Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Урок по истории в 8 классе с использованием технологии критического мышления

Причины и начало Отечественной войны 1812 года           

 (1-ый урок по теме)
 
Райкова Светлана Артуровна,
учитель первой  категории ГБОУ СОШ №133
с углубленным изучением иностранных  языков
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
 
Урок с использованием технологии развития критического мышления.
 
Цели урока:
  1. Изучение и систематизация большого по объему материала о причинах войны 1812 года,  основных событиях первого этапа, главных героях.
  2. Развитие у учащихся критического мышления, умения анализировать факты, цифры, делать соответствующие предположения и выводы, вырабатывать свою позицию, при этом уважая мнение других; привитие навыков самостоятельной работы.
  3. Воспитание чувства патриотизма, исторической гордости, принадлежности и преемственности исторического развития.
   Оборудование урока:
  1. Карта «Отечественная война 1812 года»
  2. Видеофильм «Как стать Наполеоном»
  3. Большие листы ватмана.
  4. Фломастеры.
Для подготовки проведения урока пространство класса организуется  для работы учащихся в группах по 5  человек. Деление на группы производится   самими учащимися, то есть каждый ребенок может   выбрать любое место для работы.
Урок проводится в рамках образовательной технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" и в нем можно проследить 3 стадии (фазы) организации урока:
1) фаза вызова,
2) фаза осмысления (реализации),
3) фаза рефлексии.
 
 Ход урока:

 
  1. Стадия вызова –активизация полученных ранее знаний, переход их в осознаваемые, активизация интеллектуальной деятельности школьников.
 
Вступительное слово учителя.
 
Битва на Чудском озере, Куликово поле, Бородино, Сталинград - они остались навечно в исторической памяти нашей страны. Как символы победы и возрождения, как воплощение священного народного гнева против захватчиков, посягнувших на родные земли, на мирные очаги, на само существование Русского государства. Наконец, как неиссякаемый источник горячего патриотического чувства, связывающего прошлое и настоящее. О неразрывности этих двух начал – прошлого и настоящего – Пушкин сказал:
                                             Два чувства дивно близки нам,
                                             В них обретает сердце пищу:
                                             Любовь к родному пепелищу,
                                             Любовь к отеческим гробам.
 
                                             (На них основано от века,
                                             По воле бога самого,
                                             Самостоянье человека,       
                                             Залог величия его.)
Лучшие умы России завещали нам любовь и уважение ко всему, что помогало выстоять нашей Родине и способствовало ее превращению в великое государство.
В летописи истории нашей страны, исключительно богатой славными страницами, война 1812 года занимает особое место. В ходе ее с большой силой был подтвержден закон, что народ, ведущий справедливую, освободительную войну, получает огромные моральные, духовные преимущества перед агрессором.
 
Сегодня мы познакомимся с первым этапом Отечественной войны 1812 года.
 
1. Стадия вызовасоставление кластера. Стадия вызова – активизация полученных ранее знаний, переход их в осознаваемые, активизация интеллектуальной деятельности школьников.
 
 
Задание учащимся: - На какие вопросы вы  хотели бы получить ответ в ходе изучения этой темы?
Учитель выслушивает все выступления учащихся и оформляет их на доске в форме кластера.
Обсудите в группе: Что вам уже известно об этой войне из курса новой истории?
Учащиеся используют обобщенные знания, полученные в группе, добавляют в кластер.
 
 Фаза вызова завершена. Она заняла около 7 минут. Учащиеся на протяжении всей фазы вызова занимали активную позицию, имели возможность обращаться к своему опыту, использовать уже имеющиеся знания в работе. Основными приемами работы на этой стадии были групповая мозговая атака, индивидуальное вспоминание, беседа.
Таким образом, были достигнуты основные цели стадии вызова - актуализация и систематизация информации по теме урока, которая уже имелась у учащихся.

 
  1. Стадия осмысления- активизация внимания учащихся при чтении учебного материала. Одновременно преследуется задача научения школьников внимательному чтению.  Поскольку во время стадии вызова уже были активизированы знания, имеющиеся у школьников до начала знакомства с новым материалом, то во время этой стадии идет интеллектуальная деятельность по сопоставлению и сознательному увязыванию имеющихся знаний с новыми,
 На стадии осмысления используется прием «Зигзаг».
Участникам предлагается в группах прочитать тексты, каждый получает свой: темы 1-5. Каждый учащийся работает со своим текстом, выделяя главное, составляя опорный конспект, либо использует графическую форму (кластеры) По окончании работы ученики переходят в другие группы – группы «экспертов».
 
