Использование интерактивных технологий на уроках английского языка
Крюкова Людмила Анатольевна,
преподаватель английского языка,
ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский корпус»
Современный преподаватель иностранного языка сталкивается с целым рядом проблем при подготовке к уроку и при его проведении. С каждым днем растет количество информации, которую необходимо понять учащимся при освоении образовательных программ. Имеется большое разнообразие учебных пособий, в том числе и электронных, и педагогу достаточно трудно полностью их адаптировать к своим задачам. Чаще всего используется только их незначительная часть. Современные учащиеся лучше воспринимают визуальную информацию, экранные технологии, чем печатные издания, а мультимедийные, интерактивные пособия вызывают наибольший интерес и мотивируют детей к обучению. В своей работе учитель иностранного языка должен учитывать тот факт, что доминирующими тенденциями XXI века, определяющими пути модернизации российского образования, являются креативность и творчество – самый востребованный продукт образования, ведущий фактор экономического роста и национальной и личностной конкурентоспособности, ценность самоидентификации личности.
Ведущими стратегическими идеями, положениями, принципами, заложенными в концепции развития довузовского образования в суворовских училищах и кадетских корпусах, которых должен придерживаться современный педагог иностранного языка, являются:
-
дифференциация и индивидуализация обучения на основе использования деятельностного метода обучения и личностно-ориентированного подхода;
-
создание системы выявления одаренности детей и обеспечение условий, способствующих их раскрытию и развитию;
-
достижение всеми обучающимися уровня функциональной грамотности, общекультурной компетентности, воспитанности, наличие ценностных ориентиров, готовность к обучению в другой ступени обучения;
-
создание современного коммуникативно-ориентированного обучения, которое готовит учащихся к использованию иностранного языка в реальной жизни, к культурному, профессиональному и личному общению с представителями иных социальных традиций, общественных устройств.
Для достижения всех этих целей педагоги иностранного языка используют информационные технологии, так как они являются одними из важнейших инструментов для проведения занятий в интерактивной форме и предполагают использование мультимедийных средств, компьютерной техники, интерактивных досок и сетевых информационных образовательных ресурсов, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация), и работать с ней в интерактивном режиме.
Преподаватели иностранного языка применяют мультимедийное оборудование для:
-
достижения более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие;
-
усиления его эмоционального воздействия;
-
обеспечения «погружения» в конкретную социокультурную среду.
Это происходит за счет использования мультимедиапроектора, интерактивной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Информационные технологии облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, создать иллюзию соприсутствия, содействуют становлению объемных и ярких представлений.
Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, и тем самым способствовать развитию личности в процессе собственной деятельности, ориентированы на развитие исследовательских умений обучающимся, эффективно влияет на повышение уровня успешности овладения иностранным языком. Проекты, выполненные с использованием электронных образовательных ресурсов, помогают разнообразить занятия, проводимые по учебным пособиям, а также реализуют комплексный подход в обучении и значительно повышают мотивацию к изучению иностранного языка.
Наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использовании средств наглядности. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала. Компьютер с проектором может полностью решить проблему реализации в учебном процессе принципа наглядности, причем наглядности интерактивной.
Преподаватели иностранного языка суворовских училищ и кадетских корпусов давно освоили и применяют интерактивные доски на каждом уроке, используют их разнообразные специфические возможности:
-
установка фона,
-
прикрепление объекта к фону,
-
вставка текста, иллюстраций,
-
удаление лишних областей иллюстраций,
-
группировка объектов,
-
создание скрытого объекта за границей документа,
-
перетаскивание объектов, использование «mind maps» (технология «Кластери»),
-
вставка гиперссылки на игровой флэш-файл,
-
разделение объекта на несколько более мелких,
-
вставка гиперссылки на аудиофайл,
-
вставка гиперссылки на кроссворд, выполненный в программе «HOTPOT» и сохраненный в браузере,
-
подпись пером.
Это умело примененное многообразие возможностей интерактивной доски помогает решить многие дидактические задачи не только по английскому языку, но и
-
усвоить базовые знания по предмету;
-
систематизировать усвоенные знания;
-
сформировать навыки самоконтроля;
-
сформировать и усилить мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
-
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,
-
совершенствовать системы управления обучением на различных этапах урока;
-
улучшить качество обучения и воспитания, повысить информационную культуру учащихся;
-
повысить уровень подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
-
продемонстрировать возможности компьютера не только как средства для игры.
Во многих школах России сегодня ноутбуки уже заменили бумажные учебники. Хорошо это или плохо – покажет время, но то, что быстрое овладение новыми знаниями уже невозможно без применения компьютера – это очевидно. И качество обучения в наших школах будет зависеть от степени оснащенности их техническими средствами в целом и самыми современными средствами ИКТ в частности, грамотным применением их в учебном процессе и на уроках английского языка, в частности.
Использование ИКТ и Интернет – ресурсов на уроке иностранного языка позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических задач.
Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет кадетам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная работа, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. Опыт применения современных ИКТ показывает, что их использование является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как это способствует модернизации общего образования, повышает поликультуру учителя и учащегося, способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся. Использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроках английского языка актуально на сегодняшний день, так как учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем и повышать свое педагогическое мастерство.
Литература:
-
Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, № 3, 2002.
-
Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера (в вопросах и ответах). СПб, 2001.
-
Пахомова Н.Ю. Компьютер в работе педагога. – М., 2005.
-
Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность времени. ИЯШ, № 5, 2005.
-
Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПб, 2004.