Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Мультимедийные источники информации как средство  формирования нового типа мышления у студентов на уроках по английскому языку

Герасимова Анна Викторовна,
преподаватель английчкого язык
СПб ГБПОУ «Пк №8»

В настоящее время перед образованием поставлена непростая задача – формирование личности, способной адаптироваться в условиях динамичного, технологичного, информационно насыщенного поликультурного  современного мира.

Наш ученик, если так можно выразиться, - продукт иной формации. Для него телефон, компьютер и всевозможные гаджеты – не роскошь, а неотъемлемая часть повседневной жизни, средство существования в сложном, многоплановом мире, где реальность и виртуальность – как две стороны одной медали.

Современный учитель понимает, что соответствие вызовам времени достижимо лишь при условии информатизации образования и информационно-технической насыщенности урока. Более того, английский язык, став общепринятым языком межкультурной коммуникации, мировым языком науки и техники, требует поиска нового методического арсенала для учителя, иных подходов к процессу обучения. Необходимо научить человека XXIвека ориентироваться в потоке иноязычной информации, работать с аутентичными текстами и информационными источниками Интернет. Здесь можно привести известное высказывание Георга Зиммеля, который говорил, что человек образованный — это тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.

Информационные технологии и мультимедийные средства прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако, что касается школьной практики, то интеграция их в образовательный процесс – дело непростое, требующее не только соответствующей технической оснащённости учебного пространства, но так же колоссальных творческих усилий и временных затрат со стороны учителя. Вот почему на данный момент трудно говорить о какой бы то ни было системе в сфере информатизации обучения, скорее всего пока – это удел учителей-новаторов и энтузиастов, любящих свою профессию и осознающих уровень требований нового информационного  века. Впрочем, данная тенденция характерна для всех стран, двигающихся в направлении модернизации образования.

Между тем, средства мультимедиа обладают великолепным потенциалом, позволяющим вывести урок из повседневной одномерности, распахнуть пространство класса, открывая перед учащимися необъятные просторы многомерного поликультурного  мира.

Существует масса образовательных    сайтов, которые могут сделать урок иностранного языка увлекательным и более продуктивным. Интернет способен предоставить учебный материал для решения образовательных    задач на любой ступени обучения. Это электронные книги, энциклопедии, словари, onlineверсии газет и журналов, разнообразный текстовый материал по языковым уровням, лексические и грамматические упражнения, игры, песни, рифмовки, тесты для подготовки к экзаменам, видео, интервью и подкасты, которые могут служить стартом для серьёзного обсуждения, пищей для критического осмысления важнейших проблем, с которыми сталкивается человечество.

Современный учитель иностранного языка, имеющий в своём распоряжении, как минимум, компьютер, проектор и доступ в Интернет, - активно использует PowerPointдля презентации языкового материала, включает подкасты для развития навыков аудирования, подбирает текстовый материал образовательных    сайтов, соответствующий потребностям и интересам обучаемых. Многие идут дальше и открывают ученикам возможности электронных веб-инструментов для реализации разнообразных проектов, презентации творческих работ и создания собственных видео и аудио продуктов на иностранном языке. Иными словами, учитель 21 века находится в постоянном творческом поиске, открывая новые горизонты для себя и своих учеников.

А что же наш ученик? Люди, родившиеся в конце 20 – начале 21 века, с самого раннего возраста знают, что такое цифровые технические средства, они выросли в мультимедийном информационном пространстве, которое обусловило особенности их восприятия, мышления, познания окружающего мира, взаимодействия в нём – иного стиля жизни. Согласно данным Института перспективных технологических  исследований Европы, новое поколение цифрового века активно общается в социальных сетях, имеет доступ к широчайшим источникам информации,которую можно получить здесь и сейчас/, освоило множество видеоигр, способно одновременно оперировать несколькими гаджетами и предпочитает большую часть своего времени проводить online.

Всё это формирует особенности нашего ученика, который привык к многоканальности и оперативности информации и порой не задумывается о её достоверности. Он общителен, непоседлив, нетерпелив, но не ориентирован на деятельность, требующую длительной концентрации.

Более того, особенности мультимедийных источников информации так же способствуют формированию нового типа мышления. В отличие от печатного текста, который последователен, структурирован, - информационные источники мультимедиа, сочетая в себе несколько модальностей /видео, аудио, текст, анимацию/, преподносят многоплановые эмоционально окрашенные образы, требующие иного восприятия, нежели напечатанный на бумаге текст.

