Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока истории в 9 классе
Технологическая карта урока истории

Восточный фронт Первой мировой войны

Яковлев Андрей Владимирович,
 учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №68
                                             
 
Разработчик:
 
 
Яковлев Андрей Владимирович, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №68
Предмет История России
Класс  9 класс
Тип занятия Изучение нового материала с элементами дискуссии; урок мужества; урок-семинар
Технология урока
(методы, формы организации деятельности)
Групповая работа; ответы на вопросы учителя; работа с историческими документами, картами и таблицами; осмысление видеофрагментов из исторических кинофильмов; технология развития критического мышления на основе анализа исторических источников.
 
Тема Восточный фронт Первой мировой войны.
 
Цель      Развивать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому нашей страны, к соотечественникам – «солдатам  Первой мировой войны».
 
     Предметные результаты: Определять места ключевых событий; выделять основные этапы сражений на Восточном фронте ПМВ; сравнивать исторические события ПМВ с возможным историческими параллелями; обобщать полученные данные в стройные, логичные выводы; выявлять причины возникновения ПМВ; представлять мотивы поступков основных политических деятелей рассматриваемой эпохи; выявлять нравственные ценности при оценке событий войны (например, героизм русской армии при обороне крепости Осовец); определять и объяснять свои оценки роли восточного фронта ПМВ в победе Антанты.  
    Личностные УУД: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее Российской Федерации на основе коллективного осмысления событий Первой мировой войны.
    Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

 
План урока
  1. Вводный этап. Вызов. Опрос и актуализация ранее полученных знаний.
  2. 2. Основной этап. Осмысление.
  3. 3. Заключительный этап. Рефлексия.
Основные понятия и термины  
     Мировая война, Восточный фронт Первой мировой Войны, Антанта, Тройственный союз, молниеносная война, план Шлиффена, Галиция, химическое оружие, «снарядный голод», Брусиловский прорыв, Временное правительство, Брестский мир, братание, батальон смерти и др.

 
Возможная личностно-значимая проблема  
    Понимание исторической роли и места Российской империи в Первой мировой войне; актуализация имеющихся знаний о «забытой войне»; сопоставление масштабов событий ПМВ и Великой Отечественной войны; понимание основных предпосылок Великой русской революции, причин падения роли самодержавия в российском обществе того времени; понимание общей военной стратегии стран-участниц ПМВ; ознакомление с героическими страницами отечественной военной истории на примере боевых действий 1914 – 1917 гг.; формирование собственной точки зрения по отношению к  растиражированному в средствах СМИ тезису об «украденной победе» Российской империи в войне.

 
Планируемые результаты
  1. Учащиеся знают основные предпосылки Первой мировой войны
  2. Учащиеся ориентируются в хронологии и событийной последовательности боев на Восточном (русском фронте) ПМВ
  3. Учащиеся в целом выявляют основные предпосылки революционных событий 1917 г., разгоравшихся на фоне войны.
  4. Учащиеся представляют характер боевых действий на основе просмотренных видеофрагментов.
  5. Учащиеся с почтением относятся к памяти павших на фронтах ПМВ, осознают ее как героическую страницу российской военной истории.
  6. Учащиеся понимают, в следствие каких событий ПМВ долгое время находилась в тени истории.
Источники информации (для учителя и учащихся)  
В рамках занятия: электронная презентация, выход в Интернет, видеофрагменты на электронном носителе, раздаточный материал (Приказ №1 Временного правительства).

 
 
Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся
 
Вводный этап.
Вызов. Опрос и актуализация ранее полученных знаний.
Регулятивные УУД:
- определять цели и задачи урока
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы на основе ответов на вопросы учителя, которые актуализируют полученные ранее знания.
Личностные УУД:
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому материалу.

