Психологические упражнения на уроках английского языка
На примере построения социограммы
Баранов Валентин Вячеславович,
учитель английского языка лицея 533
Санкт-Петербурга
Преподавание английского языка (особенно если речь идет о разговорной практике) дает возможность использовать очень широкий круг методик и подходов. Практически любая тема, интересная ученикам, может быть обсуждена на английском.
В психологии накоплено большое количество методик и упражнений, которые хорошо подходят для занятий в группе. При этом многие упражнения не нацелены на глубокие личностные изменения или выявление проблем. В рамках психологических тренингов используется много заданий, цели которых менее серьезные: вызвать дискуссию, внести в группу оживление или, наоборот, дать возможность расслабиться, познакомить участников друг с другом и пр.
Очевидно, что такие же задачи часто стоят перед любым преподавателем. Особенно такие упражнения могут быть полезны преподавателям английского, поскольку почти любое интересное задание может быть интегрировано в курс иностранного языка.
В данной статье мы рассмотрим одно упражнение, и на его примере разберем достоинства и недостатки такого подхода. Как мы увидим, даже небольшое задание лучше спланировать заранее, поскольку в нем может быть много скрытых нюансов.
1. Социограмма на уроке английского языка.
Данный упражнение совмещает психологическое упражнение с разговорной практикой и повторением (изучением) лексики на тему «описание характера или внешности».
Социограмма – это распределение дружеских или других эмоциональных связей между членами группы. Подход в общем (называемый социометрия) был разработан американским социальным психологом Дж. Морено. В настоящее время существует множество подходов и интерпретаций.
В данной статье мы будем называть социограммой одно из множества возможных упражнений, которое может выявить это распределение. Это упражнение несет не только диагностическую функцию (которая не входит в сферу задач учителя иностранного языка), но и помогает создать более доверительную атмосферу в классе.
Естественно, любое психологическое упражнение может вызвать и негативные результаты. Поэтому не стоит применять его в классах, где отношения между учениками сложные или враждебные. В обычной ситуации это упражнение протекает весело и, наоборот, укрепляет дружеские связи между учениками.
Как выглядит упражнение (на уроке английского)
Учитель записывает на доске имена всех учеников, находящихся в классе. При этом имена должны быть равномерно и по возможности «справедливо» распределены (т.е. они должны быть заметны в равной степени).
После этого каждый ученик выходит к доске и стрелочками соединяет свое имя с именами трех людей в классе. При этом он должен сказать две фразы (по-английски) о характере (внешности или поведении) каждого из этих людей. Предварительно (например, на соседней доске) могут быть написаны английские фразы и слова, подходящие для описания человека.
Естественно, ученик соединяет себя со своими друзьями, о которых он склонен отпускать шутливые комментарии. Однако нужно строго предупредить, что данное упражнение очень серьезное и нужно говорить только хорошие вещи.
В итоге все ученики класса оказываются соединены на доске друг с другом и каждый услышал о себе что-то хорошее.
Если есть вероятность, что кто-то из учеников окажется обделен дружескими стрелочками, то в этом случае можно выбирать не 3, а большее число друзей. При этом общее число связей увеличится и вряд ли кто-то останется один.
В заключение учитель может сказать несколько фраз о том, что ему нравится в данном классе.
Итак, подведем итоги. Описанное упражнение – это только одно из множества возможных. В рамках урока иностранного языка можно использовать самые разные психологические задания: от проективного рисунка до «мозгового штурма». В данной статье было выбрано упражнение «социограмма», потому что у него есть ряд достоинств:
1) Упражнение органично сочетается с разговорной практикой и повторением лексики на тему «описание человека».
2) Задание всегда вызывает интерес у учеников.
3) Оно способствует укреплению дружеских связей в классе.
4) Оно хорошо известно психологам, но относительно мало известно в педагогической среде.
Однако цель данной статьи – помимо описания интересного задания – еще и иллюстративная: привести еще один пример того, как при обучении английскому можно использовать наработки из смежных областей знания.
Список литературы.
1) Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. Москва, 2001.