 Тема 1.                  
Причины войны 1812 года.

Отечественная война 1812 года явилась крупнейшим событием истории Европы начала XIX века. Каковы же причины этой войны?

 
    В 1804 году гениальный французский полководец Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором. За короткий срок  к его империи были присоединены многие итальянские и немецкие земли, Бельгия и Голландия. В войнах 1805-1806 годов он одержал победы над Австрийской империей и Пруссией. Эти государства вынуждены были в своей внешней политике следовать указаниям Наполеона. Однако претензии Наполеона на мировое господство столкнулись  с твердой позицией России и Александра не собиравшихся уступать  Франции место ведущей силы в Европе. После военного разгрома Пруссии в 1806 и Австрии в 1805 и 1809 Россия осталась единственной великой державой на континенте Европы, стоявшей на пути Наполеона к мировому господству. Как крупная европейская держава, Россия не была заинтересована в утверждении безраздельного французского владычества  над большей частью Европы.
 
      В 1807 году после Тильзитского мира Россия была вынуждена принять участие в континентальной блокаде Англии. Этого требовал Наполеон от всех правительств европейских государств, с которыми заключал соглашения. Таким путем он надеялся расстроить английскую экономику. Однако блокада была не выгодна России, продававшей в Англию хлеб, лес, парусное полотно. Блокада губительным образом сказывалась на ее экономике. Внешняя торговля страны в 1808-1812 гг. сократилась более чем на 40%, происходила утечка золота,  падал курс рубля. Поэтому Россия систематически нарушала блокаду. Император АлександрI смотрел сквозь пальцы на то, что Россия продолжала через посредников торговать с Англией и, несмотря на угрозы Наполеона, ограждал отечественную промышленность  от конкуренции французских изделий, повышая таможенные пошлины. Наполеон, главной целью которого было полное сокрушение Англии, не мог мириться с этим.  В 1811 году Наполеон говорил: "Остается одна Россия, но я раздавлю ее. Через пять лет  я буду господином  мира.»
 
       К 1812 году  – между Францией и Россией возникли сильные дипломатические разногласия, урегулировать которые в процессе переговоров было невозможно.  Распоряжаясь на континенте как полновластный хозяин, Наполеон выгнал родственника императора Александра I, герцога Ольденбургского, из его владений. Александр воспринял это как личное оскорбление. Кроме того, Александр требовал от Наполеона  прямого обязательства, что тот не будет стремиться к восстановлению независимого Польского королевства. Наполеон отказался дать такое обязательство. Весною 1812 года русский император потребовал вывода французских войск из Пруссии и герцогства Варшавского. Наполеон признал это требование оскорбительным. Итак, чем дальше, тем больше Наполеон убеждался, что независимая Россия мешает ему безраздельно распоряжаться судьбами Европы.
    Императоры позволяли себе и оскорбительные высказывания в адрес друг друга. Наполеон, например, отвергая обвинения в незаконном захвате и казни герцога Энгиенского, напомнил о причастности Александра к заговору, приведшему к убийству отца. Петербург грубо отказал французскому императору в его сватовстве к сестрам Александра I, великим княжнам Екатерине и Анне.
 
 
 

 

Задание группе № 1

Ответьте на вопросы:
  1. Назовите причины войны 1812 года.
  2. Была ли неизбежной эта война?
  3. Составьте схему ответа по теме.
  4. Придумайте название презентационного листа.
 
 
Тема 2.
                           Готовность сторон к войне.
 
    Готовиться к непосредственному военному столкновению обе стороны начали с весны 1810 г.
 Наполеон подошел к делу основательно и солидно. Для похода на Россию Наполеон сформировал «Великую Армию», в которой служило почти 640 тыс. солдат и офицеров.  Он мобилизовал материальные  ресурсы всех подвластных ему стран Европы. В рядах наполеоновской армии половину составляли немцы, австрийцы, голландцы, итальянцы, насильно мобилизованные  испанцы и представители других народов Европы.  Французские дивизии накануне войны с Россией состояли не из проверенных ветеранов (большинство из них были убиты в предыдущих войнах), а из молодых крестьян. Многие из них не понимали  смысла предстоящей войны, они лишь свято верили своему «маленькому капралу» - Наполеону. Однако командный состав обладал солидным боевым опытом. Такие маршалы, как суровый Л. Даву, стремительный М. Ней, темпераментный И. Мюрат, были крупными мастерами ведения войны. Организация управления войсками была хорошо налажена, штаб работал бесперебойно.
 
