Методическая разработка урока истории в 9 классе
Технологическая карта урока истории
Технологическая карта урока истории
Восточный фронт Первой мировой войны
Яковлев Андрей Владимирович,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №68
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №68
Разработчик: |
Яковлев Андрей Владимирович, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №68 |
Предмет | История России |
Класс | 9 класс |
Тип занятия | Изучение нового материала с элементами дискуссии; урок мужества; урок-семинар |
Технология урока (методы, формы организации деятельности) |
Групповая работа; ответы на вопросы учителя; работа с историческими документами, картами и таблицами; осмысление видеофрагментов из исторических кинофильмов; технология развития критического мышления на основе анализа исторических источников. |
Тема | Восточный фронт Первой мировой войны. |
Цель | Развивать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому нашей страны, к соотечественникам – «солдатам Первой мировой войны». Предметные результаты: Определять места ключевых событий; выделять основные этапы сражений на Восточном фронте ПМВ; сравнивать исторические события ПМВ с возможным историческими параллелями; обобщать полученные данные в стройные, логичные выводы; выявлять причины возникновения ПМВ; представлять мотивы поступков основных политических деятелей рассматриваемой эпохи; выявлять нравственные ценности при оценке событий войны (например, героизм русской армии при обороне крепости Осовец); определять и объяснять свои оценки роли восточного фронта ПМВ в победе Антанты. Личностные УУД: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее Российской Федерации на основе коллективного осмысления событий Первой мировой войны. Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. |
План урока |
|
Основные понятия и термины | Мировая война, Восточный фронт Первой мировой Войны, Антанта, Тройственный союз, молниеносная война, план Шлиффена, Галиция, химическое оружие, «снарядный голод», Брусиловский прорыв, Временное правительство, Брестский мир, братание, батальон смерти и др. |
Возможная личностно-значимая проблема | Понимание исторической роли и места Российской империи в Первой мировой войне; актуализация имеющихся знаний о «забытой войне»; сопоставление масштабов событий ПМВ и Великой Отечественной войны; понимание основных предпосылок Великой русской революции, причин падения роли самодержавия в российском обществе того времени; понимание общей военной стратегии стран-участниц ПМВ; ознакомление с героическими страницами отечественной военной истории на примере боевых действий 1914 – 1917 гг.; формирование собственной точки зрения по отношению к растиражированному в средствах СМИ тезису об «украденной победе» Российской империи в войне. |
Планируемые результаты |
|
Источники информации (для учителя и учащихся) | В рамках занятия: электронная презентация, выход в Интернет, видеофрагменты на электронном носителе, раздаточный материал (Приказ №1 Временного правительства). |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Вводный этап. Вызов. Опрос и актуализация ранее полученных знаний. |
Регулятивные УУД: - определять цели и задачи урока -участвовать в коллективном обсуждении проблемы на основе ответов на вопросы учителя, которые актуализируют полученные ранее знания. Личностные УУД: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому материалу. |
Какой император был у власти? (Николай 2) Была ли у него неограниченная власть? (Власть императора была частично ограничена Государственной думой после революционных событий 1905 года). На каком этапе технологического развития находилась Российская империя? Какие страны превосходили Российскую империю в своем развитии? (РИ была аграрно-индустриальной страной, относящейся ко второму эшелону развития; к догоняющему эшелону развития. Более сильные позиции имели США, Германия, Великобритания, Франция) . Слово учителя: Таким образом, мы с вами видим, что Российская империя в начале 20 века была далеко не самой сильной и самой развитой страной, вдобавок пережившей революционные потрясения. Мы должны понимать, что в условиях общества, которое терзают внутриполитические противоречия, в обществе, где затаился очередной революционный взрыв, с экономикой, которая все еще в большинстве аграрная, довольно трудно как обеспечить общественную поддержку войне, так и вооружить по современному образцу армию.