 
  1. Организационный момент – приветствие учащихся. Запущен Слайд № 1 презентации. Вводное слово учителя. Учитель зачитывает стихотворение С. А. Есенина «Молитва Матери» (1914).
Какое название носило наше государство на момент написания данного стихотворения – 1914 год? (Российская империя).
Какой император был у власти?
(Николай 2)
Была ли у него неограниченная власть?
(Власть императора была частично ограничена Государственной думой после революционных событий 1905 года).
На каком этапе технологического развития находилась Российская империя? Какие страны превосходили Российскую империю в своем развитии? (РИ была аграрно-индустриальной страной, относящейся ко второму эшелону развития; к догоняющему эшелону развития. Более сильные позиции имели США, Германия, Великобритания, Франция) .
Слово учителя: Таким образом, мы с вами видим, что Российская империя в начале 20 века была далеко не самой сильной и самой развитой страной, вдобавок пережившей революционные потрясения. Мы должны понимать, что в условиях общества, которое терзают внутриполитические противоречия, в обществе, где затаился очередной революционный взрыв, с экономикой, которая все еще в большинстве аграрная, довольно трудно как обеспечить общественную поддержку войне, так и вооружить по современному образцу армию.
  1. «Цель нашего урока: познакомиться с основными событиями, произошедшими на восточном, русском фронте Первой мировой войны, которую в то время в нашей стране называли Второй Отечественной войной.
С чем у вас ассоциируется понятие «отечественная война»? (война народная; война, которая затрагивает судьбы и интересы всех слоев общества; война, в которой дается массовый отпор агрессору).
Какая отечественная война была первой в истории России? (война 1812 года).
Слово учителя: Наша страна, как мы с вами уже установили в то время Российская империя, приняла самое активное участие в событиях первой мировой войны, оставив лишь на полях сражений около 1,5 млн. человек только убитыми! Однако на долгие годы этот глобальный конфликт пропал со страниц школьных учебников, а если и упоминался - то носил название «империалистическая война». Сегодня на уроке нам предстоит решить несколько сложных проблем: 1) Почему ПМВ была надолго забыта? 2) Справедливо ли  говорить об украденной победе Российской империи? 3) Оценить роль войны в формировании предпосылок Великой Российской революции. Насколько революционный взрыв был предрешен войной? 
 

 
1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
2. Отвечают на вводные вопросы учителя для вхождения в реалии исторической ситуации начала 20 века.     
Основной этап. Осмысление. Познавательные УУД:
- работать  с таблицей, историческими картами и документами.
- находить отличия
- объяснение значения новых слов
- выделять причины событий
-уметь составлять аналогии
-устанавливать причинно-следственные связи
        Коммуникативные УУД:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - умение работать индивидуально и в группе;
Предметные результаты:
- учащиеся знают основные предпосылки Первой мировой войны - учащиеся ориентируются в хронологии и событийной последовательности боев на Восточном фронте ПМВ
-учащиеся выявляют основные предпосылки революционных событий 1917 г., обусловленные войной
-учащиеся представляют характер боевых действий на основе просмотренных видеофрагментов.
 
