Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование текстовых опор при обучении монологической речи

Пастущина Ольга Петровна,
преподаватель английского языка
Кронштадтского морского кадетского военного корпуса

Современное образование и воспитание нацелено на формирование способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, способности применить свои знания, умения и навыки в жизни.

Иноязычное говорение является сложным интегрированным умением. Его отличает мотивированность, активность и самостоятельность говорящего, целенаправленность, связь с мышлением, ситуативная обусловленность. Любой связный текст несет в себе тематическую лексику и определенные грамматические явления, знания значений  которых является ключом к пониманию смысла. Основной составляющей является лингвистическая компетенция, определяющая арсенал языковых средств, позволяющая строить осмысленные высказывания, формируя культуру общения, содействует общему речевому развитию учащихся.

Способность к общению на иностранном языке предполагает также воспитание в учащемся:

- интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;

- понимание себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, а также общечеловеческого сознания;

- понимания важности изучения иностранного языка;

- потребности в самообразовании.

Перед школой стоит задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно обусловленной и мотивированной, т.е. у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим на иностранном языке. Ситуация является отправным моментом для монолога. Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

- информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);

- воздействующая (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия).

По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания:

монолог - сообщение; монолог - описание; монолог - рассуждение; монолог - повествование; монолог - убеждение. Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий.

Воздействующая функция монологической речи проявляется особенно ярко в монологе - побуждении. Имея в виду невысокий, но коммуникативно-достаточный уровень владения монологическими умениями в школе, наибольшую актуальность имеют монологические высказывания: описание и сообщение учащихся о себе, о своих интересах, о школе, о родном городе, о своей семье, обо всем том, что может быть интересным для воображаемого (или реального) сверстника - носителя языка.

При определении видов монологических упражнений необходимо учитывать следующие критерии:

1.       Вид монолога (монолог – сообщение, монолог – описание, монолог – рассуждение, монолог – повествование, монолог - убеждение);

2.       Связность и логичность изложения мысли и структурно - композиционная завершенность высказывания;

3.       Объем (полнота) высказывания - степень раскрытия темы и количество предложений;

4.       Степень комбинированности языковых (лексических и грамматических) средств (т.е. характер речевого творчества);

5.       Лексико-грамматическая (в том числе и синтаксическая) правильность.

Уже на начальном этапе важно активизировать учебно-познавательную деятельность, развивать самостоятельность и творческий потенциал, вызвать потребность и желание высказаться, чтобы на продвинутом этапе сформировать критическое мышление, умение выразить свою точку зрения и обеспечить самореализацию личности ученика.

В традиционной методике приняты два основных пути в обучении монологической речи:

•    "путь сверху" - исходной единицей обучения является законченный текст;

•    "путь снизу" - от элементарного высказывания (предложения).

Предлагаемая технология использования текстовых и  графических опор помогает максимально "переработать" текст, осмыслить его содержание, выделить существенные элементы, уловить причинно-следственные связи и  либо воспроизвести текст, присвоив исходный образец, либо на его основе составить собственный, внося изменения. Подобным образом, отталкиваясь от исходного элементарного высказывания учащиеся развивают мысль и создают единый законченный текст, "шифруя" идеи в графических образах, схемах и опорных словах, планируя будущее монологическое высказывание. В любом случае подготовленные опоры снижают волнение говорящего, придают уверенность, помогают превозмочь робость, и преодолеть страх забыть детали или упустить главное. Основные этапы технологии

1.    Погружение.

2.    Переработка.

3.    Репродукция. (Пересказ  текста,  используя опорный конспект)

4.    Перенос. (Составление собственного текста на основе измененного опорного конспекта)

5.    Продукция. (Самостоятельное монологическое высказывание на основе нового опорного конспекта)

Технологии обучения монологическому высказыванию с опорой на план-конспект используется при работе с  текстами-описаниями, повествованиями, тематическими текстами.

Целесообразность и эффективность применяемой технологии определяется успешностью самостоятельного монологического высказывания. Увеличение объема монологического высказывания, разнообразие языковых средств передачи информации, использование средств логической связи доказывает тот факт, что переход от репродуктивного говорения к продуктивному происходит легче на основе опорных конспектов, составляемых учащимися самостоятельно в удобной для них форме.

 

Литература:

1. Андреева Е.В.. Использование текстовых опор при обучении говорению. Учебно-методический журнал Английский язык в школе. № 3 (43) / 2013

2. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. -М., 1991

3. Рабинович Ф.М. К проблеме опор при развитии экспрессивных форм речи//Иностр. яз. в школе.- 1986.-№5

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»