубокие исследования и задания.
Примером подобного проекта может служить программа нашего учебного заведения «Я рождён в России».
В этом проекте – главный упор сделан на актуальность проблемы патриотического воспитания. В целях проекта выделена необходимость создания условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельностями и поведения. Работа этого проекта ведётся по нескольким направлениям:
1)»Связь поколений»- главная задача этого направления- сохранение исторической памяти.
2)»Мы уважаем законы России»- формирование культуры проявления гражданской позиции.
3)»Санкт-Петербург»- воспитание у обучающихся позицию соответствия «Санкт-Петербург –мой родной город»
4)» Мы – призывники»
Характеристики успешной проектной деятельности программы « Я рождён в России»
Описание Примеры
1)Учащиеся в центре образовательного и воспитательного процесса ,т.е. учащиеся строят свою деятельность в соответствии со своими интересами и увлечениями. -посещение музеев
-проведение экскурсий
-
2)Учащиеся включаются в разнообразные виды деятельности.
- активное участие в ролевых играх
(Например-страйкбол)
- организация и проведение внутри лицейских мероприятий
-
3)Проект имеет связь с реальным миром , развивает социальные связи детей с окружающим миром.
-посещение предприятий города
-встречи с ветеранами войны и труда
-
Для более эффективного достижения целей, используются многие средства и способы организации деятельности учащихся. Применяются традиционные методы: рассказ, убеждение, пример, демонстрация и т. д. Невозможно обойтись без беседы ,дискуссии, создания проблемной ситуации и другое.
Хочется обратить внимание на важнейший приём в проектной деятельности – это вопрос! Вопросы педагога ,детей друг к другу сопровождают весь процесс деятельности. Необходимо добиваться самостоятельного мнения, ответа на вопрос самими детьми. Наиболее типичные вопросы:
- закрытые, предполагающие однозначный ответ «да» или «нет»
- открытые, которые начинаются со слов :где, когда, кто. сколько.
- альтернативные с союзом «или»
-оценочные –«Кому понравилась данная идея?»
- проблемные –«Почему ты выбрал этот вариант?»
- уточняющие –«С кем можно посоветоваться?»
-резюмирующие-«Я правильно поняла, что….»
Мы уверены, что подобные приёмы – это эффективное средство самореализации ребёнка, которые формируют у него уверенность в своих силах ,мотивации учения ,способом стимулирования его дальнейшей исследовательской деятельности .Конечно, предполагается отбор специальных средств оценивания и анализа результата. Педагог сам подбирает и вместе с детьми определяет возможные и доступные для учащихся методы и приёмы аналитической и рефлексивной деятельности на завершающем этапе.
Например: «Оценочный лист презентации проекта»
№ Параметры оценивания Ф.И.О Ф.И.О Ф.И.О
1 Актуальность выбранной проблемы
2 Глубина раскрытия темы
3 Практическая ценность проекта
4 Обоснованность выводов
5 Правильность и грамотность оформления
6 Умение изложить самое интересное и ценное
7 Умение отвечать на вопросы
Исходя из вышеизложенного, определены проблемы исторического образования в нашей системы и намечены пути их решения:
1)Увеличить часы преподавания отечественной истории.
2)Выделить часы на факультативные занятия.
3)Необходимо финансировать внеклассную работу, для организации экскурсий и других мероприятий.
4)Доработать программу, чтобы выявить наиболее важные проблемы:
- проблемы, которые помогают понять современное положение государства
-проблемы, которые пробуждают интерес к прошлому и настоящему Родины.
-проблемы, которые освещают место России как в мировой истории, так и в современном мире
Родина не должна быть малоизвестной. Её надо научиться любить , а любить можно только то , что знаешь. Надо знать её великое прошлое, её гениев и злодеев , её сказания и легенды, цвета её флага.
Хочется верить , что впереди Полтава , а не Мукден. Ибо только верой силён человек. Эпоха разрушителей подходит к своему логическому концу, грядёт другая –Созидателей! Хочется верить!
Библиография
1) А. Лебедь «За державу обидно» М. 1995 г
2) О. Волобуев С. Кулешов «Очищение. История и перестройка» М. 1989 г.
3) М. Короткова «Методика обучения истории в схемах , таблицах, описаниях»
4) М .Ферро. »Как рассказывают историю детям в разных странах» М. 1992
5) А. Байбородова «Проектная деятельность школьников» журнал «Управление современной школой»
6) М. Волошин «Стихотворения» М. 1991