Какая отечественная война была первой в истории России? (война 1812 года). Слово учителя: Наша страна, как мы с вами уже установили в то время Российская империя, приняла самое активное участие в событиях первой мировой войны, оставив лишь на полях сражений около 1,5 млн. человек только убитыми! Однако на долгие годы этот глобальный конфликт пропал со страниц школьных учебников, а если и упоминался - то носил название «империалистическая война». Сегодня на уроке нам предстоит решить несколько сложных проблем: 1) Почему ПМВ была надолго забыта? 2) Справедливо ли говорить об украденной победе Российской империи? 3) Оценить роль войны в формировании предпосылок Великой Российской революции. Насколько революционный взрыв был предрешен войной? |
1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. 2. Отвечают на вводные вопросы учителя для вхождения в реалии исторической ситуации начала 20 века. |
Основной этап. Осмысление. | Познавательные УУД: - работать с таблицей, историческими картами и документами. - находить отличия - объяснение значения новых слов - выделять причины событий -уметь составлять аналогии -устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные УУД: - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - умение работать индивидуально и в группе; Предметные результаты: - учащиеся знают основные предпосылки Первой мировой войны - учащиеся ориентируются в хронологии и событийной последовательности боев на Восточном фронте ПМВ -учащиеся выявляют основные предпосылки революционных событий 1917 г., обусловленные войной -учащиеся представляют характер боевых действий на основе просмотренных видеофрагментов. |
Как вы считаете, могли ли бы такие цели войны быть понятными и привлекательными для не особо грамотного солдата в окопах войны? (скорее нет, для большинства населения понятными целями является оборона Отечества от врага, когда война приходит в родной край).
Каково было соотношение сил к началу войны? (перевес Антанты по ключевым показателям, преимущество Центральных держав в области тяжелой артиллерии). Как вы думаете, исходя из данных документа, какой план действий был бы выгоден Центральным державам для достижения своих амбициозных целей по переделу мира? (внезапный удар).
Таким образом, Германия выступает в качестве основного агрессора, но при этом мы должны учесть, что мир подтолкнула к войне совокупность действий всех мировых держав. Война для России приобретает оборонительный характер, однако этот ключевой для населения момент доносится достаточно слабо. Война сплачивает политические силы вокруг императорского дома на ограниченный срок, до первых крупных поражений.
Слово учителя: Стоит отметить, что российский император, главнокомандующий великий князь Николай Николаевич и Генеральный имели два достаточно неплохие плана военной компании (А и Г), которые все же имели ряд оперативных просчетов.
Слово учителя: Достигнута конечная цель – спасение Парижа, победа союзников на реке Марна. Демонстрируется с помощью выхода в интернет(http://rutube.ru/video/336fb32c85d452347219c826263c52aa/) видеофрагмента, отрывок из сериала «Гибель империи» (2005 г.), в котором показано уничтожение колонны русской армии в Пруссии немецкими аэропланами с использованием стреловидных ножей в качестве средства бомбометания. Учитель предлагает обсудить учащимся проблему страха и паники солдат при использовании такого диковинного и страшного для того времени оружия. Учитель отмечает превосходной уровень технического оснащения германской армии, ее выучку, но при этом говорит и о героизме русского солдата.
Насколько серьезные потери понесла Австро-Венгрия? (страна потеряла значительную часть кадровой армии) Как вы оцениваете в итоги двух главных сражений 1914 года? (они вполне успешны, основные цели достигнуты) Потерпела ли провал немецкий план ведения войны? (план потерпел провал, германская армия не смогла разбить союзников по одиночке в короткие сроки).
Чем грозит ситуация позиционной войны? (стороны несут огромные потери, боевые действия становятся однообразными, война ведется на истощение ресурсов).
Где наносится основной удар? (приблизительный район Горлицкого прорыва) Какие цели ставят Центральные державы? (окружить группировку русской армии в Польше) Какие территории теряет Россия за этот период? (Польша, Литва, часть Латвии, западная часть Белоруссии и Украины). Как вы думаете почему отступление назвали великим? Как оно могло повлиять на внутриполитическую ситуацию в стране? (значительные масштабы; негативно, возможны панические настроения). Слово учителя. В целом война еще не проиграна. Мужество русского солдата, выравнивание фронта останавливает натиск, формируется новая линия позиционной войны. Полковник Николай 2 становится главнокомандующим всей армией. Союзники не оказали поддержки в 1915 году, не провели наступления. С электронного носителя информации демонстрируется видеоклип «Варя Стрижак. Атака Мертвецов, Или Русские Не Сдаются!», в котором реконструированы события героической обороны крепости Осовец в ходе Великого отступления. Учащиеся в группах обсуждают характер штурма, контратаки. Цель - сформировать вывод о высоком уровне патриотизма и осознания долга русским солдатом на момент 1915 года.