  1. Слово учителя: Нам необходимо учесть, что эта война являлась первым конфликтом всемирного охвата.  До этого мир знал лишь войны континентальные с большим количество участников (например, наполеоновские войны).
  2. Слайды  презентации №2. Учащиеся на основе знаний, полученных в рамках курса Всеобщей истории в 9 классе, повторяют и кратко обобщают с помощью опорных вопросов учителя факты о двух главных военно-политических блоках ПМВ (Антанта и Тройственный союз), а также основных внешнеполитических кризисах начала 20 века Слайд № 3.
  3. Вопрос учителя: Какие цели могла преследовать и без того огромная Российская империя в первой мировой войне? (предполагаемые ответы: упрочнить свое мировое положение; сплотить победой общество; получить еще больше территорий в рамках имперской политики).
Учитель актуализирует знания учащихся: основные цели – собрать все польские земли, проливы Босфор и Дарданеллы, Галиция, влияние на Балканах, выгодное ослабление Германии и Австро-Венгрии.
Как вы считаете, могли ли бы такие цели войны быть понятными и привлекательными для не особо грамотного солдата в окопах войны? (скорее нет, для большинства населения понятными целями является оборона Отечества от врага, когда война приходит в родной край).
  1. Слово учителя: Мы с вами видим, что Европа тех дней напоминала пороховую бочку, фитиль которой поскорее хотелось поджечь немецкому кайзеру Вильгельму 2 и престарелому Австро-Венгерскому императору Францу Иосифу, что также подтверждает нам следующий документ.
Слайд №4. Анализ учащимися документа. Ответы на вопросы учителя.
Каково было соотношение сил к началу войны?  (перевес Антанты по ключевым показателям, преимущество Центральных держав в области тяжелой артиллерии).
Как вы думаете, исходя из данных документа, какой план действий был бы выгоден Центральным державам для достижения своих амбициозных целей по переделу мира? (внезапный удар).
  1. Слово учителя: Исходя из данных таблицы, мы с вами также видим, что Российская империя обладала самой крупной сухопутной армией. Слайд презентации №5. Русский пехотинец был неплохо экипирован, одет в удобную форму защитного цвета, вооружен современной магазинной трехлинейной винтовкой Мосина, обычной полевой артиллерии было в достатке, в армии встречались автомобили, броневики и аэропланы, правда, в основном, иностранного производства.
Чем плоха закупка за рубежом вооружений? (в условиях войны она может быть утеряна; закончатся запчасти; долгие поставки и проблемы с коммуникациями в условиях войны; не развивается должным образом собственная военная промышленность).
  1. Слайд №6 .Слово учителя: Поводом к мировой войне послужило убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда членом революционной организации «Млада Босна» Гаврилой Принципом в Сараево. Учитель указывает на ряд проблемных вопросов покушения: эрцгерцог возглавлял самую сильную антивоенную группировку в Австрии, недостаточные меры охраны после первого покушения, была ли в курсе деятельности «Млада Босны»  российская контрразведка. Также дается информация о содержании австрийского ультиматума Сербии, который был фактически полностью принят с блестящим с юридической точки зрения сербским ответом. Однако 28.07.1914  начинается австро-сербская война с бомбардировок приграничного Белграда, Российская империя объявляет о мобилизации, Германская империя объявляет войну России 1 августа 1914. По цепной реакции остальные государства также вмешиваются в конфликт.
Дискуссионный вопрос: Как вы думаете - возможно ли было остановить перерастание войну в мировую, ведь мир уже претерпевал ряд кризисов? (если бы Центральные державы не осуществили акт агрессии именно в тот момент, то в течение ближайших лет их отставание от Антанты могло стать безнадежным. Российский император в ходе кризиса неоднократно телеграфировал своему троюродному дяде о возможности сохранения мира).
Таким образом, Германия выступает в качестве основного агрессора, но при этом мы должны учесть, что мир подтолкнула к войне совокупность действий всех мировых держав. Война для России приобретает оборонительный  характер, однако этот ключевой для населения момент доносится достаточно слабо. Война сплачивает политические силы вокруг императорского дома на ограниченный срок, до первых крупных поражений.
  1. Слайд № 7. Учитель дает краткую характеристику плана Шлиффена, стратегии молниеносной войны (германская армия отмобилизована - молниеносный удар по Франции через территорию Бельгии - Австро-Венгрия сдерживает Россию - падение Парижа и выход Франции из войны – переброска германской армии – военное поражение российской армии). Учитель отмечает длительные сроки мобилизации в России в условиях слаборазвитых коммуникаций (3 месяца полное сосредоточение).
Как вы думаете, выгодна ли Германии и Австро-Венгрии в случае провала этого амбициозного плана война на два фронта, к чему подобный расклад может привести? (нет; война может затянуться на неопределенное время).
Слово учителя: Стоит отметить, что российский император, главнокомандующий великий князь Николай Николаевич и Генеральный  имели два достаточно неплохие плана военной компании (А и Г), которые все же имели ряд оперативных просчетов.