           Что собой представляла русская армия, какова была ее подготовленность?  В отличие от французской армии, формировавшейся на основе всеобщей воинской повинности, русская еще со времен Петра I формировалась на основе  рекрутчины. Как правило, один раз в пять лет, из расчета 1 рекрут на 1000 душ, в армию призывались молодые крестьянские парни. В случае необходимости рекрутские наборы могли проводиться раньше установленного срока. При этом рекрутская система не позволяла быстро увеличить боеспособность армии – ведь определенное время новобранцев необходимо было учить, в то время как всеобщая воинская повинность позволяла государству всегда иметь в запасе давно обученный военный резерв. Однако при всех недостатках рекрутской системы существовал и один плюс: она обеспечивала национально однородный солдатский  состав русской армии.
        На западных рубежах вооруженные силы России не имели достаточных запасов продовольствия и вооружения, единого  главнокомандования, не располагали необходимыми резервами.
       Однако не стоит преувеличивать военную неподготовленность России. Военному министру М.Б. Барклаю – де – Толли удалось довести общую численность войск к 1812 году до 975 тысяч человек.  В боевой подготовке русская армия ни в чем не уступала солдатам Наполеона, а в техническом оснащении даже превосходила его войска. Накануне 1812 года артиллерийский парк нашей армии обладал большей мощностью: против 1400 наполеоновских Россия имела 1600 орудий.  Россия имела огромные запасы зерна, мяса и шерсти. Русская конница численно превосходила конницу врага. Но эффективно использовать  эти преимущества во время войны было затруднительно из-за огромных  пространств  страны и ужасающего  бездорожья.
   Кроме того, стратегическое построение  русских войск было произведено неудачно: они занимали пространство в 600 км. Россия  сосредоточила  свои войска на трех направлениях, прикрывавших движение на Петербург, Москву и Киев. 1-я армия под командованием М.Б. Барклая – де - Толли насчитывала примерно 120 тысяч человек и находилась в районе Россиена и Лиды. Во 2-ой армии П.И. Багратиона состояло около 50 тысяч человек, располагалась она между Неманом и Западным Бугом. 3-я армия генерала А.П. Тормасова, имевшая не менее 40 тысяч воинов, находилась на Волыни. Общая численность  русской армии оценивается, таким образом, в 200-230 тысяч человек.
    Уступая французскому воинству в численности, организации, управлении, русская армия  имела не меньший боевой опыт. Русский солдат по праву считался лучшим в Европе. Многие генералы по выучке и талантам могли соперничать с прославленными наполеоновскими маршалами.
    «Великая армия» (так называли армию Наполеона) обладала большими достоинствами. Но в ней был серьезный изъян, который со всей очевидностью обнаружился в ходе войны. Пестрая по национальному составу, она была лишена сплоченности, единства, морального превосходства, которыми отличалось русское войско.
 
 
 
 Задание группе:
Ответьте на вопросы:
1.Как готовились к войне  Россия и Франция?
2.Составьте схему ответа по теме.
3.Придумайте название своего презентационного листа.
 
 
Тема 3.                                              Начало Отечественной войны 1812 года.
   Ранним утром  24 июня 1812 года французский войска  в ярких красочных мундирах в строгом боевом порядке форсировали Неман и вступили на территорию Российской империи. Вторжение Наполеона вряд ли можно было назвать неожиданным. За две недели до него Париж уведомил европейские дворы о разрыве дипломатических отношений с Россией, а 22 июня французский посол в Петербурге вручил управляющему Министерства иностранных дел России соответствующую ноту.
Накануне Наполеон  стоял у одного из мостов через Неман, на высоком холме, приветствуемый поистине неисчислимыми войсками, переходившими с польского на российский берег. К ним, своим солдатам, за день до вторжения, в Вильковишках, император обратился с воззванием: "Солдаты!.. Рок влечет за собой Россию... Итак, пойдем вперед... внесем войну на ее территорию... война будет славной для французского оружия... мир, который мы заключим, будет обеспечен и положит конец гибельному влиянию, которое Россия уже 50 лет оказывает на дела Европы".
   План Наполеона состоял в том, чтобы, сосредоточив на территории Великого герцогства Варшавского  и Восточной Пруссии свою «Великую армию»  разгромить русские войска в приграничном сражении и вынудить Россию заключить позорный мир. С этой целью Наполеон решил  напасть на нашу страну без официального объявления войны, хотя неожиданным для русского командования его нашествие, разумеется, не было.
   