Вот почему наш ученик так любит необычные креативные задания, жаждет деятельности, ориентирован на самостоятельный  поиск, готов строить гипотезы и рисковать, но не любит, когда ему дают скучные пошаговые инструкции с давно спланированным результатом. Отрадно, что современный ученик /по свидетельству того же Института перспективных технологических  исследований Европы/, верит в силу науки и техники, знает, чего хочет достичь в жизни и понимает ценность качественного образования.

Как видим, наш ученик обладает массой интересных особенностей, которые мы не можем не учитывать в нашей школьной практике, но что же самое главное, куда должен быть направлен главный педагогический вектор?

Ответ даёт ФГОС, в котором подчёркивается необходимость использования в педагогическом процессе современных образовательных    технологий деятельностного типа с учётом новых требований информационного  общества к человеку. Стандарт выдвигает на первый план важность поворота в образовании к личности обучаемых, акцентируя внимание на формировании у них универсальных учебных действий, готовности и способности к саморазвитию, а так же укреплении мотивационной сферы учащихся в условиях целенаправленно й познавательной деятельности.

Использование мультимедийных средств обучения в сочетании, например, с технологией развития критического мышления, или проблемного обучения, позволяет решить перечисленные выше задачи. Одну из возможных вариантов данной модели обучения можно представить в виде следующих последовательны х этапов:

1. Инициирование.

Учитель создаёт ситуацию, позволяющую заинтересовать учащихся, вызвать у них удивление, интерес, любопытство, а так же вспомнить то, что учащиеся уже знают об этом явлении, предмете, событии. Учитель может использовать фото, аудио, видео, PowerPointпрезентации. Кстати, порой в качестве учителя может выступать кто-то из заранее подготовленных учеников.

2. Исследование.

Учащиеся включаются в совместную работу по поиску недостающих данных, фактов, ответов на вопросы с использованием различных информационных источников (словари, справочники, webстраницы, onlineкарты и т.д.), актуализируя уже имеющиеся у них знания, анализируя, проверяя новую информацию, строя гипотезы.

3. Обсуждение.

Коллективное обсуждение различных точек зрения, плюсов и минусов, выявление закономерностей , правил и т.п.; обобщение, обоснование, доказательство. Учитель выступает в роли посредника, участника обсуждения, при необходимости может задавать наводящие вопросы, помогает «дойти до истины» и сделать выводы. Учитель тщательно готовит данный этап, стараясь предугадать и снять возможные языковые трудности, а после завершения обсуждения, если это необходимо, организовать повторение и коррекцию.

4. Генерирование идей и создание собственного продукта.

Учащиеся используют новое знание при решении аналогичных задач творческой или практической направленности. Это может быть самостоятельный  поиск фактов, данных, свидетельств, доказательств в сети Интернет, вебквест, onlineопрос с последующим обобщением результатов. Ученики могут создать презентацию, слайдшоу, текст, таблицу, буклет, диаграмму, электронный плакат; написать и опубликовать на сайте стихотворение, рецепт, инструкцию на иностранном языке; записать подкаст, диалог, сценку или рекламный видеоролик. На данном этапе используются технические средства и информационные источники, выбранные учениками самостоятельно, или предложенные учителем, который помогает, советует, рекомендует.

5. Оценка и самооценка.

Учащиеся оценивают уровень собственной активности при создании продукта, обобщается и оценивается качество полученного результата.

Учитель имеет возможность оценить степень продвижения учащихся и уровень сформированност и навыков. На этом этапе так же могут быть использованы интерактивные ресурсы и независимая оценка Интернет сообщества.

Данная модель не является аксиомой или чем-то совершенно новым. Учитель может работать по своим отработанным схемам, вплетая в индивидуальную канву урока яркие нити всемирной сети Интернет, делая акцент на самостоятельнос ти, активности, а так же формировании умения работать в команде при уважительном отношении к иному мнению, вкусу, точке зрения. Наши ученики должны научиться оперировать различными источниками информации, критически оценивать их. Не менее важно показать им возможности разнообразных технических средств на пути новых открытий, развития и реализации их интеллектуально го и творческого потенциала.

Выполнение требований ФГОС – в руках творческих педагогов, готовых и способных понять особенности детей цифрового века, а так же создать условия для их развития и самореализации, используя весь арсенал современных мультимедийных средств обучения.

