Использование технологии «критического мышления»
на уроках иностранного языка
Врублевская Светлана Анатольевна,
учитель английского языка ГБОУ школа №297
Пушкинского района Санкт-Петербурга
В различных научных исследованиях можно найти несколько определений термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению, - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений.
Д. Халперн определяет критическое мышление как направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью.
При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от творческого мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
1. Готовность к планированию.
2. Гибкость.Гибкость позволяет не спешить с вынесением суждения, пока ученик не обладает нужной информацией.
3. Настойчивость. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик добьется лучших результатов в обучении.
4. Готовность исправлять свои ошибки.
5. Осознание. Это качество предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности.
6. Поиск компромиссных решений.
Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо удачно сочетает проблемность и продуктивность обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика при непосредственном обучении иностранному языку. Он стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать полученные знания.
Технологические этапы развития критического мышления, а именно 1-ю стадию – ВЫЗОВ, 2-ю стадию – ОСМЫСЛЕНИЕ и 3-ю – РЕФЛЕКСИЮ можно рассмотреть на конкретном уроке иностранного языка, а именно на домашнем чтении в 8 классе на основе рассказа А.Конан Дойла «Собака Баскервилей».
1. Вызов.
1)Учитель предлагает учащимся поговорить о писателе, его судьбе, его творчестве.
2) Затем учитель предлагает начать работу с текстом рассказа и даёт задание придумать “тонкие” вопросы по содержанию текста с тем, чтобы актуализировать свои знания и впечатления о рассказе.
2. Осмысление.
3) После этого учитель просит учащихся придумать “толстые” вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы.
Класс поделён на группы, каждая из которых задаёт вопросы в порядке очерёдности, стараясь не повторяться. Право задавать следующий вопрос получает группа, которая правильно ответила на последующий вопрос.
3. Рефлексия.
4) Далее учитель предлагает учащимся подумать о том, что же нужно сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы.
Учащиеся предлагают пути решения проблемы.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать. Включение технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена к ребенку, к его индивидуальности.