   Русская армия, ожидавшая врага, была разделена на две части: одной командовал Барклай-де-Толли, другой - Багратион. Оба полководца имели большой боевой опыт и были закалены в екатерининских войнах. Но при вторжении французского войска обе армии оказались отрезанными одна от другой и ослабленными. Они не смогли дать отпор наполеоновским войскам и отступили вглубь страны. Наполеон самоуверенно заявил: «Багратион с Барклаем больше не увидятся!»  
      План Наполеона был прост: всей массой своих войск  вклиниться  между 1 и 2 русскими  армиями, окружить каждую поодиночке и разбить в генеральных сражениях как можно ближе к западной границе.
Захват российской территории и присоединение ее к своим владениям в планы Наполеона не входили. Первоначально император не планировал идти с армией в глубь России, а предполагал продвинуться максимум до Смоленска. Он рассчитывал в ряде пограничных сражений разгромить русскую армию, а затем следовало «наказать» Александра I за нарушение Тильзитского договора и принудить его к миру, выгодному для Франции.
  Еще до начала кампании французский император был убежден в молниеносности войны.
 
    Первый этап Отечественной войны  1812 года включает в себя отступление русской армии от Немана до Бородина.  Французская армия быстро продвигалась вглубь страны, стремясь отрезать друг от друга русские армии  и разбить поодиночке. Но отступление русской армии не было простым отходом одних войск под давлением других. Оно во многом определило дальнейший ход событий.  Ведя постоянные арьергардные бои с французами, русские войска набирались опыта, узнавали сильные и слабые  стороны врага, проявляли чудеса героизма.  
     Наполеону не удалось разгромить русские армии в одном или нескольких генеральных сражениях. Армия Наполеона, преследуя русских, несла большие потери, в то время как потери русских были невелики. Уклоняясь от больших боев, сохраняя дисциплину и порядок, русские армии отступили к Смоленску и здесь соединились(3 августа 1812 г.)  Под Смоленском Наполеон рассчитывал дать генеральное сражение. 4 августа его армия начала наступление на город. Но прочные стены смоленского Кремля, выстроенного еще при Борисе Годунове, выдержали осаду и огонь вражеских пушек. Армия Наполеона таяла, и ему пришлось прекратить штурм.
 Русская армия отступила из Смоленска лишь тогда, когда город был превращен канонадой неприятеля в груду пылающих развалин. Из 2250 домов в Смоленске уцелело только 350.   
       Несмотря на отчаянные усилия французов, 1-й и 2-й русским армиям удалось,  соединиться под Смоленском. Это означало крупный успех русской армии и неудачу Наполеона.
     «Великая армия» утрачивала свои боевые качества по мере продвижения в глубь страны. Надежда Наполеона на скорое генеральное сражение не оправдывалась. Русские войска отходили на восток, уничтожая все склады боеприпасов и продовольственные склады. Население сражалось с врагом. Страдая от голода и жажды, солдаты Наполеона грабили и мародерствовали, сжигали деревни и города. Моральный дух солдат неуклонно падал. Подобно тому, как ржавчина разъедает металл, боеспособность французской армии подтачивалась растущим мародерством и дезертирством. Но Наполеон боялся остановиться. Это означало бы признание своей неудачи. И Наполеон продолжал движение на восток, вглубь России, все дальше уходя от своих баз и источников снабжения. Теперь он решился идти далее к сердцу России – к Москве, достигнув которой он надеялся продиктовать пораженному противнику свои условия мира
        
Задание группе:
Ответьте на вопросы:
1.Какие цели ставил Наполеон?
2. Какую тактику избрало русское войско?
3.Составьте схему ответа по теме.
4.Придумайте название своего презентационного листа.
        