Почему удар нанесен против австрийцев? (Они объективно слабее) Слово учителя: наступление имело локальный характер, однако ослабило позиции немцев под Верденом. Остальные фронты не смогли его поддержать. Румыния терпит военное поражение в 1916 г. и обременяет Россию новым фронтом. Сказывается усталость общества от войны, выбиты кадровые офицеры и гвардия, солдаты не рвутся в бой, общество не осознает в целом целей войны, некомпетентное верховное командование в лице императора, императорское окружение (Распутин, немецкое происхождение императрицы Марии Федоровны), в целом народ уже не может сплотиться вокруг императора для финальной части битвы, императорский дом утрачивает доверие ключевых сословий – дворянство, духовенство, которые преследуют новые цели вразрез императорского курса. Деятельность умеренных сил (прогрессивных блок), незначительная на данный момент пропаганда крайне левых. Демонстрация с электронного носителя видеофрагмента из фильма «Тихий дон» 1957 г., неудачное наступление конца 1916 г., русские солдаты в панике отступают. Учитель предлагает учащимся проанализировать данную ситуацию. Учитель дает краткую информацию о боевых успехах русского корпуса на территории Франции.
Работа с документом: К каким последствиям могло привести создание подобного порядка в боевых частях? (не подчинение приказам, оставление позиций, поражение) Слово учителя: С принятием приказа № 1 в армии был нарушен основополагающий для любой армии принцип единоначалия; в результате произошло резкое падение дисциплины и боеспособности русской армии, что в конечном итоге способствовало её развалу. Просмотр видеофрагмента из сериала «Гибель империи» братание (http://rutube.ru/video/1a5b6f356c2988e9232359c132b47779/).
Июньское наступление оканчивается провалом, на первых порах выбиты рвавшиеся в бой за республику ударные «батальоны смерти», состоящие из офицеров, остальные войска не идут в бой. Массовое бегство солдат с фронтов – передел земли после революции. Формируются даже женские «батальоны смерти». Последним пытается спасти ситуацию герой войны генерал Корнилов, попытка установить военную диктатуру. Выступление терпит полный крах.
|
Распределяются в группы. Выполняют задания в группах: 1.Отвечают на наводящие вопросы учителя. 2. Анализируют представленные видеофрагменты. 3. Обсуждают в группах видеофрагмент о штурме крепости Осовец. 4. Сравнивают исторические события, выявляют исторические параллели. 5. Работают с таблицами, историческими картами и документами. 6. Обсуждают в рамках короткой дискуссии вопрос об исторических альтернативах июльского кризиса 1914 года. |
Заключительный этап. Рефлексия | Коммуникативные УУД: - формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Познавательные УУД: - умозаключения и делать выводы Предметные результаты: - определять и объяснять свои оценки роли восточного фронта ПМВ в победе Антанты. - учащиеся с почтением относятся к памяти павших на фронтах ПМВ, осознают ее как героическую страницу российской военной истории Отечества -учащиеся понимают в следствие каких событий ПМВ долгое время находилась в тени истории. |
Учитель предлагает подумать учащимся о главных вопросах, поставленных в начале урока. Подводятся итоги урока в виде групповой дискуссии и критического осмысления учащимися изученного материала. Основные выводы, формулируемые классом:
Рефлексия. Учитель задает каждому из учащихся следующие вопросы: Чем был полезен для вас данный урок? Что нового вы узнали? Насколько актуальны проблемы той эпохи в наши дни? По получении ответов учитель предлагает каждому из учащихся подобрать одно прилагательное, которое могло бы охарактеризовать ПМВ или восточный фронт ПМВ, либо внутриполитическую ситуацию в Российской империи, характер боевых действий и подвиги русской императорской армии. Учитель задает домашнее задание: 1) девушкам подготовить в свободной форме 5-минутное выступление о любом герое Восточного фронта ПМВ 2) юношам подготовить в свободной форме 5-минутное выступление о любой системе вооружения, применявшейся русской армией в годы ПМВ. |
|