Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методические рекомендации

Учителю на заметку

Цевелева Надежда Дмитриевна,
учитель английского язык
ГБОУ СОШ №390 Санкт-Петербурга

 

                                  «...умеренность и аккуратность – залог успеха.
Периодичность удесятеряет силы»
Спивак Д.Л.

Школьный урок длится 45 минут. Такая его продолжительность пришла к нам из XVII века. Ее предложил великий чешский педагог Ян Амос Коменский. С тех пор эта традиция и осталась. В 20-е годы XX столетия  было установлено, что внимание человека ослабевает через 15 минут напряженной работы, особенно если она монотонная. Н.А.Аладжалова, доктор биологических наук, изучающая активность головного мозга считает, что потеря концентрации внимания наступает через 10-12 минут и что через каждые 8-10 минут следует делать небольшую паузу на 2-3 минуты или менять вид деятельности, обязательно чередуя сложный с легким.

Продолжать работу легче, чем начинать ее, поэтому начинать следует с самого легкого материала, повторения. Дальше скажется эффект втягивания в работу, и дело пойдет легче.

На современном уроке обучающиеся самостоятельно определяют цель урока и это важно. Еще в 1989 году Радченко И.П в своей книге «НОТ учителя» писал: «… правильная постановка целей и задач деятельности дает многое. Во-первых, она побуждает педагога и учащихся к целенаправленной деятельности и тем самым организует совместную деятельность педагога и учащихся, во-вторых, она организует определенным образом психику учащихся (внимание, восприятие, мышление, память, воображение, чувства, волю и т.п.), в третьих, она благоприятствует организации коллективной деятельности учащихся, сплачивает их вокруг общественно ценной идеи, в-четвертых, правильная постановка целеобразования позволяет вскрыть как внутренние, так и внешние причинно-следственные связи между целями разных уровней и соответственно реализовать их, а это уже процесс формирования личности.

Каждый урок должен обеспечивать тренировку всех четырех видов навыков, возможно, неравномерно распределенных во времени. Все виды речевой деятельности тесно связаны между собой. Несистематическая работа над устной речью приведет к тому, что обучающиеся недостаточно хорошо отработают тот материал, которым они могли бы пользоваться в речи.

Советский педагог В.Ф.Шаталов подсчитал, что школьникув день приходится говорить всего две минуты. В оставшиеся же часы ребята либо слушают учителя, либо молча выполняют  какие-то его задания. Как же научиться говорить?

Одним из важных шагов является активизация словарного запаса. Существуют активный и пассивный словарные запасы и разница между ними большая. Одни слова обучающиеся часто употребляют в своей речи и они стали для них как родные, другие слова они знают, но не используют. Чтобы перевести слова из пассивного словаря в активный, ученикам следует чаще читать вслух. И не просто читать, а выразительно, с правильной  и красивой интонацией. Нужно приложить некоторые усилия, чтобы активизировать свою устную речь. Занимаясь регулярно, ученики  и сами не заметят, как многие слова перейдут из пассива в  их актив.

Примером нашим ученикам могут быть японские школьники, изучающие русский язык. Советские педагоги и ученые ездили в Японию, их поразило, с какой легкостью и в каком хорошем темпе читают японские ученики на русском языке. Как учителя достигли этого? Какие приемы использовали? В чем секрет? Оказывается, японские дети в начале каждого урока, не зависимо от того математика это или рисование, или какой-нибудь другой предмет,читали 3-5 минут на русском языке вслух, в полголоса. Такое чтение проводилось не только на каждом уроке, но и каждый день – результат был налицо. О таких примерах следует говорить, а так же брать их на заметку.

Л.В.Щерба указывал на то, что «необходимо учить только безусловно часто встречающиеся слова, и прежде всего слова, имеющие или могущие иметь какое-либо грамматическое значение,  -  прежде всего глаголы.

Нужно научить детей быть внимательными в общении, ведь умение слушать и умение говорить взаимосвязаны. Хорошее, развитое умение слушать способно многое прибавить в копилку знаний. Однако самая большая сложность состоит том, что от знания об умении до самого умения лежит не один шаг упорной работы.

Педагоги используют замечательный метод, с помощью которого лучше всего учиться писать. Они позволяют своим ученикам проверять тетради друг у друга. Ничто не учит больше, по их мнению, чем исправление чужих ошибок.

 В обучении английскому языку в школе следует придерживаться последовательности от речи к языку, обучать системе языка через речь в процессе организованного целенаправленного общения.

Количество нового материала, излагаемого на уроке, не должно быть чрезмерным: строго отобранные фонетический, грамматический, лексический минимумы и речевой материал. 