 
 
Тема 4.
Народное движение против захватчиков.
 
С самого начала военных действий большинство крестьян Литвы и Белоруссии выступили за непокорность захватчикам. Крестьянские партизанские отряды зарождались стихийно, в период отступления русской армии.
Покрытая лесами и болотами белорусская земля горела под ногами захватчиков. По мере продвижения в глубь России сопротивления народа росло.
Справедливый и оборонительный характер войны вызвал активное участие широких народных масс России.
Видя активное сопротивление крестьян, Наполеон стал распускать провокационные слухи о предстоящем освобождении крестьян от крепостной зависимости. Но в действительности его война против России носила исключительно захватнический характер, а его армия подавляла антикрепостнические выступления. Литовские и польские помещики поддерживали Наполеона, но крестьяне Литвы и Белоруссии начали против вражеских войск партизанские действия. В начале крестьяне действовали пассивно, отказывались от поставок фуража и продовольствия французской армии, покидали свои деревни и уходили в леса. Но вскоре крестьянство перешло к более активным формам партизанской борьбы: нападениям на отдельные вражеские отряды, к активной помощи русской армии. Восстания против польских и литовских ханов были теперь направленные и против наполеоновской армии. В Могилеве, Витебске и других городах Литвы и Белоруссии французское командование вынуждено было оставлять целые военные части для борьбы с крестьянами.
Широкие массы русского крестьянства поднялись на партизанскую борьбу, едва наполеоновские войска вступили в пределы Смоленской губернии. Зародилось партизанское движение в Поресенском, Красинском и Смоленском уездах, так как население этих уездов прежде всего пострадала от оккупантов. Но по мере продвижения вражеской армии в глубь России все население Смоленской губернии поднялось на борьбу. В августе 1812 года в Смоленской губернии был создан ряд крестьянских партизанских отрядов. В их организации принимали участие сычевский земской исправник Богуславский, предводитель сычевского дворянства Нахимов, майор Емельянов, отставной капитан Тимашев и другие. Всего за полмесяца эти отряды имели около 15 крупных стычек с французами. Партизаны Смоленской губернии нанесли ощутимый удар врагу, а так же очень помогли русской армии. В частности, отряд купца города Поречья Никиты Минченкова помог армейскому отряду ликвидировать отряд французов под начальством генерала Пино.
Так же, как и в Смоленской губернии, Наполеона встречали и в других районах. Народное партизанское движение принимало все более массовый характер. Всюду на борьбу с врагом поднимались крестьяне. Они шли в бой на «басурмана» за Россию, которую хотели избавить и от внешнего, и от внутреннего ярма. После победы над французами крестьяне надеялись получить из рук «отца-батюшки» в награду за свой патриотизм освобождение от собственных господ. Российские же помещики называли Наполеона «французским Пугачевым», который мог отменить в России крепостное право.
 
Задание группе:
  1. Как народные массы встречали  Наполеона?
  2. Почему русские помещики называли его «французским Пугачевым»?
  3. Составьте схему ответа по теме.
  4. Придумайте название своего презентационного листа.
 
 

