Практические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе
по английскому языку в формате ЕГЭ
(часть C2)
Григорьева Анна Юрьевна,
учитель английского языка,
заместитель директора по УВР (иностранные языки)
ГБОУ гимназия №209 Центрального района
Санкт-Петербурга «Павловская гимназия»
Единый Государственный экзамен предполагает проверку у учащихся, заканчивающих курс средней школы, степень освоения речевой и языковой компетенции. В рамках экзамена предполагается проверять и оценивать все аспекты. Коммуникативный метод изучения иностранного языка предполагает практическое использование языка, в частности, умение выражать свою мысль и аргументировать точку зрения. Мне кажется, что навык владения языком наиболее полно отражается в выполнении задания С2, поэтому мне бы хотелось остановиться именно на этом аспекте.
Подготовка к написанию эссе начинается задолго до завершающего этапа обучения, так как письменная речь является одной из составляющих компетентности владения иностранным языком.
Сложность подготовки к написанию эссе включает несколько подпунктов.
Во-первых, необходимо научить школьников работать строго в рамках требуемого плана. С одной стороны это облегчает выполнение поставленной перед ними задачи. С другой, для российских учеников свойственно свободное выражение своей мысли, не ограниченное рамками шаблона. Далее следует обучить экзаменуемых объяснять и доказывать свою точку зрения. Только после этого следует поэтапно освоить формулировку вступления, показывающего актуальность темы и возможные точки зрения на проблему, а также формулировка вывода, основанного на содержании сочинения. Обучение самопроверке требует особого внимания и для этого разработана отдельная система упражнений, о которой я расскажу чуть позже.
Ознакомлению со структурой сочинения способствует предложенная на начальном этапе схема-шаблон, которая позволяет учащимся располагать свои мысли в пределах предложенного «скелета», включающего в себя языковые клише.» Следующий этап –обучение написанию строго по предложенному плану. В зависимости от возможностей группы или отдельных учащихся срок работы по шаблону может варьироваться.
Но вот тема обдумана, позиция автора определена.
Особые трудности вызывает у учащихся аргументация своего мнения и построение контраргументов. С этого мы и начинаем обучение, а впоследствии и работу над сочинением, после разбора темы и определения своего мнения. Я нашла для себя способ, заранее позволяющий готовить детей к объяснению своей позиции, который, в зависимости от степени подготовки учащихся можно вводить с 8-9 класса, то есть когда дети в состоянии выражать свои мысли в устной речи. Я предлагаю вашему вниманию игру, которой меня научили мои зарубежные коллеги, и которая не имела изначально никакого отношения к изучению иностранного языка и тем более к подготовке к национальному экзамену.
Для проведения игрового занятия классная комната делится на три участка, которые маркированы соответственно AGREE, DISAGREE, NOT SURE. Далее участникам (желательно рассматривать группу около 20 человек) предлагаются различные высказывания, которые озвучиваются устно и возможно дополнительно предъявляются на слайдах или на доске.
Каждый участник должен занять соответствующую своему мнению по отношению к предложенной проблеме позицию. После чего участники должны обосновать свой выбор, то есть фактически аргументировать свое мнение. По условиям игры, участники не могут вступать в дискуссию, но могут дополнять свои высказывания или менять свое мнение в ходе обсуждения без дополнительных комментариев. Я предлагаю вам возможные варианты вопросов, хотя их может быть бесчисленное множество, в зависимости от интересов группы, педагога или темы, которую в данный момент проходят в классе. На обсуждение каждого вопроса устанавливается временной лимит.
Образцы тем для обсуждения
· We are the only thinking creatures in the Universe.
· I am satisfied with my age and don’t want to change it.
· A man and a woman can be true friends.
· I am sure there is some kind of life after death.
· I like my sex and don’t want to change it.
· When I make a decision I never regret about it later.
· Love at the first sight exists.
· People with different income can never be true friends
Кроме того, большую роль в формировании умения аргументировать может сыграть участие в дебатах. Не буду вдаваться в подробности общеизвестной технологии, просто хочу отметить, что навыки, приобретенные в ходе командной и индивидуальной подготовительной работы, оказывают неоценимый вклад при написании эссе.
Но вот первый, подготовительный этап преодолен, первые сочинения написаны и оценены учителем. Однако очень часто от детей можно услышать – «Я не понимаю, почему это не так» и, самое главное, - как сделать ТАК КАК ТРЕБУЕТСЯ. На этом этапе мои ученики превращаются в экспертов, и я провожу с ними по сути дела те же занятия, которые проводят с экспертами накануне ЕГЭ. То есть мы разбираем анонимные работы (как правило, из другого класса или группы для обеспечения комфортности обучения каждого) с точки зрения экспертной оценки. И, как известно, лучший способ в чем-то разобраться – объяснить это другому человеку, в данном случае срабатывает безотказно.
Так же имеет смысл предложить написать сочинение дважды, отстаивая по очереди противоположные точки зрения. Начинаем мы, как правило, с очень простых примеров.
For instance “Winter is the best season of the year” or “It would be more efficient if we had more lessons daily but had day off on Saturday”. Дети должны понимать, что в эссе нет неправильного мнения, только его надо правильно аргументировать, даже если тема кажется не очень близкой или трудно выбрать однозначную позицию.
Мне кажется, что при условии правильного подхода педагога к выполнению поставленной задачи учащиеся смогут набрать высокий бал на экзаменах, порадовав и себя и нас своими результатами.