  1. Слайд № 8. Учитель дает краткую характеристику Восточно-Прусской операции 17.08.1914 – 15.09.1914. Наступающие силы не отмобилизованы должным образом, некомпетентное командование (также указывает о несогласованности действий 1 и 2 армии на основании возможного личного конфликта генералов Самсонова и Ренненкампфа), победа под Гумбинненом, поражение под Танненбергом.
Почему русская армия наступала, еще не собрав все силы в кулак? (чтобы помочь Франции, по которой наносился основной удар)
Слово учителя: Достигнута конечная цель – спасение Парижа, победа союзников на реке Марна. Демонстрируется с помощью выхода в интернет(http://rutube.ru/video/336fb32c85d452347219c826263c52aa/) видеофрагмента, отрывок из сериала «Гибель империи» (2005 г.), в котором показано уничтожение колонны русской армии в Пруссии немецкими аэропланами с использованием стреловидных ножей в качестве средства бомбометания.
Учитель предлагает обсудить учащимся проблему страха и паники солдат при использовании такого диковинного и страшного для того времени оружия. Учитель отмечает превосходной уровень технического оснащения германской армии, ее выучку, но при этом говорит и о героизме русского солдата.
  1. Учитель зачитывает стихотворение Александра Блока «Петроградское небо мутилось дождем…». Учитель сообщает о географическом положении Галиции. Слайд №9 – сообщает основные факты и статистику Галицийской битвы.
Как вы оцениваете масштабы Галицийской битвы? (они значительны)
Насколько серьезные потери понесла Австро-Венгрия? (страна потеряла значительную часть кадровой армии)
Как вы оцениваете в итоги двух главных сражений 1914 года? (они вполне успешны, основные цели достигнуты)
Потерпела ли провал немецкий план ведения войны? (план потерпел провал, германская армия не смогла разбить союзников по одиночке в короткие сроки).
  1. С помощью выхода в интернет демонстрирует видеофрагмент «Атака казаков на позиции австрияков в Галиции» (отрывок из к/ф «Тихий дон» 1957 года http://www.youtube.com/watch?v=BThEq74N9mE) .
Учитель предлагает учащимся подумать об эффективности использования кавалерии в войне нового типа. (отмечают опасность пулеметного огня). Учитель актуализирует знания учащихся: Роль казачества в ПМВ. Первые сражения войны были маневренными. Кавалерия играла определенную роль на открытых пространствах. Однако война заходит в позиционный тупик, возможности сторон упущены. Фронт почти на всех театрах войны к концу года становится исчерчен линиями окопов, блиндажей, пулеметных точек, артиллерийских позиций. Наступает длительный период позиционной войны – бессмысленные и безрезультатные атаки, долгие артиллерийские обстрелы,  ни одна из сторон не может осуществить коренной перелом, прорвав фронт, так как технические средства и стратегические возможности идентичны. Война принимает характер бойни – с нравственной точки зрения бессмысленной и беспощадной.
Чем грозит ситуация позиционной войны? (стороны несут огромные потери, боевые действия становятся однообразными, война ведется на истощение ресурсов).
  1. Слово учителя. На восточном фронте позиционный тупик формируется на фронте при относительно благоприятном раскладе – падение в марте 1915 г. первоклассной австрийской крепости Перемышль, в целом удачные оборонительные бои под Варшавой. Январь 1915 – германская армия впервые массово применяет химическое оружие в Польше в районе Мазурских озер. Русская армия испытывает острый дефицит боеприпасов и оружия, израсходованы основные запасы на 3 месяца войны, слабая промышленность не справляется. Германская армия концентрирует основные силы на восточном фронте. Слайд № 10 – великое отступление.
Учащиеся анализируют карту и отвечают на вопросы:
Где наносится основной удар? (приблизительный район Горлицкого прорыва)
Какие цели ставят Центральные державы? (окружить группировку русской армии в Польше)
Какие территории теряет Россия за этот период? (Польша, Литва, часть Латвии, западная часть Белоруссии и Украины).
Как вы думаете почему отступление назвали великим? Как оно могло повлиять на внутриполитическую ситуацию в стране? (значительные масштабы; негативно, возможны панические настроения).
Слово учителя. В целом война еще не проиграна. Мужество русского солдата, выравнивание фронта останавливает натиск, формируется новая линия позиционной войны. Полковник Николай 2 становится главнокомандующим всей армией. Союзники не оказали поддержки в 1915 году, не провели наступления. С электронного носителя информации демонстрируется видеоклип «Варя Стрижак. Атака Мертвецов, Или Русские Не Сдаются!», в котором реконструированы события героической обороны крепости Осовец в ходе Великого отступления.
Учащиеся в группах обсуждают характер штурма, контратаки. Цель -  сформировать вывод о высоком уровне патриотизма и осознания долга русским солдатом на момент 1915 года.
  1. Слово учителя: К началу 1916 года тяжесть боевых действий вновь переносится на Западный фронт. Ситуация со снабжением русской армии улучшается (промышленность на военные рельсы, специализированные комитеты). Существует возможность нанесения новых ударов. Союзники увязли в боях под Верденом и просят решительных действий со стороны русской армии. Слайд №11 – карта и основные факты о брусиловском прорыве. Краткая справка о личности Брусилова.
