Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Яковлева Наталия Николаевна,
учитель истории и обществознания
Гимназия № 209, г. Санкт-Петербург


В процессе обучения повторительно-обобщающие уроки занимают особое место. На них не только выявляется уровень усвоения учащимися исторических фактов и понятий. Эти уроки способствуют развитию логического мышления, возможности применить имеющиеся знания по образцу и в новой ситуации. Наиболее целесообразным, исходя из опыта работы, считаю применение на них познавательных заданий.
 Познавательные задания помогают не только лучше усваивать учебный материал, но и углубляют представление по различным вопросам, полученным в ходе учёбы, расширяют кругозор, обогащают новыми знаниями. Так, повторительно - обобщающий урок по теме: « Россия в первой половине 19 века»  можно провести, используя задания разных видов и уровней.  Описание заданий:
 
1.Разминка «Пестрые вопросы» (Тестовые задания)
1)Почему 18 февраля 1799г. Павел 1 особым указом запретил танцевать
вальс на дворянских балах?
а) потому что, вальсируя 17 февраля 1799 года с Анной Лопухиной, он
упал;
б) потому, что вальс был весьма популярен в революционной Франции, против которой воевала тогда Россия;
в) потому, что царь стремился танцевать на балах только русские народные танцы.
2)Кода Наполеон вошёл в Московский Кремль, он был поражён красотой его соборов. »Если бы я мог, я бы принёс на ладони Парижу это храм!» - воскликнул он. О каком соборе шла речь:
а) Архангельском;
б) Успенском;
в) Благовещенском.
3) Кому принадлежат слова о правлении Павла 1:»Хлебопашец обижен, свобода и  личное благосостояние уничтожены. Вот картина современной России».
а) Александру 1;
б) Карамзину;
в) Суворову.
4) Какая традиция существовала в гусарском быту в начале 19 века:
а) носить блестящий, будто  новый, мундир и потрёпанную фуражку с помятой тульей;
б) даже на балу появляться в поношенном мундире;
в) сочетать повседневную форму с деталями парадного мундира.
5) С кем из русских императоров связана тайна старца Фёдора Кузьмича?
а) с Павлом 1;
б) с Александром 1;
в) с Николаем 1.
6) О каком приближённом Александра 1 Наполеон сказал   императору в 1808 году в Эрфурте: «Не угодно ли Вам будет обменять этого человека на какое-нибудь  королевство?»
а) о Сперанском;
б) об Аракчееве;
в) о Карамзине.
7) Как называлась карточная игра, в  которую играл Герман из» Пиковой дамы»:
а) винт;
б) фараон;
в) преферанс.
8) Какое предложение привез Александру 1 от Наполеона  французский посол Коленкур?
а) отдать в жёны императору сестру Александра Анну:
б) понизить вдвое таможенный тариф на ввозимые в Россию из Франции вина, шелк, бархат;
в) создать Священный Союз Франции, России, Австрии.
9) Какому императору принадлежат слова: « В учении видел я лишь одно принуждение и учился без охоты »
а) Александру 1;
б) Николаю 1;
в) Павлу 1.
10) Какой танец считался кульминацией бала в 19 веке?
а) вальс;
б) мазурка;
в) полонез.
11)Как называлась утопическая обетованная земля в русском фольклоре?
а) Беловодье;
б) Пошехонье;
в) Чухонская сторона.
12) Кого в народе называли «елистратишкой»?
а) мелкого ничтожного человека;
б) литровую ёмкость:
в) скупого человека.
( ответы-1а; 2б;3а;4а;5б;6а;7в;8а;9б;10б;11а;12а)
 
« Загадка  от …» Предлагается ответить на проблемные вопросы.
-Загадка от историка.
Английский фельдмаршал Монтгомери, выступая в палате лордов в 1912 году, заявил: «Первое правило, начертанное на первой странице Книги войны, гласит: не ходи в Москву!»
Какие исторические события стали основанием для этого заявления?
-Загадка от современника.
Известная французская писательница Жермена де  Сталь, беседуя с Александром 1,сказала: « Государь, в Вашем характере есть залог конституции для Вашего государства и Ваша совесть тому порукой».
Что конституционного увидела в характере императора француженка?
-Загадка от современника
Поговорив с декабристами, возвратившимися из ссылки, Вяземский записал: « У этих людей всегда 14 декабря и никогда не наступит 15декабря».
Что он хотел этим сказать?
-Загадка от министра
В 1848 году Николай 1 ,разговаривая с морским министром, сказал, что на Кавказе осталось ещё 7 разбойничьих аулов и надо кого – нибудь послать, чтобы эти аулы разорить. Если нужно разорить, то лучше  послать графа Киселёва: после государственных крестьян , 7 аулов разорить ему ничего не стоит.
Чем вызвана такая оценка деятельности Киселёва?
-Загадка от императора
В 1848 году Россию поразили почти все возможные стихийные бедствия, голод, пожары, эпидемии. Но  Николай 1 считал, что стране это пошло на пользу.
Чем объясняется столь странная позиция монарха?
-Загадка от историка
Лотман писал: Известный приятель Пушкина князь Голицын, редчайший пример дворянина, который  до старости, говоря о себе, указывал в официальных бумагах «недоросль».
Как это было возможно?
-Загадка от  историков литературы «Сквозь умственные плотины» пишут: В самодержавной России цензура начиналась не в кабинете цензора, а   за письменным столом писателя.
Как и почему писатель мог быть цензором своих произведений?
-Загадка от революционера.
А.И. Герцен, вспоминая  о спорах западников, к которым относил и  себя, и славянофилов писал: » У нас была одна любовь, но не одинаковая.…И мы как двуглавый орёл смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».
Что имел в виду Герцен?
 
3.»Однажды в 19 веке…» Составить рассказ, используя следующие термины:
-армяк, шушун, приспешня, самогрей, аршинник, »беседа».
-дилижанс, ярмарка, алтынник, офеня, вид, «радужная ассигнация»
 
4.»Терминологическая мозаика». Объяснить  значение терминов.
-Вид (Документ, удостоверяющий личность и дающий право на проживание)
-Адрес- календарь (Ежегодное справочное издание, дающее роспись чинов Российской империи)
-Столбовые дворяне (Дворяне, не имевшие право  передавать  своё звание детям)
-Мир (Крестьянская община)
-Сентенция (Приговор)
-Мадригал (Комплимент в стихах, предназначенный в альбом)
-Латифундия (Крупнейшее земельное владение)
-Майорат (Система наследования земли старшим сыном)
-Вольные хлебопашцы (Крестьяне,  отпущенные на волю по указу 1803 года)
-Тягло (Единица обложения повинностями в пользу государства)
 
5.»История в образах». Крылатые выражения. Изобразить, «дав объяснение.
-«Строить куры»
-«Брать на цугундер»
-«Стрижка купонов»
-«Денди»
 
 
 
Литература:
-Данилов А.А., Косулина Л.Г.История  России 19 век. »Просвещение» 2009.
-Ляшенко Л.М. История России в 19 веке. «Дрофа»2008
-Бородина О.И. , Щербакова О.М. Тесты по истории России. «Владос»1996

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»