Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Основные принципы и правила подготовки
и проведения групповой дискуссии
на уроках истории в старшей школе

Чумак Оксана Валентиновна,
учитель высшей категории
 
Дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов и т.д. Дискуссия позволяет выявить многообразие точек зрения, а ее участникам позволяет провести всесторонний анализ каждой из них.
Дискуссия предполагает групповую работу учащихся. Групповая дискуссия по сравнению с индивидуальной работой имеет преимущества в решении и понимании проблем, требующих согласования или критической оценки разнообразных позиций (мнений разных людей, различных заинтересованных сторон т.д.), либо привлечения такого количества информации, которое не может быть представлено одним человеком.
Особенностью дискуссии является то, что в условиях оживленного группового обсуждения участники имеют тенденцию приходить к мнениям и выводам более "рискованным" или, точнее, «раскованным», т.е. к положениям, более отличающем­ся от общепринятых, нежели при работе порознь. Это дает преимущества в ситуациях, когда при решении какого-либо вопроса требуется оригинальная идея, но заставляет с некоторой долей критики относиться к результатам обсуждения, касающегося принятия ответственного решения. Благодаря особенностям дискуссии ее участники по мере накопления опыта обсуждений приобретают также многие полезные в любой сфере деятельности навыки и свойства, такие как умение выделять и излагать свою и воспринимать чужую пози­ции, подчинение общим правилам и выработка на этой основе схем и правил саморегуляции, адекватной самооценки, благо­приятные для совместной деятельности изменения в поведении и восприятии действительности; осваиваются вербальные и невербальные средства обеспечения коллективной деятельности — суммарно все это выражается в приобретении такого сложного навыка, как "решение проблем в условиях группового обсуждения".
Приступая к овладению этим приемом, следует помнить, что хорошая дискуссия не происходит экспромтом, она требует значительной подготовительной работы ее участников и в пер­вую очередь учителя. Безусловно, по мере приобретения опыта проведения обсуждений время, затрачиваемое на предваритель­ную работу, будет сокращаться. Однако независимо от опыта ведущего и знания обсуждаемого предмета надлежащая подготовка всегда является основным условием успеха дискуссии.
Требования к подготовки дискуссии:
1) цель, т.е. что должно быть достигнуто в результате обсуждения, например: решение проблемы, выявле­ние мнений участников о важном событии, понимание участни­ками какого-либо социального явления;
2) конкретные задачи, которые должны быть решены, т.е. как именно и в каком по­рядке двигаться к цели, например: а) описать проблемную си­туацию, б) "вычленить" проблему, в) собрать информацию об имеющихся попытках ее решить и т.д.
3) ход обсуждения.
Два главных типа дискуссии, каждый из  них имеет свои преимущества:
- направленная дискуссия (ход обсуждения полностью оп­ределяется ведущим), обычно применяется, если в обсуждаемой проблеме нет эмоциональных моментов и речь идет главным образом о получении информации;
- свободная дискуссия (участники сами ведут обсуждение проблемы при минимальном вмешательстве ведущего) более подходит, когда рассматриваемый вопрос затрагивает личность, вызывает эмоции и требует подчеркнутого уважения позиций участников.
В практике же дискуссий обычно используются комбинации двух типов дискуссии.
Следующий важный этап подготовки планирование об­суждения. Оно включает:
а) решение о том, как его начать;
б) выбор вступления к дискуссии и хорошо сформулированного вопроса, чтобы участники начали говорить;
в) подготовку глав­ных вопросов, которые должны быть заданы, чтобы проник­нуть в существо обсуждаемой темы (рекомендуется использо­вать небольшую карточку для этих заметок);
г) получение не­обходимого справочного материала;
д) иногда делается подго­товка предварительных заключительных замечаний или соот­ветствующего конспекта.
Решается вопрос о числе участников и их подбор. В дискус­сии должно участвовать не более 15 человек.
Подготовка заканчивается выбором времени и места обсуж­дения с учетом их влияния на результаты дискуссии. В частно­сти, помещение должно быть обставлено так, чтобы участники могли делать записи и сидеть "лицом друг другу" (например, образуя круг, подкову и т.д.). Желательно, чтобы время окон­чания дискуссии также было установлено заранее.
Проведение дискуссии также включает несколько этапов:
1. Начало обсуждения.
2. Разъяснение темы.
3. Ведение обсуждения.
4. Оценка результатов обсуждения.
От начала и до конца дискуссии учитель придерживается нового направления, ведущего к цели, варьирует, если нужно, метод обсуждения в зависимости от хода дискуссии.
Схематично этапы могут быть представлены следующим образом:

 

Подготовка дискуссии

Проведение дискуссии
Определение цели дискуссии: каков должен быть результат? Вводные замечания, указания цели урока
(до 5 мин.)
Выбор метода обсуждения: направляемая или свободная дискуссия либо их комбинация? Разъяснение цели и темы урока (5—10 мин.)
Планирование обсуждения: выбор вступления, подготовка главных вопросов, которые должны быть рассмотрены, а также справочного материала Ведение обсуждения, придерживаясь основного направления, ведущего к цели (40-60 мин.)
Подбор участников дискуссии: 7+2 человека примерно одинакового социального статуса Подведение итогов обсуждения в группе (5—10 мин.)
Выбор времени, а также места обсуждения, где участники могли бы сидеть лицом друг к другу Оценка результатов обсуждения после окончания групповой дискуссии, критический самоанализ участников дискуссии
Обычно подготовка дискуссии занимает несколько дней Практика показывает, что в среднем на проведение дискуссии требуется от 20 до 40 мин.
 
Исследования по использованию дискуссии в различных условиях обучения свидетельствуют о том, что она уступает изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изучаемого материала и формулирования ценностных ориентации.
Выделяют несколько форм дискуссии:
- «круглый стол» - беседа, в которой на равных участвуют все участники небольшой группы учащихся;
- «заседание экспертной группы», на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с сообщением;
- «форум» - обсуждение, сходное с "заседанием экспертной группы", в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с "аудиторией" (классом);
- «симпозиум» - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, отражающими различные точки зрения, после чего отвечают на вопросы класса;
— построенное на основе заранее фиксированных выступлений учащихся, представляющие соперничающие группы.
Включаемость всех участников достигается участием каждого в начальном и обобщающем обсуждении. Вместе с тем тот факт, что в поле внимания всего класса находятся всего пять-шесть говорящих, сосредотачивает восприятие учащихся на основных позициях.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»