В каком районе и против какой армии совершен прорыв? (Галиция; против астрийской)
Почему удар нанесен против австрийцев? (Они объективно слабее)
Слово учителя: наступление имело локальный характер, однако ослабило позиции немцев под Верденом. Остальные фронты не смогли его поддержать. Румыния терпит военное поражение в 1916 г. и обременяет Россию новым фронтом. Сказывается усталость общества от войны, выбиты кадровые офицеры и гвардия, солдаты не рвутся в бой, общество не осознает в целом целей войны, некомпетентное верховное командование в лице императора, императорское окружение (Распутин, немецкое происхождение императрицы Марии Федоровны), в целом народ уже не может сплотиться вокруг императора для финальной части битвы, императорский дом утрачивает доверие ключевых сословий – дворянство, духовенство, которые преследуют новые цели вразрез императорского курса. Деятельность умеренных сил (прогрессивных блок), незначительная на данный момент пропаганда крайне левых.
Демонстрация с электронного носителя видеофрагмента из фильма «Тихий дон» 1957 г., неудачное наступление конца 1916 г., русские солдаты в панике отступают.
Учитель предлагает учащимся проанализировать данную ситуацию.
Учитель дает краткую информацию о боевых успехах русского корпуса на территории Франции.
  1. Слайд №12. Слово учителя: Военные поражения обусловлены постепенно отстающим и не качественным вооружением. Россия так и не разработала и не применила в эту войну свой танк для прорыва позиционной обороны. Однако мы должны отметить, что российская наука  создала ряд новшеств: абсурдный проект танка Лебеденко; совершенный по меркам времени противогаз;  модернизированные бронеавтомобили Гарфорд-Путилов, полугусеничный Остин-Путилов; совершенные на первом этапе войны бомбардировщики Илья Муромец, автомат сестрорецкого оружейника Федорова. Большинство новых образцов вооружения не внедрены в массовое производство. Ключевые недостатки: слабость тяжелой артиллерии + отсутствие адекватных истребителей-бипланов собственного производства – из чего следует тотальное господство центральных держав в воздухе на восточном фронте, что привело даже к бомбардировке Петрограда 02.03.1918.
Почему не стали производить автомат Федорова? (требуется слишком много патронов, сложно наладить производство в условиях отсталой промышленности).
  1. Какие экономические проблемы ставит перед обществом война? (рост цен, дефицит, голод, кормильцы уходят на фронт).
Слово учителя: На волне неграмотно организованного снабжения, засилья в городах запасных частей, которые не желают ехать на фронт, происходит революционный взрыв в Петрограде. Нерешительность императора, предательство членов правительства, отсутствие реальной поддержки власти даже со стороны военных. Создание Временного правительства. Слайд 13 – Приказ №1 Временного правительства, он же в качестве раздаточного материала.
Работа с документом: К каким последствиям могло привести создание подобного порядка в боевых частях?  (не подчинение приказам, оставление позиций, поражение)
Слово учителя: С принятием приказа № 1 в армии был нарушен основополагающий для любой армии принцип единоначалия; в результате произошло резкое падение дисциплины и боеспособности русской армии, что в конечном итоге способствовало её развалу. Просмотр видеофрагмента из сериала «Гибель империи» братание (http://rutube.ru/video/1a5b6f356c2988e9232359c132b47779/).
  1. Слово учителя. Глава МИД Милюков (получил прозвище Дарданелльский, подумайте из-за чего?) обещает союзникам продолжать борьбу. Военный министр Керенский готовит наступление на месте Брусиловского прорыва. Слайд №14.
Предположите, что могло ожидать это наступление? (провал в условиях развала армии)
Июньское наступление оканчивается провалом, на первых порах выбиты рвавшиеся в бой за республику ударные  «батальоны смерти», состоящие из офицеров, остальные войска не идут в бой. Массовое бегство солдат с фронтов – передел земли после революции. Формируются даже женские «батальоны смерти». Последним пытается спасти ситуацию герой войны генерал Корнилов, попытка установить военную диктатуру. Выступление терпит полный крах.
  1. Во многом случайный приход к власти большевиков. Один из главных пунктов программы – мир. Слайд №15 – последствия Брестского мира, территориальные потери. Учитель кратко сообщает о 2 основных этапах переговоров. Февраль 1918 г. немецкое ультимативное наступление не встречает ощутимых преград, неудачные бои под Нарвой. Договор подписан. Заметьте, как границы этого договора похожи на современные рубежи РФ! Восточный фронт ПМВ рухнул – последняя возможность Германии (Вторая битва на Марне). За свой вклад в войну в рамках Версальской системы уже Советская Россия ничего не получает! Начинается гражданская война на фоне военной разрухи, интервенции. Затем Советской России выставляются претензии и о возвращении финансовых долгов царского правительства.
 