Сложные понятия легче усваиваются, если их разбить на изображения. Из результатов исследования стало понятно, что анимированные трехмерные модели могли бы стать самым удобном способом подачи информации в форме, пригодной для обучения и восприятия, благодаря чему можно было бы представлять огромные массивы сложной и абстрактной информации в легкой понятной форме. Благодаря графической визуализации дети могли воспринимать объекты большей сложности, поскольку анимация позволяла им видеть структурные компоненты и понять принцип работы. В частности, благодаря 3D-анимации ученики могли быстро переходить от целостного вида к рассмотрению различных частей структуры, в том числе на микроскопическо м и клеточном уровне. Этот процесс подачи материала особенно хорошо способствует пониманию. Как показывает практика, трехмерные учебные материалы легко воспринимаются учениками, материалы, содержавшие самое глубокое 3Dи наибольшее количество анимации оказывают наибольший положительный эффект на запоминание. Создаваемый ими живой образ задействует в обучении все чувства. Во время наблюдений за занятиями 33% учеников тянулись к 3D-объекту, а порой движения их тел было зеркальным отражением движений объекта, особенно если объект «двигался» в их сторону или если глубина 3Dбыла велика. Результаты исследования А. Бэмфорд указывают на заметный положительный эффект, который трехмерная анимация оказывает на обучение, вспоминание и итоги экзаменов. В рамках эксперимента 86% учеников, обучавшихся с использованием 3D, показали лучшие результаты по сравнению с предварительным экзаменом, в то время как в «обычных» классах это удалось только 52% учеников. Рост успеваемости у каждого отдельного ученика также был намного выше в классах, где использовалось 3D. Индивидуальные результаты в 3D-классах повысились в среднем на 17%, в то время как в «обычных» классах улучшение составило 8%. Указанное улучшение результатов подтверждалось и качественными данными. 100% учителей были согласны с утверждением, что 3D-анимация на учебных занятиях помогала детям лучше понимать материал, и 100% учителей были согласны с утверждением, что благодаря 3Dученики смогли открыть для себя что-то, чего не знали раньше. Учителя отметили, что учащиеся в 3D-группах глубже понимали предмет, их вниманием было проще завладеть, они были более мотивированы и больше вовлечены в процесс. Результаты, полученные от педагогов, перекликались с результатами, полученными от учеников: учащиеся из 3D-групп были более уверены в своих знаниях, чем учащиеся контрольных групп. Учащиеся показали уверенность (84% выразили согласие с утверждением), что 3Dпозволяет им лучше учиться. Высокий уровень удовлетвореннос ти учащихся обучением с использованием 3Dподкреплялся прохождением теста в 83% случаев.

В тесте на запоминаемость учащиеся из 3D-классов лучше вспоминали подробности и последовательно  сть процессов, чем учащиеся других групп. Как учащиеся, так и учителя отметили, что 3Dделает обучение более «настоящим», и что «настоящие» примеры позволяют лучше понимать материал и повышают успеваемость. Учащиеся из 3D-групп также показали лучшие результаты в свободных задачах и задачах на моделирование.

В рамках исследования было проведено несколько тестов на регрессию. Учителям было поручено через месяц проверить, что ученики успели забыть, и описать как количественные, так и качественные отличия в запоминании между учащимися 3D- групп и остальными. Для определения запоминания и способности к вспоминанию были предложены открытые задачи. Учителя отмечали отличия в том, как ученики из 3D-групп и остальные вспоминали материал. Например: ученики из 3D-групп чаще использовали жесты и движения тела при ответе; лучше выстраивали предложенные понятия в последовательно  сть; лучше разбирались в понятиях (особенно если новое понятие было впервые им представлено в 3D); лучше описывали то, чему научились — больше писали, больше говорили и больше использовали модели для объяснения изученного. Но самое важное, то что учащиеся из 3D-классов через месяц смогли вспомнить больше, чем ученики из «обычных» классов. Отличия наблюдались не только в количестве вспомненного материала: учащиеся из 3D-групп излагали знания более связно, системно. Учащиеся из 3D-групп подробнее отвечали на открытые вопросы и охотнее «думали в 3D». Многие ученики при ответе на тестовые вопросы использовали жесты и мимику для воссоздания увиденного ранее в 3D.

Использование 3Dв учебном процессе приводит к положительным сдвигам в моделях поведения и общения, а также улучшению взаимодействия в аудитории.

