Оценка качества знаний учащихся на уроке самоконтроля
по предмету английский язык
(5 класс, УМК “Spotlight”)
Глазатова Елена Александровна
В исследованиях многих авторов (М.И.Зарецкого, И.Я.Лернера, И.Т.Огородникова, Е.И.Перовского, М.Н.Скаткина) исходным пунктом для оценки знаний является определение целей обучения, конечных и промежуточных результатов, которых должны достигнуть ученики в своем умственном, нравственном и физическом развитии, трудовой и политехнической подготовке.
Аналитическая схема мониторинга в школе:
Планируемая ситуация |
|
Реализованная ситуация |
Образовательные стандарты |
⇔ |
Предполагаемая учебная программа |
♦ ♦ |
||
Образовательные программы школы, содержание учебной программы |
⇔ |
Выполняемая учебная программа |
♦ ♦ |
||
Требования к уровню подготовки выпускников, ключевые компетенции |
⇔
|
Выполненная учебная программа, освоенные компетенции |
Руководством к выбору целей обучения является раскрытие содержания качеств знания.
Полнотазнаний определяется количеством знаний об изучаемом объекте, входящим в школьную программу.
Глубина– совокупностью осознанных знаний об объекте.
Оперативностьопределяется числом ситуаций или способов, в которых ученик может применить то или иное знание.
Гибкость– быстротой нахождения вариативных способов применения знаний при изменении ситуации.
Знания, усваиваемые учениками, могут быть обобщенными и конкретными, свернутыми и развернутыми, системными и бессистемными. Но главное – осознанность знаний – наиболее обобщенное качество, отражающее конечный результат усвоения и синтезирующее другие показатели.
Другой подход к описанию целей обучения состоит в указании уровней, ступеней, которых достигает ученик по мере овладения знаниями.
Выделяются шесть иерархических ступеней, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на группы, конкретизирующие и раскрывающие эти ступени.
Узнавание предполагает запоминание и воспроизведение терминов, формул, правил, конкретных фактов, методов, процедур, соответствующих сведений.
Понимание – проявляется в преобразовании изученного материала из одной формы в другую, в интерпретации, в (прогнозировании) предположении о дальнейшем ходе развития событий, явлений, действий.
Применение – проявляется в получении результатов при решении задач, обосновании выводов на основе использования правил, законов, методов, процедур, принципов, теорий.
Анализ – проявляется в характеристике составляющих частей целого, в определении связей между этими частями, в выявлении принципов организации целого, в выявлении ошибок и упущений в логике рассуждений, в выявлении структуры изложенного материала.
Синтез – проявляется в умении составить из отдельных частей целое, обладающее смыслом и новизной.
Оценка – проявляется в умении оценить конкретный текст, явления, теорию, правило, художественное произведение, продукт деятельности в соответствии с заданными критериями и целями и представить эту оценку в устном или письменном виде.
Перечисленные ступени представляют этапы, которых достигает учащийся по мере овладения знаниями. Они характеризуют степень понимания и меру овладения опытом в данном предмете.
Мониторинг отличается от обычной оценки знаний тем, что обеспечивает учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися обязательного учебного материала. Это система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. Иными словами, мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.
Класс: 5
Тема:«Страны и национальности»
УМК:Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс «Английский в фокусе». 5 класс (“Spotlight-5”).
1. Полнота.
1) Учащимся дается картинка с изображением нескольких государств и их флагов с заданием: написать название каждой страны, её столицу и указать национальность жителей.
- Описали все картинки, с употреблением всех изученных лексических единиц – 4 балла.
- Описали больше половины картинок с наличием 2-3 орфографических ошибок – 3 балла.
- Описали половину картинок, допустив до пяти орфографических ошибок – 2 балла.
- Описали 1-2 картинки при наличии до 5 орфографических ошибок – 1 балл.
- Не смогли описать ни одну картину – 0 баллов.
2) Учащимся предлагается текст с пропусками, в которые нужно вставить изученные лексические единицы: MikeisfromtheUSA. Heis… Thecapitalofhiscountryis… .
- Умеют использовать нужную лексическую единицу по ситуации с правильным употреблением суффиксов (образования национальности от названия страны) – 3 балла.
- Владеют лексикой по теме, но допускают ошибки в употреблении отдельных суффиксов национальностей – 2 балла.
- Знают лексику по теме, но не умеют употреблять суффиксы названий национальностей – 1 балл.
- Допускают грубые ошибки в правописании стран, столиц, национальностей – 0 баллов.
2. Глубина.
Учащимся предлагается прочитать три коротких высказывания ровесников о своих странах и задать каждому из них по три вопроса.
- Затронули в вопросах все аспекты изученной темы (страны, столицы, национальности, символы, традиции, знаменитые люди) и правильно употребили изученные грамматические явления (глаголы “tobe”, “have/hasgot”, указательные местоимения “this/thatthese/those”) – 4 балла.
- Построили вопросы с наличием 2-3 грамматических ошибок – 3 балла.
- Составили вопросы с наличием 2-3 орфографических ошибок и 3-4 грамматических – 2 балла.
- Построили вопросы с 3-4 орфографическими ошибками, нарушенным порядком слов и 4-5 грамматическими ошибками – 1 балл.
- Не смогли построить вопросительные предложения (отсутствует подлежащее/сказуемое/вспомогательный глагол) – 0 баллов.
3. Гибкость.
Учащиеся читают письмо ровесника из Великобритании, в котором он рассказывает о частях Соединенного королевства, национальных символах и культуре своей страны. Затем отвечают на его письмо, рассказывая о национальных символах, культуре и традициях России.
- Ответили на все вопросы автора, описали подробно национальные символы, традиции, назвали знаменитых соотечественников – 3 балла.
- Ответили на вопросы не полностью, с копированием грамматической структуры предложений автора письма, при наличии до двух грамматических и до трех орфографических ошибок – 2 балла.
- Ответили на вопросы частично, с нарушением структуры предложений, при наличии до четырех грамматических и до четырех орфографических ошибок – 1 балл.
- Ответили на вопросы словами/выражениями (не построили предложения) с наличием многочисленных грамматических и орфографических ошибок – 0 баллов.
4. Оперативность
Оценивается в зависимости от скорости выполнения учащимися тестовых заданий.
На выполнение контрольного теста по теме «Страны и национальности» отводится 30 минут.
- Выполнили все тестовые задания за указанное время – 4 балла.
- Выполнили три задания (больше половины заданий) – 3 балла.
- Выполнили два задания – 2 балла.
- Выполнили одно задание – 1 балл.
- Не приступили к выполнению заданий – 0 баллов.