Многократное повторениенебольшого количества нового материала. То, что усвоено до степени автоматизма на пяти-шести примерах, легко распространяется на все, внешне даже не очень схожее. Выполнив многочисленные упражнения, всесторонне обыгрывающие несколько фраз в типичных речевых ситуациях, обучающиеся в дальнейшем легко узнают и воспроизводят и узнают изучаемое явление в других схожих ситуациях, ибо оно становится уже не «полученным знанием», а органической частью сознания, чувством языка. Коменский говорил: « Долог и труден путь правил, легок и приятен путь примеров».

Упражнения для понимания речи на слух весьма разнообразят урок и мобилизуют внимание. Учить пониманию иностранной речи на слух лучше идя от простого материала к сложному, но сохраняя темп (в нормальном темпе). Излишние трудности снижают интерес к работе и подчас создают у учащихся впечатление непосильности стоящей перед ними задачи.

«В педагогическом труде нет мелочей. Мелочи – это своего рода строительный материал в деле совершенствования педагогического мастерства» Зарецкая И.Я.

У достаточно большого процента детей в простой общеобразовательной школе заниженная самооценка и это следует учитывать преподавателю в своей работе. Такие учащиеся не верят в себя, в свои силы и способности. Они видят далекую и большую цель и она их пугает.

В таких ситуациях помогает  притча «Мальчик и огурце». На берегу Днепра сидел мальчик и играл. Подошел к нему мужчина и говорит: «Ну, что, малыш, слабо переплыть реку?» А парнишка спрашивает: «С огурцом или без?» «А какая разница?»- удивляется мужчина.  «С огурцом смогу, а без огурца – нет».  Дал человек мальчику огурец и сказал: «Плыви!..» Он думал, что тот испугается, а мальчишка поплыл. Бросит огурец перед собой, доплывет и снова бросит. Так парнишка и переплыл Днепр, а все знают, что эта река славится своей шириной, недаром Н.В.Гоголь написал: «Какая птица долетит до середины Днепра?» Наш же маленький герой не только переплыл, но и вернулся на свой берег. Мужчина был поражен: «Как тебе это удалось?» На что парнишка ответил: « Я ставил перед собой маленькую задачу – доплыть только до огурца, вот и все». Так и в жизни, чтобы достичь какой-то глобальной цели, необходимо сделать ряд шагов, то есть большое и непосильное на данный момент времени разбить на маленькие и выполнимые задачи

Не следует учителю опускать руки, даже если не все получается в каком-либо классе или в какой-либо период времени. Опираясь на опыт ведущих педагогов, психологов, лингвистов, методистов, как теоретиков, так и практиков, следует искать свои приемы, свои пути достижения цели – овладение обучающимися языком как средством общения.

Язык – это богатство, это достояние народа, коллектива, это предмет изучения, предмет истории. Он содержит в себя разнообразные диалекты, говоры, стили, сленги, разновидности устной и письменной формы речи и все это делает его неповторимым и уникальным.

Что касается английского языка, то здесь изучение правильного произношения потому и сложно для обучающихся, что в нем звучание многих слов сильно отличается от их написания. Это произошло в результате того, что звуковой язык с течением времени изменился, тогда, как способы написания слов оказываются более консервативными. Вот и получается, что первоначальное точное изображение речи в письме становится все менее и менее «правильным».

Для понимания иностранного языка недостаточно знания фонетики и лексики. Большое значение имеет грамматика,  без знания которой школьник сможет лишь приблизительно понять самые несложные фразы, а зачастую вообще исказить смысл.

Преподавая английский язык в школе, необходимо помнить, что грамматику следует брать самую краткую, легко-обозримую, а вот словарь, посоветовать обучающимся купить, самый полный.

Д.Л.Спивак говорил: «Запомните: в языке оправдывается только труд, требующий каждодневных, но небольших усилий. Особенно хорошо, когда от этого труда вы получаете удовольствие. Если в ваших занятиях мелькает это приятное чувство, поймайте его, постарайтесь запомнить и воспроизвести. Это залог успеха, а другие приемы только помощники».

 

Список литература:

 

Коменский Я.А. 

Локк Д.  

Песталоцци И.Г. 

 

Радченко И.П.    

 

 

Спивак Д.Л.    

 

 

Щерба Л.В.                       

Педагогическое наследие / Сост.      В.М.Кларин,                       А Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989 – 416 с. (Б-ка          учителя).

 

НОТ учителя - Кн. для учителя.- 2-е изд., перераб. И

доп. – М.: Просвещение, 1989. - 238 г.

 

Как  стать  полиглотом. -  Л.:  Лениздат,  1989. –

144с., ил.

 

Преподавание  языков  в  школе:  Общие  вопросы

Методики:  Учеб.  пособие  для  студ. филол. фак.-

3-е изд.,  испр.  и  доп.  –  СПб.:  Филологический факультет   СПбГУ;   М.:   Издательский    центр

«Академия», 2003. – 160 с.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»