А. Бэмфорд приводит такие данные, что по результатам пост-опроса 100% учителей отметили, что ученики уделяли больше внимания урокам в 3D, чем иным урокам, а 70% учителей отметили, что поведение учеников было лучше при использовании 3D. Думается, что главная причина в том, что уровень внимания был выше во время и сразу после демонстрации 3D. В среднем 46% учеников были внимательны в течение 5 минут во время «обычной» части урока, и 92% учеников были внимательны за тот же срок во время 3D-части! По окончании 3D-части занятия степень внимания продолжала расти и оставалась высокой до конца урока. Так, 96% учеников оставались внимательны в течение 5 минут после демонстрации 3D.

Просмотр 3Dи вызываемые им вопросы являются факторами, удерживающими внимание учащихся. Учащиеся с расстройствами внимания, как правило, показывают самый большой положительный сдвиг в уровне внимания и коммуникации в сравнении 2Dи 3D.

Проведенное исследование не выявило каких либо девиантных проявлений, связанных с 3D, однако по советам А.Бэмфорд пока, не стоит интенсифицирова ть процесс обучения с 3Dболее чем 10-12 минут в период 45 минутного занятия.

Современная практика интенсивного использования ITи AVв образовании позволяет выделить как минимум пять тревог или, правильно было бы выразиться заболеваний нового века, к которым медики относят: туннельный синдром запястий; зрительный синдром; позвоночный синдром; дыхательный или лёгочный синдром; венозно-сосудистый синдром. По данным статистики практически каждый «продвинутый» учащийся обладает, по крайней мере, двумя из пяти перечисленных. Недостаточная эргономика и отсутствие культуры организации работы - вот стандартный ответ, на вопрос: почему складывается такая ситуация в учебных заведениях взявших курс на интенсивное использования цифровых технологий. Сегодня существуют нормы и госты на организацию рабочих мест, но не всегда они учитывают индивидуальные особенности конкретных людей. А неумение грамотно организовать себя, свое время, и свое окружающее пространство приводит к столь плачевным результатам в виде ухудшения физического здоровья. Компьютерная техника и высокие технологии в своём глобальном, тотальном наступлении на общество, образование и культуру приводят в конечном счете к «деформации» молодых людей. Эту новую генерацию социологи окрестили как HomoDigital. Одним из ее проявлений, которое всё чаще обсуждаются в педагогической прессе, стала потеря навыков самостоятельног о написания текстов, создания рисунков и т.д., они подменяются навыками компиляции, использованием готовых форм, макетов, имиджей. Клавиатура и мышь вытесняют традиционные пишущие инструменты. На наших глазах происходит подлинная узурпация памяти мобильными, электронными носителями памяти, флэш-картами и т.д. Узурпация сознания интеллектуальны ми программами и устройствами. По мнению учителей и педагогов успешных московских школ происходит катастрофическа я потеря грамотности и вычислительных способностей у учащихся. Язык является своеобразным барометром общественного развития и отношений, язык чутко реагирует на малейшие изменения во всех сферах жизни. Средства массовой информации, реклама, деловое общение, электроника, наука и техника являются основными источниками для обновления языка. В последнее время в молодежный оборот все больше поступает слов суррогатного языка SMSсообщений. В нашей педагогической практике мы заметили, что молодые люди не могут длительное время сосредотачивать ся на какой-либо информации, и у них снижена способность к анализу. Современным школьникам осилить что-либо из классической литературы XIXвека становится сложной задачей. Современные учащиеся, обладатели клипового мышления оперируют только смыслами фиксированной длины и не могут работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Другая же сторона клипового мышления в том, что теряются чувства сопереживания, ответственности . Стремясь побыстрее получить нужные сведения, школьники и студенты часто опираются исключительно на зрительную память, не используя слуховую, тактильную, обонятельную, эмоциональную. Информация, которую они не пропустили через себя, не прочувствовали и не проанализировал и, назавтра стирается из сознания частично или полностью. Еще одна проблема: это виртуализация общения, общение с аватарами, программами и объектами несуществующей реальности. Согласно исследованиям психологов, давно изучающих IT, происходит формирование определенной ITзависимости. По мнению специалистов, это свидетельствует о боязни контактов «глаза – в глаза», это считается попыткой бегства от реальности. Но существует еще одно мнение психологов на увлечение чатами это проявление второй натуры подростков, как новый способ самовыражения, удобное средство для реализации естественной потребности в мире новых технологий. С неосознанным, стремительным, стихийным внедрением цифровых технологий в образование происходит замена процессов осмысления фрагментарными процессами информационного насыщения; прогрессировани е клипового мышления, замена текста визуальными объектами ограниченной информационной ёмкости.