Тема 5

        Личности войны 1812 года. М.Б. БАРКЛАЙ – ДЕ – ТОЛЛИ И М.И. КУТУЗОВ.
    Вскоре после сдачи Смоленска, 8 августа 1812 г. в русскую армию прибыл новый главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов.  Он сменил на этом посту М.Б. Барклая – де –Толли. Остановимся, чтобы воздать должное этому человеку.
    Его имя не то чтобы забыто, но подлинный облик искажен и  современниками, и историками. М.Б. Барклай – де –Толли – фигура трагическая. Его разлад с современниками и потомками, принижавшими роль полководца и  противопоставлявшими ему Кутузова, делал его действительно несчастливым. Между тем Михаил Богданович был опытным военным и умелым военачальником. До войны 1812 года он сражался с турками и шведами, поляками и французами. Назначение М.Б. Барклая – де- Толли  в 1810 году военным министром не вызвало недовольства. Записка «О защищенности западных пределов России», поданная  им императору, свидетельствовала о высоком профессионализме министра.  Человек гуманный (крепостных у него никогда не было), Михаил Богданович предлагал, чтобы отслужившие срок солдаты получали участок земли и поступали в разряд «вольных хлебопашцев». Отказ от генерального сражения под Смоленском, отступление произвели тяжелое впечатление на русское общество и окончательно подорвали авторитет Барклая. Многие открыто называли его изменником и даже трусом. В этих условиях был необходим единый главнокомандующий, пользующийся авторитетом и в обществе, и в солдатской среде.
    В чем же причина разлада Барклая с обществом? В том, что он - иностранец? Да мало ли иностранцев служило в русской армии! Предложил неверный план кампании с Наполеоном? Однако, следуя именно этому плану, М.И. Кутузов разгромил  Наполеона. Наверное, сыграли свою роль придворные интриги. Но не надо забывать и о другом – обществу очень хотелось видеть вождем и главным героем Отечественной  войны русского полководца.
    Возвращаясь  к М.И. Кутузову, отметим: в 1812 году Михаил Илларионович был самым старшим по возрасту  и времени службы из «полных» генералов. Род его корнями уходил в XIII в. М.И. Кутузов был  боевым соратником П.А. Румянцева и А.В. Суворова (из своих 67 лет 50 он провел в боевых походах). Он удачно служил при Екатерине II и Павле I, был не только уважаемым генералом, но и осторожным царедворцем. С Александром I его отношения складывались не столь успешно, император не мог ему простить поражения при Аустерлице.    Дворянские и солдатские массы видели в нем «своего», в отличие от иностранца и человека беспоместного М.Б Барклая – де – Толли. Еще в июне московское и петербургское дворянство выбрало М.И. Кутузова начальником ополчения.
    Вопрос о назначении главнокомандующего решал чрезвычайный комитет, состоявший из виднейших сановников России. Рассмотрев ряд кандидатур, комитет остановился на М.И. Кутузове и проголосовал за него почти единогласно.
    Между главнокомандующими армий Кутузовым и Наполеоном было очень много общего: они оба любили свою Родину, их любили и в армии. Наполеона, потому что он был доселе непобедимым, Кутузова, потому что он был преемником Суворова, они были талантливыми полководцами, хорошо знавшими свое дело. До этого Наполеон побеждал в их очных ставках, поэтому у него было преимущество перед Кутузовым, кроме того, он был моложе и энергичнее Кутузова. Кутузов и Наполеон добивались успеха своим трудом, оба они начинали младшими офицерами. За это время они набрались не только военного, но и гражданского опыта. Оба они были тонкими дипломатами.
 Приехав в армию близ села Царево-Займище, где Барклай собирался дать генеральное сражение, Кутузов приказал отступать дальше к Москве, продолжая тем самым выполнять план Барклая. Он предполагал, накопив резервы, остановить врага, а затем прейти в контрнаступление.
   Но когда отступавшая армия достигла пределов Подмосковья, перед Кутузовым встал вопрос: продолжать отступать или нет? Позади была Москва. Нельзя было оставлять такой город без боя.  И Кутузов решился дать крупное сражение.
 
   
  Задание группе:

 
  1. В чем трагизм положения Барклая-де-Толли? Нужна ли была смена главнокомандующего?
  2. Как отразился на тактике русских войск приезд в армию Кутузова?
  3. Составьте схему ответа по теме.
  4.  Придумайте название  своего презентационного листа.
 
 
3.Стадия размышления осуществляется при работе учеников в группе «экспертов».
Эти группы составляются таким образом, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы формируется общая презентационная схема рассказа по теме, решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем участники пересаживаются в свои первоначальные группы, чтобы познакомить остальных членов  рабочей группы со своей темой, используя для этого общую презентационную схему. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по теме урока.
Дальше происходит презентация сведений  по отдельным темам, которую проводит один из «экспертов», другие вносят дополнения, отвечают на вопросы.
4. Стадия рефлексии – это закрепление  новых знаний и активная перестройка своих представлений в соответствии  с новой информацией.        На этой стадии в  первую очередь учащиеся должны попробовать выразить новые знания собственными словами
Задание . Прием “Свободное письмо” (рефлексия)
 
1.Было ли тебе интересно на уроке?
2.Доволен ли ты результатами своей работы на уроке?
3.Задай вопрос, на который ты не получил ответа на уроке
(Учитель собирает работы, и полученный материал может использовать при планировании следующего урока)
 
Домашнее задание.
 

 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»