Распределяются в группы. Выполняют задания в группах:
1.Отвечают на наводящие вопросы учителя.
2. Анализируют представленные видеофрагменты.
3. Обсуждают в группах видеофрагмент о штурме крепости Осовец.
4. Сравнивают исторические события, выявляют исторические параллели.
5. Работают с таблицами, историческими картами и документами.
6. Обсуждают в рамках короткой дискуссии вопрос об исторических альтернативах июльского кризиса 1914 года.
Заключительный этап. Рефлексия Коммуникативные УУД:
- формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Познавательные УУД:
- умозаключения и делать выводы
Предметные результаты:
-         определять и объяснять свои оценки роли восточного фронта ПМВ в победе Антанты. 
- учащиеся с почтением относятся к памяти павших на фронтах ПМВ, осознают ее как героическую страницу российской военной истории Отечества
-учащиеся понимают в следствие каких событий ПМВ долгое время находилась в тени истории.
Учитель предлагает подумать учащимся о главных вопросах, поставленных в начале урока. Подводятся итоги урока в виде групповой дискуссии и критического осмысления учащимися изученного материала. Основные выводы, формулируемые классом:
  1. Война забыта так как проиграна, подписан мир, ничего не получили, а лишь потеряли – людские потери, территории, гражданская война, развал империи. Война - повод для новой власти критиковать старый режим. Военные годы подвиг, но при этом и трагедия для русского военного сословия.
  2. Украденная победа – вопрос дискуссионный. Общество, испытавшее за год две революции, виновник трагедии в целом; политическая элита упустила власть. Внешнее воздействие на революционную ситуацию слабо, что доказывают, например, современные исследования о «немецком золоте» большевиков. В условиях той войны, в условиях общественной ситуации тех дней поражение и мир были вполне логичным финалом, который приобрел трагические последствия. Империя перестала существовать юридически, не выполнив ключевых обязательств для стран Антанты, но оказав им существенную поддержку. Вполне естественен новый передел мира победителями, без участия страны, увязшей в гражданской войне и отражающей их же агрессию в виде интервенции.
  3. Российское общество перед войной было в крайне расшатанном и взрывоопасном состоянии. Стабильность и общественный компромисс с властью не были достигнуты. Война вскрыла с большей силой существующие проблемы и крайнюю разобщенность  общества в ключевых сферах жизни. Война стала по сути основным фактором революционного взрыва. В условиях мирного существования у той системы еще имелся потенциал и возможности для альтернативного исторического развития.
Финальное слово учителя. На этом, наш урок, посвященный забытому восточному фронту первой мировой войны, 100-летию начала войны, можно считать оконченным. Стоит отметить положительную тенденцию в осмыслении исторического прошлого и событий ПМВ со стороны правительства РФ в наши дни, юбилей войны был связан со значительным количеством культурных мероприятий и акций, открытием памятников, съемками кинофильмов. 
Рефлексия. Учитель задает каждому из учащихся следующие вопросы: Чем был полезен для вас данный урок? Что нового вы узнали? Насколько актуальны проблемы той эпохи в наши дни?
По получении ответов учитель предлагает каждому из учащихся подобрать одно прилагательное, которое могло бы охарактеризовать ПМВ или восточный фронт ПМВ, либо внутриполитическую ситуацию в Российской империи, характер боевых действий и подвиги русской императорской армии.
Учитель задает домашнее задание: 1) девушкам подготовить в свободной форме 5-минутное выступление о любом герое Восточного фронта ПМВ 2) юношам подготовить в свободной форме 5-минутное выступление о любой системе вооружения, применявшейся русской армией в годы ПМВ.
  1. В рамках короткой дискуссии выражают личное мнение о главных вопросах и проблемах, поднятых на уроке.
  2. Делают выводы о том, что нового они узнали о восточном фронте первой мировой войны
  3. Отвечают на вопрос – чем был полезен для вас данный урок? Насколько актуальны проблемы той эпохи в наши дни?
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»