Что такое 3 Dрисунок? Такой рисунок – это иллюзия? Теоретически мы понимаем: все то, что мы видим, нарисовано в одной плоскости. Но мозг человека считывает информацию с рисунка и передает нашему восприятию такую картину, которую мы привыкли видеть в реальности. Человек с помощью карандаша и бумаги создаёт иллюзию объема.

Современная система образования, о чем говорилось в начале, предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою». Уроки рисования 3D, позволяют использовать многие, но, хотелось бы выбрать технологию проблемного обучения, где учащиеся овладевают творческими знаниями, умениями, навыками, развивают мыслительные способности.

План действий 1. Мотивация. Просмотр различных видеороликов.

План действий 2. Определить для себя, что вы будете рисовать.

План действий 3. Набросайте на бумаге примерный эскиз. На этом этапе определитесь с источником света. Можно схематично обозначить. Используйте теорию: чем ближе ваш предмет к свету – тем он будет светлее, а чем дальше от источника – тем темнее. Рекомендуется, делать разницу между глубокими тенями и более светлыми, как можно более плавной. Это можно добиться. Растирая рисунок кусочками бумаги или ватки.

План действий 4. Нарисовав сам предмет, не бросайте все свои силы на тень. Ее нужно сначала легко прорисовать, чтобы понять, правильно она у вас легла или нет. Затемнить рисунок – это не проблема, а вот убирать тень уже будет сложнее. Поэтому лучше не торопиться.

План действия 5. Проблема. Как нарисовать 3Dрисунок на бумаге, если композиция задумана сложная или ученик новичок? В этом случае, разбейте сложные формы на мелкие части. Фрагментируйте свой рисунок, тогда вы определите, куда упадет тень и как она будет себя вести с другими предметами.

План действия 6. Если вы набьете руку, то можете выполнять объемные рисунки и на асфальте и холсте, и на стене.

Дифференцирован ный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения нескольких тем – от сложного рисунка по объемной форме до упрощенной композиции.

Проблемная ситуация, созданная в начале урока, способствует мотивации учебной деятельности детей, быстро и активно включиться в работу. Выбрать для себя вариант рисунка по силам, поэтому учащиеся обретают уверенность в своих познавательных возможностях. Рисунки 3Dпозволяют сделать уроки более интересными и эмоционально - окрашенными, иллюстративными.

В Европе производилось тестирование во время уроков с использованием 3D-контента и обычного контента, результатом которого стали данные о реакции на эти типы материалов. В одних группах обучение шло с использованием 2D, а в других — 3D. 100% участвовавших в опросе учителей отметили следующее: когда начиналась, посвящённая эксперименту часть урока, возрастала дисциплина, а процент усвоения материала для групп с 3Dсоставлял порядка 86, тогда как в группах с 2Dедва дотягивал до 52.

Эксперимент показал, что в течение пяти минут внимание к материалу в аудиториях, где шла демонстрация 3D-контента, удалось удержать у 95% детей, а при демонстрации 2D-контента это значение достигало порядка 40%. Также оказалось, что этот метод (демонстрация трёхмерных наглядных материалов) стимулирует детей. Они изучают, что такое 3D-моделирование, сами пытаются моделировать, могут использовать контент для повторения — отключать звук в анимации и повторять услышанное, они могут использовать 3D-модели на уроках рисования. Кроме того, оказалось, что трёхмерный контент стимулирует развитие речи, развитие мимики у детей, даёт лучший уровень усвоения материала

Воплощение данной технологии в образовательных учреждениях может производиться перед веб-камерой, подключенной к компьютеру размещается специальное изображение-маркер. Это может быть двухмерное изображение, отпечатанное на простом листе бумаги. Специальная программа, запущенная на компьютере, анализирует полученное изображение с камеры и дополняет его на экране монитора виртуальными объектами. Такие веб-камеры установлены в нашей гимназии во всех классах начальной школы. Мы пробуем, учимся работать с использованием новой технологии и рады будем узнать ещё о новых программах для работы с 3Dобъектами.

Список литературы:

1.Асмолов, А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А.Г. Асмолов., А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров. – М.: Изд-во«НексПринт», 2010. – 84 с.

2. Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: учебное пособие. – 10-е изд., перераб. – М.: НП«Современные технологии в образовании и культуре», 2009. – 168 с.

3. Разработка эффективных проектов [Электронный ресурс]. – URL:

http://educate.intel.com/ru/ProjectDesign. «Обучение для будущего».

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»